Диалог: понятия, критерии, структура. Диалоги и дискуссии
Наши семьи. Методическое пособие для учителей и консультантов.
Диалоги и дискуссии
- Будьте дружелюбны и полны энтузиазма.
- Называйте ребят по именам, они воспримут это как знак уважения и оценят внимательное отношение. Используйте настольные таблички – они включены в комплект.
- Когда Вы пишете что-либо на доске, не говорите, стоя спиной к классу. Повернитесь лицом к ребятам, чтобы они хорошо понимали, о чем
- Вы говорите. Спросите у учителя, какими буквами лучше писать на доске – печатными или курсивом.
- Во время объяснения материала стойте рядом с теми учениками, которые невнимательно слушают Вас или плохо себя ведут. Не стойте на одном месте, передвигайтесь по классу.
- Приветствуйте активное участие ребят в занятии, задавайте и поощряйте вопросы.
- Постарайтесь заинтересовать как можно большее число учеников и организовать беседу так, чтобы каждый имел возможность высказаться.
- Не теряйте нить рассказа. Делайте подсказки, если видите, что ребята чего-то не понимают; старайтесь вовлечь большее число учеников в дискуссию. Обращайтесь с вопросами по ходу занятия к наиболее пассивным и молчаливым ученикам; как бы случайно спрашивайте тех, кто редко поднимает руку, почти не участвует в общих обсуждениях.
- Чтобы контролировать класс, поддерживать порядок и тишину, попросите учеников поднимать руку, прежде чем ответить на вопрос.
- Если в классе стало слишком шумно, сделайте паузу или скажите, что Вы подождете, пока ребята не успокоятся сами.
- Обращайте внимание ребят на ответы их одноклассников, учите их слушать и уважительно относиться друг к другу.
- Не позволяйте резких высказываний и отрицательных оценок ответов, расходящихся с мнением большинства.
- Не ограничивайте фантазии и свободы ребят при обсуждении, не забывая при этом о плане занятия и ограниченном времени.
- Пользуйтесь определенными сигналами (колокольчик, изменение освещения, заранее оговоренное слово или фразу) для концентрации внимания или переключения с одного вида деятельности на другой.
- С самого начала объясните ребятам, какое поведение от них требуется. Время от времени отмечайте ученика или группу ребят, которые ведут себя лучше других.
- Не забывайте похвалить отдельных учеников или весь класс за интерес к занятию, активность, удачный ответ и т.д.
- Используйте во время занятий слова и объяснения, которые понятны и близки детям определенного возраста и уровня развития. Не допускайте в речи жаргонных выражений и не упускайте из виду, что словарный запас школьников меньше Вашего. Объясняйте все термины и понятия, которые употребляются и обсуждаются в течение занятия.
- Не допускайте проявления расовых, национальных и прочих стереотипов.
- Приводите как можно больше примеров из окружающей жизни, апеллируйте к личному опыту ребят, а также опыту их семей, друзей и знакомых.
- Используйте свой опыт в качестве примера и демонстрации определенных понятий и концепций, изучаемых в ходе занятий. Расскажите о своих планах, мечтах и желаниях в их возрасте и о том, в чем состоит Ваша работа в настоящее время. Вас оценят и запомнят, если Вы будете внимательны, хорошо подготовлены и откровенны.