Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков



Достигнув конца того, что следует знать, ты окажешься в начале того, что следует чувствовать.

Д. Х. Джебран



Отыщи Всему Начало, и Ты Многое Поймешь

(Козьма Прутков)

Выпуск 47. На Потоке Промывки Мозгов




Из мыслителей

Познай самого себя.

 Хилон

Все, достали уже! Надоело! Надоело быть объектом постоянного оболванивания различными коррумпированными политиками, которые, довольно успешно используют для этого СМИ. Не хочу!

"Да, но что делать?" - спросит читатель. Ведь человек - существо общественное, и потому не может быть свободным от влияния общества, разве только, если всю жизнь проведет один на необитаемом острове. Но это не про нас с вами.

С детских лет общество навязывает нам свои ценности: достижение выгоды и преимущества, быть сильным, богатым, преуспевающим.

Несколько лет назад в школах России проводился анонимный социологический опрос среди школьников: "Кем вы хотите стать, когда вырастите?" Больше половины опрошенных девочек заявили, что хотели бы быть валютными проститутками, а мальчиков - рэкетирами. Удивляться тут нечему, это результат многолетней промывки мозгов, со страниц желтой прессы, с экранов телевизоров и компьютеров, поставленной на поток.

Неужели такое будущее мы желаем нашим детям?!

СМИ и всемирная паутина ежедневно обрушивают на наши несчастные головы поток рекламы ненужных товаров и вещей. В обиход даже вошло новое слово - "брехлама". И вот мы уже загораемся желанием обладать всеми этими чудо-прокладками, подкладками и накладками. А что, мы хуже других?

Человек по природе своей очень слаб, и им легко манипулировать. Если человеку 100 раз сказать, что он - собака, то человек начнет думать, что он и в самом деле собака. Человек всеяден, поэтому он с легкостью заглатывает ту жвачку мыслей и желаний, которой зомбирует его реклама и общество. Он превратился в мусорный ящик для лживых ценностей общества, в котором он живет.

Всю свою сознательную жизнь мы тяжело трудимся, стремясь к богатству, власти, почету, тем самым насилуем себя ради ложных целей, навязанных нам нашим окружением. Но голыми мы приходим в этот мир, и голыми уходим из него.

Человек по своей природе эгоистичен. Все общество, состоящее из таких же эгоистов, облучает его своими эгоистическими установками. Но следование этим установкам не делает человека счастливым.

Не зная выхода из ситуации, видя, как на наших глазах целое поколение молодежи становится потерянным, утопая в наркотическом болоте и беспросветной депрессии, мы все больше ощущаем пустоту и бесцельность своего существования.

Так, что же делать? Неужели мы и дальше будем оставаться рабами общества, где все продается и покупается, где культ золотого тельца и сила кулака вытесняют любовь к ближнему, которая лежит в основе всех мировых религий, человеческой морали, права, культуры, науки, искусства и образования?

Нам всем просто необходимо выйти из зазомбированного состояния, отряхнуть с себя диктат лживых эгоистических ценностей и выстроить такую среду обитания, идеи которой будут настраивать человека в направлении непреходящих ценностей - милосердия и добра к людям.

Если бы удалось изменить общественные ценности так, чтобы ценили людей, отдающих все свое сердце и труд на благо других людей , если бы это постоянно звучало в СМИ, если бы подобный поворот в сознании стал целью общественных организаций, идеологией школ, университетов и правительств, - появилась бы надежда на свет в конце туннеля.


НЕВИДИМЫЕ СВЯЗИ


Из мыслителей

Знанию всегда предшествует предположение.

 В. Гумбольдт

"Как тесен мир! - Позвонила на днях подруга. - Разговорилась сегодня с таксистом, Ильей зовут. Он, оказывается, знаком с твоим сыном: служил с ним в армии. Но это еще не все. Рассказал мне забавную историю о своих пассажирах, не забыв упомянуть, что они туристы из города N. Так я их тоже знаю, так как N - мой родной город".

Кто из нас не был в подобной ситуации? И всякий раз мы радуемся, случайно выяснив, что совершенно посторонний человек имеет с нами общих знакомых. Случайно? Или закономерно?

Компания Microsoft провела исследование примерно 30 млрд. сообщений, посланных людям друг другу в течение одного месяца. Специалисты компании пришли к выводу, что между двумя любыми получателями находится 6,6 "звеньев" - общих знакомых. Выходит, что два любых человека на Земле разъединены лишь шестью-семью уровнями общих знакомых.

Специалисты Microsoft, используя современные возможности интернета, подтвердили "Теорию шести рукопожатий", выдвинутую в конце 60-х годов Стэнли Милгрэмом (Stanley Milgram) и Джеффри Трэверсом (Jeffrey Travers). Ими было роздано 300 конвертов разным людям с просьбой отправить письма из штата Небраска в Бостон, но не по почте, а через своих знакомых.

Проследив путь писем, экспериментаторы пришли к выводу, что любых двух жителей разделяет немногим более шести "посредников". Другими словами, человек знаком с любым другим жителем планеты через 6 знакомых. Их теория получила название "Шесть степеней удаленности" (Six Degrees of Separation), или "Теория шести рукопожатий".

Новое масштабное исследование Эрика Горвица (Eric Horvitz) и Юре Лешковеца (Jure Leskovec) из Microsoft в очередной раз подтвердило, что все люди на Земле соединены огромным количеством невидимых нитей. Все яснее во всех областях жизни проявляется взаимосвязь и взаимозависимость каждого от всех и всех от каждого. И далеко не всегда эти тесные связи ведут к процветанию, добру, благополучию.

Как избежать негативных проявлений взаимозависимости? Есть ли выход? Да. Помните знакомое с детства: "Один за всех и все - за одного"?


ПО ТУ И ЭТУ СТОРОНУ ЭКРАНА


Из мыслителей

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.

 Т. Фуллер

Когда приходит давящая усталость от монотонного рабочего дня, самое время расслабится за чашкой чая, вкусив полтора-два часа насыщенной и феерической жизни. Телевидение приходит к нам в гостиную, в спальню как виртуальная реальность, как матрица, окружающая нас объектами и событиями. Оно создает иллюзию общения, спасает от одиночества.

Мы давно уже живем в пространстве теледрузей, телеполитики и телешоу, только эту тайну не разглашаем. Но сколько бы ни критиковали недостатки ТВ-иллюзии, вера в красивый придуманный мир пересилит все попытки самых изощренных критиков. Социологи знают, что традиция просмотра телевидения насколько сильна, что во многих домах он работает в фоновом режиме. А если кому в детстве пихали овсянку в рот под включенный телевизор, то для него телевидение так и осталось сопровождением к каше.

ТВ стало для нас абсолютным авторитетом. Ведь что бы там ни говорили, а образ, показанный на телеэкране, будет долго жить в нашем сознании. Мы любим не столько передачи, сколько свои фантазии о жизни, на которые нас вдохновило телевидение. И мы любим свои мечты о том, какой могла бы быть наша жизнь. Телевизор проецирует наши надежды, возможности и желания. Нам хочется повторить красивый мир кино, где судьбу мира решают настоящие мужчины и идеальные женщины. Поэтому ТВ представляется носителем нормы, показывает нам, как себя вести, чего желать, чему радоваться и на что надеяться.

У нашего внутреннего мира есть способность концентрировать свои переживания вокруг ярких впечатлений, эмоций и желаний. Чем больше таких впечатлений будет нами воспринято с экрана телевизора, тем больше мы захотим их сделать своими, воплотив в жизнь. Какие же впечатления поставляет нам современное телевидение? Показывает нам всевозможные патологии, аномалии, насилие, извращения, скандалы, криминальные происшествия и т.п.

Телевидение становится все более жестоким и беспощадным. А наше восприятие все меньше замечает фальшь, все больше смиряется с трэшем, засорением мозгов. Мы уже не отличаем насилие в качестве художественного образа от насилия в жизни, детективную историю - от криминальной сводки. Мы почти разучились самостоятельно отличать правду от вымысла.

Телевидение изначально было создано как средство информирования людей, но со временем доля интертеймента (развлекательных программ) перевесила. Невольно вспоминаешь героя фильма "Москва слезам не верит", утверждавшего, что не будет ни театра, ни книг, ни кино - будет лишь одно сплошное телевидение. Мы улыбаемся, но при этом стоит отметить, что люди в массе своей стали меньше ходить на концерты и в театр, меньше читать, и все чаще выбирают те блокбастеры, которые рекламируют по телевидению.

Телевидение - великая сила, а, как известно, любую силу можно обратить и во вред и на пользу. Пока телевидение служит массовому потреблению, используется как огромная рекламная площадка для товаров, услуг. Менеджеры от рекламы знают об эффекте 25 кадра, позволяющем воздействовать на человека так, что он, сам того не осознавая, купит определенный товар или сделает какое-то действие.

Передачи, эксплуатирующие "основные инстинкты", более заразительны и легки для поглощения, как попкорн и кока-кола, потому что не требуют особого душевного участия и мыслительного напряжения. Ведь одним из мотивов просмотра криминальных хроник, скандальных ток-шоу, откровенных передач и бесконечных сериалов является заполнение информационной пустоты, обыкновенной скуки.

Помните сказку про Снежную Королеву? Мальчику Каю в глаз попал осколок зеркала, и его восприятие стало ограниченным и бесчеловечным. Зеркало, распадающееся на осколки, и есть наше сознание. Оно готово довольствоваться маленькими удовольствиями, которые едва появившись, тут же исчезают, и мы снова голодны, как будто и не было ничего.

Какими бы ни были стереотипы, предлагаемые телевидением, их вмешательство в наше сознание стирает настоящее внутреннее устремление, программирует человека не на рост и развитие, а на одинаково убогие желания. Мышление сужается до секса и еды, а все остальное в этом мире кажется досадным недоразумением, отвлекающим от "настоящей жизни". Но такой ли должна быть настоящая жизнь? Ограниченная животными стереотипами и запрограммированная на потребление все новых и ненужных товаров, или своя собственная, наполненная личным смыслом?

Удивительно, но чуткие к рейтингам телевизионщики, озабоченные падением интереса к развлекательным программам, не могут однозначно указать на причину происходящего. Как правило, они говорят об обилии каналов, предлагающих однотипные программы, или о пресыщенности публики, но на самом деле это происходит потому, что у людей просыпается желание к чему-то иному, особенному, к тому, что можно назвать духовным поиском.

Человечество развивается по вектору желания. Развитие начинается с удовлетворения физических потребностей, потом переходит к желанию к богатству, затем к почестям, власти, знаниям, пока, наконец, не достигает желания к духовному. И телевидение вполне может помочь развитию этой тенденции. Создать для человека подходящий фон для развития. Это можно сравнить с классической музыкой в детском саду. Ребенок, возможно, ее не понимает, но подсознательно пытается ей соответствовать.

Телевидение может восстановить на новом уровне одну из своих важных функций - воспитательную. Я не имею в виду детские образовательные программы. Ведь сегодня мы, взрослые, являясь родителями, сами оказались перед самым главным вопросом - о цели своей жизни.

Можно возразить, что поиск настоящей цели сопровождает всю жизнь человека. Но телевидение, как одно из средств информирования и обучения, может сыграть немаловажную роль, помогая человеку сориентироваться в жизни. И сделать это с любовью, через понимание и объяснение, ни в коем случае не программированием, как сегодня. Задача ТВ - дать человеку положительные впечатления, направленные на духовное развитие, самосовершенствование и познание строения мироздания. Постепенно человек сам все проверит и поймет.


НЕВСЕРЬЕЗ

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное