Н.Н.Обозов Психологическая культура отношений. – СПб, 1997 – 32 с.
Тест на определение личности
Инструкция. Вам предлагается в каждой строке оценить в баллах один из трех признаков, соответствующий
образу вашего мышления, переживаний, поведения. Признак, более соответствующий, - в 2 балла, менее соответствующий – в 1 балл, полностью не подходящий – в 0 баллов. После проставления баллов подсчитывается сумма баллов в каждом столбце. Большее число баллов соответствует определенному типу личности: 1-й столбец – «мыслитель», 2-й столбец – «собеседник», 3-й столбец – «практик».
№
Характеристика
Признак личности
1
2
3
1
Источник информации
Ощущения черпает внутри себя
Ощущения черпает в общении с другими людьми
Ощущения черпает в практических действиях и результатах
2
Тип решения возникающих проблем
Необходимые сведения черпает в книгах
Сведения добывает в общении с людьми
Предпочитает организовывать мыслителей и практиков
3
Особенности мышления
Строгая логика и доказательность мыслительных конструкций
Отсутствие строгой логики, но опора на мнение других людей
Сочетание строгой логики с ориентацией на мнения других людей
4
Особенности принятия решения
Трудно переубедить, изменить уже выбранную идею, мысль
Легко изменяет собственную мыслительную конструкцию в пользу благополучия группы
Любое принятое решение отстаивает до конца, даже если оно стало неверным
5
Эмоциональная потребность
В тяжелую минуту потребность в уединении
В тяжелую минуту потребность в общении
В тяжелую минуту потребность в действии
6
Динамичность
Неровность переживаний и слабая их предсказуемость
Эмоциональная ровность и предсказуемость переживаний
Средняя степень ровности переживаний и их предсказуемость
С трудом приглушаемый голос, резкие и четкие фразы
Для «Мыслителя» (когнитивный или познавательный тип) характерны постоянные размышления о жизни, науке, искусстве, он любит разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать, сосредоточен на своих внутренних рассуждениях. Поэтому его отличают малая общительность, зачастую неумение решать организационные задачи. О таких обычно говорят – «не
от мира сего».
«Собеседник» (эмоционально-коммуникативный) имеет такие отличительные особенности, как преимущественная ориентация на общение, легкость в установлении контактов. Он любит компании, умеет подшутить
над собой и над другими.
«Практик» (практический тип) терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Он без труда выступает в больших
аудиториях, среди малознакомых людей и часто является хорошим организатором. В определенных областях производственной деятельности, где требуется четкое выполнение обязанностей, беспрекословное подчинение вышестоящим, жесткая функциональная взаимозависимость членов коллектива, «практик» будет незаменим.
Проявление и выделение типов оказывается возможно в том случае, когда отдельному человеку или группе необходимо решать три типа задач: мыслительные, коммуникативные и практические. И каждый из трех типов справляется с познавательными, учебными задачами, может вступить в контакт с другими людьми, завершить начатое дело. Но не только по успешности можно различить людей, но и
по «цене» тех усилий, которые для этого понадобятся. Одному легче одно, другому другое. «Мыслитель» предпочтет решать интеллектуальные задачи самостоятельно, прочтет книжку, сам продумает варианты решения. «Собеседник» эту же информацию с большим удовольствием и простотой получит в общении с другими людьми. «Практику» удобнее и приятнее что-то организовывать, сделать либо самому, либо привлекая других людей. Но главное, он не будет «тратить время на излишние размышления и обсуждения на тему, «что и как надо
сделать то или иное дело».