Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков


Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.

Конфуций



Отыщи Всему Начало, и Ты Многое Поймешь

(Козьма Прутков)

Выпуск 36. Воспитание




Из мыслителей

Говорят, что лучшее правило политики - не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании.

 Ж.-П. Рихтер

Когда мне задают вопросы о воспитании детей, я каждый раз совершенно теряюсь с ответом. В основном потому, что совершенно непонятно, какую цель преследует родитель, чего на самом деле он хочет от своего чада. Даже небольшой отход от расхожих установок – "здоровый, успешный, счастливый" - делает ответ если не невозможным, то крайне запутанным.

Вообще наука пока даже не может понять, насколько семья и общество определяют характер развития и будущие достижения ребенка. Применение генетических исследований, постепенно просачиваясь в психологию и социологию, прямым текстом говорит о значительной роли генов в развитии человека. Насколько значительной - пока непонятно. Ясно только: одинаковый подход в воспитании детей невозможен. В самом простом ракурсе – физического воспитания – это видно сразу и невооруженным глазом. Кому-то от роду написано заниматься спортивной гимнастикой, а кому-то - вольной борьбой. И тут ничего не поделаешь: природные данные в спорте – это необходимая база для успеха (удовольствия от занятий и результатов). То же самое в науках – кому-то жуков рассматривать интереснее, а кому-то радио самому мастерить. Проблема, однако, тут не в том, что все разные, с уникальными наборами генов, а в том, что родители зачастую не обращают должного внимание на уникальность своих детей и под видом их блага пропихивают либо свои нереализовавшиеся мечты, либо расхожие в настоящее время представления о том, что должно выросшее чадо из себя представлять.

Не нужно и даже вредно из каждого ребенка насильно лепить эйнштейнов или курниковых. В большинстве случаев не получится, а вдобавок у ребенка появятся травмы от неудач, в которых их вины нет вовсе.

Усугубляет эту проблему то, что общество с его мнением все равно оказывает влияние как на родителей, так и на их детей, начиная с определенного возраста. К сожаления, в наше время это влияние несбалансированно и зачастую деструктивно: пропагандируется культура неограниченного потребления, крысиной погони за деньгами, предательство в качестве нормы и т.д. От этого влияния могут уйти очень немногие, и происходит это в основном благодаря отгораживанию семьи стенами диаспоры, религии, секты и т.д. Это тоже не выход, потому что ребенку предстоит жить в мире, который неизбежно становится все теснее, меньше и интегрированнее. Реальным решением, думается, может быть только постепенное изменение общественного влияния на более гармоничное и здоровое по отношению к человеку и миру, в котором он живет. Произойдет ли это как следствие катастроф и войн либо массового осознания тупиковости современных общественных ценностей – покажет время. И этому времени, думается, надо активно помогать;)

Американец


ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: МЫ И НАШИ ДЕТИ


Из мыслителей

Идеал - в тебе самом. Препятствия к достижению его - в тебе же. Твое положение - есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал.

 Т. Карлейль

Неспособность сконцентрироваться, неумение быть внимательным, вспыльчивость, граничащая с жестокостью, - все чаще мы видим детей, для которых такие проявления стали нормой. "Гиперактивность" - нашли мы подходящее определение проблеме. Теперь ее можно и лечить. Заменив элениум на риталин, мы двинулись в наступление на собственных детей, стремясь не упустить момент в самом начале, не дать развиться, подавить и победить. Но можно ли вот так, таблетками, победить эту болезнь? Борясь с ее симптомами, а не с причиной? Да и болезнь ли это?

Вспомните, раньше таких детей были единицы, их объявляли - вы только вдумайтесь! - отстающими в развитии, запирали в специнтернаты, и вопрос таким образом решался сам собой: с глаз долой - из сердца вон, и мы продолжаем уверенно шагать в светлое будущее. Сегодня же, когда проблема приняла угрожающие размеры (ведь по некоторым оценкам синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают до 20 процентов детей в возрасте от 6 до 16 лет) и мест в специнтернатах перестало хватать, гиперактивность решили объявить болезнью. Правда, не все.

Например, психиатр Сидни Уокер, автор книги "Капля здравого смысла", считает, что гиперактивность - не болезнь, а "преступная фальсификация докторов, не имеющих понятия о том, что на самом деле происходит с детьми". Но большинство пугает нас ужасными последствиями этого синдрома - вплоть до нарушения умственных способностей и развития склонности к наркомании и преступности. Выводы из этого предполагаются очевидными: не прислушаетесь к нам сейчас - не зовите на помощь впоследствии, когда вас будут грабить, убивать, насиловать. Сами виноваты, мы вас предупреждали. И вот уже запущен конвейер на полную мощность, производя препараты, подавляющие, а зачастую просто калечащие, молодой организм.

На самом же деле, повышенная (гипер - как ее принято сегодня называть) активность молодежи никакая не гиперактивность. Это естественное состояние поколения, вышедшего на следующий этап развития желания получать удовольствия. В каббале все это объясняется очень просто и доступно. В основе всех наших действий - что бы мы не делали! - лежит желание ощутить в себе приятное наполнение, слабое проявление которого мы называем удовольствием, а сильное - наслаждением. И всю жизнь мы бессознательно, хотя иногда и осознанно, ищем наибольшее наполнение, стремясь затратить при этом минимум усилий.

Нынешнее поколение в этом плане ничем не отличается от предыдущих. Получив с рождения большее желание, оно отвергает наполнение прошлого уровня (кстати, тем самым порождая пресловутую проблему отцов и детей), потому что просто не может получать удовольствие от того, что услаждало их родителей. Это желание наполниться, более мощное по сравнению с родительским, и заставляет их быть намного активнее в поиске. Им нужно все, здесь и сейчас. Тратить годы на достижение каких-то долгосрочных целей - не для них. Отсюда их неусидчивость, вспыльчивость и нетерпение. Просто проявляются они сегодня в наших детях с большей силой.

Вообще-то, все эти качества были присущи молодости во все времена. И во все времена родители почему-то не уставали удивляться непохожести на них подрастающего поколения. "Да-а, мы в ваше время были другими!" - пожалуй, нет человека, который хотя бы раз в жизни не услышал это от старших. Так всегда было, есть и будет. И все же есть в нынешнем молодом поколении одна особенность, которая кардинально отличает его от всех остальных.

Наши дети все настойчивее ищут способ развития в себе уровня "человек". Наполнение нижнего, так называемого, "животного" уровня: деньги, слава, знания - их не может удовлетворить в принципе. А поскольку старшее поколение иного предоставить им не может, они защищаются от него всеми имеющимися у них средствами. Пока это происходит неосознанно и выглядит как проявление болезни, но придет время, когда вопрос в них будет сформулирован четко, и они придут к нам, взрослым, с требованием на него ответить. И вот тогда нам было бы очень желательно иметь хотя бы приблизительный на него ответ.

Сегодня у нас еще есть время для того, чтобы перестать делать из наших детей больных, прекратить пичкать их риталином и заняться поиском правильного подхода и к воспитанию, и к образованию, и вообще к жизни. А уж жизнь нам в этом поможет.


ВОСПИТАНИЕ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНЬЮ


Из мыслителей

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?

 Л. Толстой

Одним из самых древних занятий человека, наряду с добыванием пищи, было воспитание: обучение детей навыкам и способам существования в той или иной среде обитания. Девочек и мальчиков обучали раздельно в соответствии с их различным предназначением в жизни.

С течением времени воспитание становилось все более важным в жизни как самого человека, так и общества. Оно принимало разные формы в зависимости от принадлежности воспитуемых к тому или другому слою общества, различалось по содержанию, объему и цели.

И вот что интересно - воспитание всегда базировалось и базируется на гуманных началах: честности, благородстве и справедливости. Государство, как правило, придает большое значение воспитанию подрастающего поколения, связывая это со стабильностью своего существования.

Подтверждение тому мы находим в трудах великого философа Платона, в глубокой древности жившего в Афинах. Во времена Платона некогда могущественный Афинский полис переживал кризис во всех сферах: военной, экономической и социальной. И великий философ остро ощущал необходимость укрепления государственной власти за счет правильного воспитания граждан. В своем трактате "Государство" он описал условия создания совершенного государства, построенного на идеальных началах, главная цель которого - сделать своих граждан более счастливыми и добродетельными.

Основа существования такого государства - общность интересов, единение всех граждан. Поэтому подрыв единения рассматривался как самое большое зло. Большое значение придавалось подготовке молодых людей из богатых сословий для управления полисом. Главной целью было - подготовить честного правителя, чтобы не допустить к власти некомпетентных, корыстолюбивых людей. Использовались классическая литература и музыка, пение и танцы, игра, состязания и соревнования, награды победителям, возвышение их достоинств в глазах других людей, подготовка к трудовой деятельности, личный пример и многое другое.

Но вернемся в наши дни и посмотрим, насколько мы преуспели в деле воспитания в нашем 21-м веке. Казалось бы, есть все предпосылки для получения надежного и положительного результата: обширные знания в педагогике, профессиональные воспитатели, психологи, педагоги, работающие в различных учебных заведениях, клубах и кружках. Что же мы видим на деле?

Современная школа как никогда далека от идеала с точки зрения педагогической науки. По словам директора одной из московских школ Фроловой Т. В., большинство педагогов, для которых вопросы воспитания являются профессиональным долгом, честно заявляют, что они хотят и могут работать как учителя-предметники, но не желают и не могут быть классными руководителями. Классное руководство в их понимании - синоним слова "воспитатель". Тем не менее, многие учителя стремятся всеми силами найти новые пути и подходы к современным молодым людям.

Несмотря на обилие педагогической литературы и трудов знаменитых философов и учителей, а также огромный опыт, накопленный педагогами, в сфере воспитания мы в очередной раз стоим у разбитого корыта. Однако мы уже готовы докопаться до причины постоянных конфликтов между поколениями и выяснить почему мы терпим неудачи в воспитании.

Многие ученые: физики, генетики, врачи, психологи, социологи, - приходят к выводу, что мы, люди, своим поведением влияем на ход событий в мире. Поэтому во всех сферах жизни и деятельности, включая воспитание, мы достигнем успеха только при условии исправления наших взаимоотношений между собой.

Каждый из нас желает счастливой, безопасной и мирной жизни для своих детей, семьи, страны и даже для всего человечества! Для этого стоит постараться самим и прислушаться к тем, кто предлагает обучать детей принципу "возлюби ближнего, как себя" с самого раннего возраста. Поняв этот принцип, по которому работает все в природе, они будут наилучшим образом подготовлены к будущей жизни.


НЕВСЕРЬЕЗ

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное