Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Под ред. В.Н.Панферова. – Псков, 1994. – с. 280.
Конструктивность мотивации
Рассмотрим описание четырех основных типов мотивации (мотивационных стратегий):
«ЛЕВ»: Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА – ДА», то есть мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, взаимного их положительного отрицания, обуславливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения,
результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. В идеале «Лев» на основе интернальностии экстравертности устремлен к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий (по К.Томасу – стремление к сотрудничеству).
Может быть Учителем (с большой буквы), (ди)ректором, основателем (научной) Школы, собирателем, пастырем, духовным наставником, мастером на все руки. Пассионарность его имеет чрезвычайное общественное значение. Но при нетребовательном к себе отношении и общественной невостребованности «вырождается» в безобидного весельчака, мечтателя, болельщика в общественных явлениях, завсегдатая компаний, «своего парня».
В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил, обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру конструктивной его активности – сангвиния. Это следует понимать так, что «львом» не рождаются, им становятся. Причем, скорее всего это происходит либо в сфере общения, либо в познавательной деятельности, где для этого
имеются специфические, собственно человеческие, родовые для человека разумного, «тепличные» условия. Особенно часто тип «льва» диагностируется в научной среде, в выборках школьников и студентов, в благополучных семьях и производственных объединениях. В то же время, вне оптимальных условий деятельности или вне специального воспитания «лев» при той же самой мотивационной стратегии проявляет себя, согласно нашей модели типологического единства личности, именно своим естественно-реактивным образом, - как холерик,
со всеми вытекающими из этого следствиями. В различной мере эффект самовоспитания демонстрируют такие, например, «львы», как Сергей Радонежский, Д.И.Менделеев, В.И.Вернадский, И.П.Павлов.
«ПАНТЕРА»: Основной способ (мотив) взаимодействия – «ДА – НЕТ», то есть мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации
чаще всего является «избегание» (по К.Томасу) сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собой, обостренная рефлексия в самосовершенствовании, в целом представляют «пантеру» как интернала, но обращенного более вовнутрь, - то есть интроверта. Мотивация отношений к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями – более важным становится постижение себя или какой-либо абстрактной истины, и только затем уже,
через себя, принимается внешний мир. Отсюда общая направленность на виды деятельности, предполагающие уединенность труда: ученый, писатель, композитор,мудрец, отшельник. Обычное личностное состояние по параметру активности – меланхолия, причем именно воспитанная, приобретенная, и не обязательно в благоприятных обстоятельствах жизни. Так, Б.Пастернак писал о будущем академике, инженере-химике, жизнерадостном в общем человеке, Б.И.Збарском, вынужденно работавшем не по призванию: «Жизненная, т.е. деловая его стезя
– ложна и обидна сейчас. …Как я не музыкант сейчас, так и он не ученый. В том же горьком смысле и значении… В его меланхолии виноваты его темперамент и дарование». (ж. Новый мир. М., 1990, №5, с. 176)
Отсюда понятно, что в случаях стрессовых ситуаций, а ещё вероятнее, - в благоприятных обстоятельствах, - проявляется не меланхолия, а естественно-реактивное состояние человека, - в данном варианте мотивации по нашей модели личности, - состояние выраженное темпераментом сангвиника. В положительном смысле проявления реактивности «пантера»
приобретает необходимое ей чувство творческой независимости и возможность сотрудничества, а при отрицательном смысле самоосвобождения резко падает самодисциплина и человек стремительно «снижается», избавившись от присущего интерналам чувства ответственности за себя и других. Примеры воспитанной меланхолии являли собой А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, А.А.Ухтомский, В.Ф.Гегель и Л.С.Выготский.
«ТИГР»: основной способ (мотив) взаимодействия, - противоположный мотиву «пантеры». – «НЕТ – ДА», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определенной
идее, правилу-норме, цели и т.д. – как инструкции. Инструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к «соперничеству» (по К.Томасу), на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. Цели и отношения личности при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, однако, по экстернальным представлениям «тигра», зависит не столько от рационального и, в частности, психологического стечения обстоятельств. Психологическое
при этом понимается как инструментальное, а не как духовное достоинство человека. Показательно, что Наполеон, являющий собой «тигра», именно инструментально определяет талант полководца как квадрат, одна сторона которого – ум, а другая, - мужество, в противоположность духовной пассионарности «льва» выступает, таким образом, пассионарность конкретно-материализуемая. Этот пример показывает, что в экстернально-экстравертной (объектной) стратегии поведение «тигров» доминирует экстернальность, облегчающая переход
от личностного, воспитанного состояния холерии к естественно-реактивному состояниюфлегматика, - когда возникает реальная ситуация опасности, или, наоборот, ситуация наибольшего благоприятствования, славы и почета: тогда нет вокруг более спокойного, флегматичного человека, чем только что организовавший конфликт безудержный «тигр»: его мужество при этом как раз и есть свойственная его темпераменту выдержка, инертность, активности на индивидно-индивидуальном уровне личности. Неукротимость, бьющая через край энергия
личностной холерии «тигров» позволяет им достигнуть в своей самотверженности очень многого в их общественном служении, в том числе и на поприще искусств. «Тигры» часто являются, благодаря своему основному мотиву, полководцами, горящими на работе или алтаре семьи воинами, поэтами. В отрицательном плане они являют собой типы вроде Хлестакова или Ноздрева. Им необходимо, в принципе, более дорожить своим здоровьем, поскольку по своему темпераменту флегматика они – реактивны, то есть достаточно чувствительны и потому
действительно «сгорают» в своих переживаниях от собственного пламени холерии. Воспитанными, в той или иной мере, «тиграми» можно назвать Наполеона, А.С.Пушкина, А.С.Суворова, Э.В,Ильенкова.
«МЕДВЕДЬ»: Основной способ взаимодействия и его мотив – «НЕТ – НЕТ», то есть мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, - отрицательного отрицания, обуславливающего известную стабильность развития личности, равновесность этого обстоятельного, неспешного развития. В принципе
деструктивное, это единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления» (по К.Томасу). Первая из них – это форма подавления, властвования над другими и над собой – во взаимном отрицании внутреннего мира, - как своего, так и мира других людей. Вторая форма – приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования. Вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего решаются преимущественно
волевым, произвольным образом, - иногда в буквальном смысле последнего, - совершенно произвольно, непредсказуемо. «Медведь» одновременно и экстернал и интроверт, и его поведениеможет варьировать от «спячки» и покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, - до жесткого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. Поэтому «медведь» либо проявляет себя как гедонистически настроенный благодушный художник, музыкант, ученый или писатель,
весьма умелый мастер, либо как властелин, царь, законодатель, судья, менеджер, чиновник, практик в лучшем смысле слова, - реально и несколько пессимистически представляющий жизнь. Его флегматия, однако, является личностным состоянием, плодом отношений к нему в семье или в ближайшем окружении. В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей реактивности, так как по параметру реактивности личности «медведь», - меланхолик. Вследствие этого врешительные
моменты жизни «медведь» поступает совершенно экстернально: полагается на других людей, на свой гороскоп, не отстаивает ни целей, ни отношений, уходит в отпуск, в болезнь, под «панцирь». Его спасает обычно достаточно хорошая репутация надежного, постоянного человека, так что этот «панцирь» можно понимать и как авторитет, как обладание властью или мастерством. В качестве примеров «медведей» можно назвать имена О. Де Бальзака, Ньютона.