Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалог: понятия, критерии, структура. Мыслитель, собеседник, практик.


Н.Н.Обозов Психологическая культура отношений. – СПб, 1997 – 32 с.

Тест на определение личности

Инструкция. Вам предлагается в каждой строке оценить в баллах один из трех признаков, соответствующий образу вашего мышления, переживаний, поведения. Признак, более соответствующий, - в 2 балла, менее соответствующий – в 1 балл, полностью не подходящий – в 0 баллов. После проставления баллов подсчитывается сумма баллов в каждом столбце. Большее число баллов соответствует определенному типу личности: 1-й столбец – «мыслитель», 2-й столбец – «собеседник», 3-й столбец – «практик».

 

Характеристика

 

Признак личности

 

1

 

2

 

3

1

 

Источник информации

 

Ощущения черпает внутри себя

 

Ощущения черпает в общении с другими людьми

 

Ощущения черпает в практических действиях и результатах

2

 

Тип решения возникающих проблем

 

Необходимые сведения черпает в книгах

 

Сведения добывает в общении с людьми

 

Предпочитает организовывать мыслителей и практиков

3

 

Особенности мышления

 

Строгая логика и доказательность мыслительных конструкций

 

Отсутствие строгой логики, но опора на мнение других людей

 

Сочетание строгой логики с ориентацией на мнения других людей

 

4

 

Особенности принятия решения

 

Трудно переубедить, изменить уже выбранную идею, мысль

 

Легко изменяет собственную мыслительную конструкцию в пользу благополучия группы

 

Любое принятое решение отстаивает до конца, даже если оно стало неверным

 

5

 

Эмоциональная потребность

 

В тяжелую минуту потребность в уединении

 

В тяжелую минуту потребность в общении

 

В тяжелую минуту потребность в действии

 

6

 

Динамичность

 

Неровность переживаний и слабая их предсказуемость

 

Эмоциональная ровность и предсказуемость переживаний

 

Средняя степень ровности переживаний и их предсказуемость

 

7

 

Внутренне-внешнее проявление

 

Скрытность чувств

 

Эмоциональная выразительность и открытость

 

Эмоциональная несдержанность

 

8

 

Ходьба

 

Угловатость, неуклюжесть походки

 

Плавная ходьба

 

Энергичная, уверенная походка

 

9

 

Поза (стоя, сидя)

 

Угловатость и вычурность

 

Расслабленность позы

 

Уверенность в осанке

 

10

 

Жестикуляция

 

Либо отсутствует, сдерживается, либо угловатая

 

Богатая, разнообразная

 

Решительные манеры

 

11

 

Мимика

 

Невыразительность мимики, высокий её самоконтроль

 

Часто соответствует внутренним переживанием

 

Выразительная, артистичная

 

12

 

Речь

 

Замедленная, слабовыразительная, тихий голос, избегание шума

 

Легкая, мягкая манера общения

 

С трудом приглушаемый голос, резкие и четкие фразы

 

   Для «Мыслителя» (когнитивный или познавательный тип) характерны постоянные размышления о жизни, науке, искусстве, он любит разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать, сосредоточен на своих внутренних рассуждениях. Поэтому его отличают малая общительность, зачастую неумение решать организационные задачи. О таких обычно говорят – «не от мира сего».

«Собеседник» (эмоционально-коммуникативный) имеет такие отличительные особенности, как преимущественная ориентация на общение, легкость в установлении контактов. Он любит компании, умеет подшутить над собой и над другими.

«Практик» (практический тип) терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Он без труда выступает в больших аудиториях, среди малознакомых людей и часто является хорошим организатором. В определенных областях производственной деятельности, где требуется четкое выполнение обязанностей, беспрекословное подчинение вышестоящим, жесткая функциональная взаимозависимость членов коллектива, «практик» будет незаменим.

Проявление и выделение типов оказывается возможно в том случае, когда отдельному человеку или группе необходимо решать три типа задач: мыслительные, коммуникативные и практические. И каждый из трех типов справляется с познавательными, учебны­ми задачами, может вступить в контакт с другими людьми, завер­шить начатое дело. Но не только по успешности можно различить людей, но и по «цене» тех усилий, которые для этого понадобятся. Одному легче одно, другому другое. «Мыслитель» предпочтет ре­шать интеллектуальные задачи самостоятельно, прочтет книжку, сам продумает варианты решения. «Собеседник» эту же информа­цию с большим удовольствием и простотой получит в общении с другими людьми. «Практику» удобнее и приятнее что-то организо­вывать, сделать либо самому, либо привлекая других людей. Но главное, он не будет «тратить время на излишние размыш­ления и обсуждения на тему, «что и как надо сделать то или иное дело».  


В избранное