Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Религия. Психология. ЗОЖ" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Человек в поисках Истины
НАШИ ПРОЕКТЫ: "Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект "Микрокосм": духовно-образовательный проект "Тайны мироздания": научно-популярный проект "Записки еретика": религиозно-либеральный блог "Наука и религия": антифундаменталистский проект |
Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИСТИНЫ Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую) Здравомыслие против фундаментализма Выпуск 43/2009-01-31
Дорогие друзья! Мы заканчиваем сегодня читать статью православной верующей и одновременно биолога-эволюциониста Галины Муравник "Человек парадоксальный: взгляд науки и взгляд веры". (Начало см. в архивах рассылки и на форуме сайта "Путь в бесконечность" в разделе "Человек в поисках истины" ). ...Если современный человек хочет истолковать Библию, он должен иметь мужество мыслить. Владимир Лосский. (Окончание) Итак, человек становится Человеком лишь после того, как благодать Духа Святого одухотворила его физическое тело, которое становится, по слову апостола Павла, «храмом Святаго Духа» (1 Кор. 6: 19). Этот сакральный момент — подлинное начало человеческого бытия. Человек обретает свою ипостасную полноту. Вывод напрашивается вполне очевидный: человек возведен к высокому своему достоинству, названному богоподобием, из низшей формы материи. «Лишь в тот момент, — пишет протоиерей Александр Мень, — когда в существе, обретшем форму человека, впервые вспыхнул свет сознания, когда он стал личностью, произошло соединение двух мировых сфер: природы и Духа»39. Что такое этот бесценный дар Божественной любви? Дух человеческий — это его «я», то, что определяет своеобразие его личности. Дары Духа — это свобода, разум, воля, способность любить, творить, стремление к познанию и гармонии — словом, все то, что не исчерпывается одними лишь потребностями материального существования. Но именно это и отличает человека от других живых существ — многочисленных обитателей нашей планеты. Перечисленные качества — это дары из иного плана бытия. Дух не может быть разложен на простые, земные элементы, не может быть приобретен в процессе эволюции или в каком-либо другом естественном процессе. Он «не эквивалентен известным нам состояниям материи и видам энергии», — пишет протоиерей Николай Иванов40. Дух — иноприроден. Это дыхание Творца, которое каждый из нас носит в своей груди. Дух — это то, что пойдет в вечность после смерти физического тела, поскольку даже всевластная смерть над ним не властна. Таким образом, сообщая о факте творения человека Богом, Библия, не будучи научным трактатом, ничего не говорит о конкретном механизме творения. Она дает нам религиозный урок, и мы напрасно стали бы искать в ней сугубо научные детали. Св. Григорий Нисский (IV век) в работе «Об устроении человека» писал о том, что последним после растений и животных устроен человек, так что природа каким-то путем последовательно восходила к совершенству. Но путь этого восхождения Писание нам не открывает. Это — поле научного поиска. Христианское учение о человеке в лице его величайшего богослова, св. Василия Великого, приходит к такому лаконичному заключению: «Человек сотворен животным, получившим повеление стать Богом»41. Главный итог — это понимание того, что библейское повествование, донесенное до нас в предельно сжатом виде, скорее языком хроники, чем истории, при его внимательном прочтении открывает иную перспективу, поэтому его невозможно ставить в один ряд с антропогоническими мифами древности. Первое и самое важное, о чем возвещает Откровение, — это истина о божественном достоинстве человека. Человек не только последнее творение, но и пик высоты, к которому природа шла долгие тысячелетия, исполняя Волю Всевышнего. «Человек — не дитя случая, не результат игры природы и не просто продукт окружающих условий, он сотворен Отцом Небесным, чтобы стать Его сыном», — пишет протоиерей Николай Иванов42. В этом заключен главный религиозный урок шестого дня. Христианская антропология, конечно, не может допустить, что человек во всей полноте, то есть его тело, душа и дух, мог произойти от животного, поскольку механизм биологической эволюции не способен дать начало бессмертному человеческому духу. Поиск решения неизбежно выводит нас за рамки «чистой» науки. Что же касается происхождения тела человека, то, думается, можно предположить, что оно есть результат телеологической эволюции (от греческого слова «telos» — конец, цель), идея которой состоит в том, что эволюционное движение осуществляется не за счет случайных процессов, как полагал Дарвин и его последователи, а направляется Господом к ведомой Ему цели. Надо сказать, что вопрос о механизме эволюции до сих пор является предметом острых дискуссий. Но идея целенаправленности эволюции благодаря работам Л. Берга, А. Любищева, С. Мейена принимает все более ясные концептуальные очертания и обретает большое число сторонников, к числу которых принадлежит и автор этих строк. Однако рамки данной статьи не позволяют познакомить читателей с этим интереснейшим вопросом современного биологического естествознания. Если же спроецировать идею телеологической эволюции на проблему происхождения человека, картина может выглядеть так. Творец, существующий предвечно, является носителем идеи (логоса) — идеального плана мироздания. («В начале было Слово, и Слово было у Бога...» — пишет евангелист Иоанн /Ин. 1: 1/). Творец устанавливает цель, к которой идет развитие мира. Он же декретирует законы, организующие принципы, в соответствии с которыми осуществляется движение от творческого первообраза к его материальному воплощению в мире. Таким образом, материя — это воплощенный Логос. Такова принципиальная схема телеологической эволюции материи. Процесс миросозидания, направляемый Волей Творца, в целом протекает свободно, в соответствии с установленными Им законами. Господь бережно относится к дару свободы. Но, вероятно, в судьбоносные моменты, когда решалась подлинная судьба мироздания, этот процесс подвергался непосредственному воздействию Его Воли, Его созидающей творческой энергии. «В развертывании космической истории вполне может обнаружиться последовательность определенных критических моментов, когда Божественное влияние осуществлялось каким-то особым образом», — таково предположение Дж. Полкинхорна, ученого и богослова43. Краткие слова Шестоднева «И сказал Бог...» — «И стало так...» знаменуют то, что можно назвать Творящей Божией Волей. «Он, — пишет библеист Д. Щедровицкий, — творит Словом, а Слово содержит в себе мысль и волю»44. Наука не знает природы этих сакральных творческих актов Создателя. Однако непостижимость таких феноменов, как возникновение Вселенной, жизни и человека, свидетельствует о том, что Божественная Воля преображала тварное вещество, направляя его развитие к изначальной идее мироустройства. И венцом мироздания стал особый обитатель Земли — человек. Из всех живых существ, эволюционировавших на Земле миллионы лет, Господь избрал именно генетического предка человека, чтобы подарить ему главное — богоподобие. Научные данные, полученные в последнее десятилетие, убедительно подтвердили то, что два тысячелетия назад было открыто в библейском повествовании: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу Земли...» (Деян. 17: 26) — происхождение человечества от одной пары наших далеких предков. Но остается другой вопрос: как интерпретировать все те виды существ, некогда обитавших на Земле, которые несли в себе человекоподобные черты? Западные экзегеты комментируют так: «Создатель, очевидно, управлял эволюцией гоминидов, ведя их постепенно к обретению, помимо человеческого строения тела (скелет и мускулы), такого уровня развития мозга и нервной системы, который мог бы обеспечить осуществление высшей психической деятельности как адекватного орудия духовного начала. Духовное начало... создается непосредственно Богом, и Творец мог вдохнуть его в человекоподобное существо, когда психическая деятельность, имеющая материальное происхождение, достигла соответствующей ступени развития»45. Думается, можно принять (в качестве одной из гипотез), что физическое тело человека долго совершенствовалось, вызревало, как зреет плод, чтобы породить новую жизнь. Но в тот момент, когда Господь вдохнул, как говорит Писание, в это выпестованное тело первочеловека Свой Дух, произошло такое значительное, кардинальное изменение его материальной природы, что далее о каком-либо родстве с представителями ранних форм говорить уже невозможно (и генетический анализ это ясно показал). Здесь напрашивается сравнение, которое, как представляется автору, в какой-то мере может облегчить понимание той реальности, о которой идет речь (хотя, безусловно, никакие аналогии не являются вполне адекватными). Каждый, кто прививал культурный сорт плодового дерева на дичок, знает, что привой получает от принявшего его дерева силы для роста и развития, питаясь за счет его корней, ствола, листьев. Селекционер при этом должен постепенно удалять ненужные ветви дичка. В конечном счете побеги нового сорта станут единственными на принявшем их стволе — будет получено дерево нового, плодоносного сорта. Но все же никто не станет утверждать, что в результате прививки культурный сорт произошел от дикого. Ведь это могут быть даже деревья разных видов, например, яблоню можно привить на грушу, персик — на абрикос и наоборот. Возможно, нечто отдаленно-аналогичное имело место при появлении человека. Поэтому в нас, с одной стороны, так много общего с представителями своего класса (млекопитающих), но в то же время имеются принципиальные отличия от всех других обитавших на Земле антропоидов. Человек — новый пришелец в мир. Он вобрал в себя все, что оттачивала резцом эволюции и бережно копила природа. Он — драгоценная ветвь эволюционного Древа Жизни, привитая Самим Создателем. Однако его появление никогда не осуществилось бы без того сакрального действия, которое в силу отсутствия сокровенного, всеобъемлющего знания мы можем лишь наименовать, придав ему некую словесную реальность. Это — Творящая Воля Бога. Думается, наш вид вполне можно назвать Homo paradoxalis — Человек парадоксальный. Все в нем (в каждом из нас) — от воплощения в мире до непостижимости богоподобия — есть парадокс. Поэтому наука, несмотря на свое усердие, останавливается безмолвно перед этой величественной парадоксальной тайной, предоставляя слово Откровению. Однако это вовсе не свидетельствует о бессилии или бессмысленности научного поиска, поскольку, как заметил один немецкий ученый, всякий прогресс в науке есть прогресс в нашем познании управления мира Богом. Изложенный взгляд на одну из «упрямых» проблем современного естествознания — лишь скромная лепта в дело поиска и обретения животворного концептуального согласия между наукой и богословием, столь необходимого для дальнейшего движения к истине. Их соперничество и противостояние должны наконец кануть в Лету. ___________________________________ 1 Ламарк Ж.-Б. Философия зоологии. Т.1. М., 1935, стр. 279. 2 Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор. М.—Л., 1927, стр. 245. 3 Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор, стр. 611. 4 Геккель Э. Бог в природе. СПб., 1906, стр. 33. 5 Соловьев Н. М. Несколько слов о Геккеле. — В сб.: “Научный атеизм”. М., 1915, стр. 19. 6 Цит. по сб.: “Научный атеизм”, стр. 19. 7 Соловьев Н. М. Несколько слов о Геккеле. — В сб.: “Научный атеизм”, стр. 20. 8 Цит. по кн.: Деннерт Е. Геккель и его “Мировые загадки” по суждениям специалистов. М., 1909, стр. 19. 9 Цит. по кн.: Деннерт Е. Геккель и его “Мировые загадки” по суждениям специалистов, стр. 20. 10 Деннерт Е. Геккель и его “Мировые загадки” по суждениям специалистов, стр. 42. 11 Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор, стр. 66. 12 Цит. по кн.: Деннерт Е. Геккель и его “Мировые загадки” по суждениям специалистов, стр. 19. 13 Цит. по: Соловьев Н. М. Несколько слов о Геккеле. — В сб.: “Научный атеизм”, стр. 20. 14 Цит. по кн.: Гилберт С. Биология развития. Т. 1. М., 1993, стр. 146. 15 Гилберт С. Биология развития. Т. 3. М., 1995, стр. 306. 16 Там же, стр. 309. 17 Лима-де-Фариа А. Эволюция без отбора. М., 1991, стр. 283. 18 Левонтин Р. Эволюция человеческого разнообразия. — “Химия и жизнь”, 1995, № 6, стр. 26. 19 Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983, стр. 46. 20 Там же, стр. 48. 21 Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7-ми томах. Т. 1. Истоки религии. М., 1991, стр. 158. 22 Левонтин Р. Эволюция человеческого разнообразия. — “Химия и жизнь”, 1995, № 7, стр. 32 — 33. 23 Уилсон А. К., Канн Р. Л. Недавнее африканское происхождение людей. — “В мире науки”, 1992, № 6, стр. 10. 24 Horai Satoshi et al. — “Annual Reports”, 1995, № 46, p. 92. 25 Pritchard Jonathan K. et al. — “Science”, 1996, v. 274, № 5292, p. 1548. 26 Krings Matthias et al. — “Cell”, 1997, № 1, p. 19. 27 Стрингер Кристофер Б. Происхождение современных людей. — “В мире науки”, 1991, № 2, стр. 60. 28 Лосский В. Догматическое богословие. — В его кн.: “Очерк мистического богословия Восточной Церкви”. М., 1991, стр. 230. 29 Там же, стр. 237. 30 Протоиерей Николай Иванов. И сказал Бог... Опыт истолкования Книги Бытия. Клин, 1997, стр. 128. 31 “Беседы на Шестоднев”. Беседа 21. — “Творения Св. Василия Великого”. Ч. 1. М., 1900, стр. 37. 32 “Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета”. Т. 1. [Под ред. проф. А. П. Лопухина и его преемников.] Изд. 2-е. Стокгольм, 1987, стр. 6. 33 Лосский В. Догматическое богословие. — В его кн.: “Очерк мистического богословия Восточной Церкви”, стр. 235. 34 Там же, стр. 239. 35 “Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника”. Собрание писем в 8-ми выпусках. Вып. 1. М., 1994, стр. 98. 36 “О цели христианской жизни. Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым”. Сергиев Посад, 1914, стр. 11. 37 Святитель Григорий Богослов. Слово 38. — В его кн.: “Собрание творений в 2-х томах”. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, стр. 527 (репринт). 38 Митрополит Филарет (Дроздов). Записки на “Книгу Бытия”. Ч. 1. М., 1867, стр. 69. 39 Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7-ми томах. Т. 1, стр. 102. 40 Протоиерей Николай Иванов. И сказал Бог..., стр. 156. 41 Цит. по кн.: Протоиерей Николай Иванов. И сказал Бог..., стр. 133. 42 Там же, стр. 29 — 30. 43 Полкинхорн Дж. Вера глазами физика. М., 1998, стр. 88. 44 Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. I. Книга Бытия. М., 1994, стр. 30. 45 Гальбиани Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии. Милан — Москва, 1992, стр. 159. Новости нашего блога "Записки еретика"(за прошедшую неделю) Из новостей Гринпис России: В моём блоге ранее было размещено сообщение: Обращение ко всем, кому небезразлична экология! Сжигать нельзя, перерабатывать! Марафон действий против строительства мусоросжигающих заводов близится к финалу! Эта дата выбрана неслучайно: около года назад Д.А. Медведев заявил: "Сектор чистых технологий невозможен без решения вопросов утилизации и вторичного использования отходов. Считаю, что действительно современный вариант ответа на ситуацию - создание в стране целой отходоперерабатывающей индустрии". Скажите свое слово за чистоту воздуха, которым Вы дышите! Если Вы ещё не подписывали обращение, сделайте это сейчас! Если Вы ещё не рассылали наш призыв по своим контактам, пожалуйста, сделайте это сегодня! · Перешлите ссылку на сбор подписей вашим друзьям и коллегам; · Разместите эту информацию в блоге, ЖЖ, на сайте или форуме вашего района и города. У нас с Вами есть не только право, но и шанс повлиять на ситуацию! Другие новости блога "Записки еретика" Около половины россиян выступают за модернизацию традиционных ценностей РПЦ Новый фильм " Молитвы за Бобби" против религиозной гомофобии В Великобритании рукоположена первая женщина-епископ, пока что в лютеранкой церкви В продолжение темы об иудейско-католическом конфликте и восстановления в лоне РКЦ традиционалистов (Главный раввинат Израиля разорвал официальные отношения с государством Ватикан) Митрополиту Клименту не удалось объединить недовольных по двум причинам
До следующих виртуальных встреч! Будьте успешны и счастливы! Вы можете оставлять свои комментарии на Форум Вы можете написать нам по ссылке: Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер |
В избранное | ||