Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков


Можно признать идею полезной, но не уметь ею пользоваться.

И. Гете



Отыщи Всему Начало, и Ты Многое Поймешь

(Козьма Прутков)

Выпуск 35. Монополия суррогатных удовольствий




Из мыслителей

Очевидность — это куриная действительность.

 Елена Рерих

Каждый из нас иногда, останавливаясь в бесконечной суете будней, задает себе вопросы: кто я, зачем существую и куда иду? Для чего создан этот мир, и как правильно в нем ориентироваться? Почему мы испытываем одиночество , несмотря на то, что вокруг нас всегда много людей? Почему, добившись определенной высоты в жизни, мы теряем к ней интерес? Как ставить правильные цели и как их добиваться?

Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, нам необходимо научиться понимать, по каким законам функционирует мир, в котором мы живем.

Наша эгоистическая природа, данная нам с рождения, к сожалению, не позволяет увидеть истинные причины происходящих вокруг нас событий и является некой пеленой, за которой мы не видим сути вещей. Пеленой, за которой от нас спрятан настоящий мир, совсем отличный от того, который мы сами же и выдумали со всеми его ложными кумирами и целями.

Вынужденные жить в эгоизме, мы существуем в мире "оптического обмана". Общество, построенное на эгоистических принципах, выстраивает перед нами ложные цели и ставит ложные задачи. Например, открывая глянцевые журналы, мы видим якобы счастливых людей в дорогих нарядах, и нам кажется, что, купив дорогую одежду, делая головокружительную карьеру, очаровывая противоположный пол, мы придем к чему-то хорошему. По крайней мере, так нам диктует общество, в котором мы находимся. Диктат эгоистического окружения сегодня приводит в тупик развития миллионы людей. Пример: в борьбе с “сексизмом” Совет Европы рекомендует всем своим 47 членам отказаться в официальном обращении от "сексистского языка", исключив из употребления слова “мать и отец”, пишет немецкая Die Welt.

Поводом для появления требования послужило обращение швейцарского депутата Дорис Штамп, которая потребовала, чтобы женщин больше не изображали "пассивными и второсортными существами, матерями или сексуальными объектами", цитирует издание InoPressa. Отмечается, что Швейцария первой приступила к “преобразованиям”. В столичном Берне из официального обращения уже исчезли слова "мать" и "отец". Теперь они именуются только "родителями".

В итоге все эти “преобразования” приводят к внутренней пустоте, которую невозможно заполнить. Пустоту, которую общество, давшее нам ложные цели, предлагает заполнить пошлостью, алкоголем, наркотиками, а еще чаще ненавистью к другим.

Откуда же берется настоящее наполнение и понимание смысла происходящих вокруг нас событий? Поднявшись над своим эгоизмом и приобретя свойство любви к ближнему в мыслях и действии, мы сможем раскрыть истинный мир, научиться правильно управлять своей жизнью. А пока мы находимся под властью придуманных за нас ценностей, таких, как деньги, преувеличенные страсти, власть почести, нам ничего не остается, только наполнять свое существование суррогатными наполнителями, вместо того, чтобы наслаждаться от настоящего вкуса истинной жизни, которая скрывается за внешней оберткой этого мира.

О том, как ее достичь, как изменить реальность вокруг нас, можно узнать из мудрой Книги Зоар, своеобразном путеводителе из нашего мира в мир гармонии, духовной наполненности и вечных ценностей.


СУТЬ ЗАКОНА ВОЗРАСТАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ


Из мыслителей

Мешок желания не имеет дна.

 Японская поговорка

Двигателем развития человека является желание испытывать удовольствие, что в терминах экономики называется потребностью. Природа проявляется в нас на пяти уровнях: неживом, растительном, животном, человеческом, коренном (от нас скрытом). И так же, как каждый природный микро и макроэлемент, любое проявление природы составляют эти перечисленные уровни, каждое из которых составляют опять все пять и т.д. Точно так же образован наш основной двигатель жизни - потребность, желание. Оно не только находится в разных пропорциях в каждом из нас, но, словно изображение во вращающемся калейдоскопе, меняется вместе со временем, как в каждом человеке, так и во всем общем организме - Человек.

Поэтому в ходе человеческой истории система сменяет систему, в результате вновь выявившейся ее неоправданности возвращается старая, прикрывшись маской новой, более правильной. Экономический подъем сменяет кризис, стагнация, вновь подъем и т.д. Философы ищут причины в области абстракций, экономические теоретики - в хозяйственных и рыночных структурах, другие обвиняют лунные или солнечные пятна и т.д. И, может быть, только З.Фрейд - первый из ученых обратил внимание общества на таящееся в глубинах человека эго, заметив, что наше внешнее сознание - это уже конечный продукт, управляемый таящимися в человеке внутренними силами.

Неисправленное эго - не просто потребность, а ненасытная, корыстная потребность. В этом основная причина того, что никакое общественное устройство не может устоять, никакая экономическая модель себя не оправдывает. Дело в том, что человеку с необузданным эго не только недостаточно того, что имеет, но еще и страдает, если другой имеет больше. Например, двое рабочих за ту же работу получили по 100$, но второго еще и похвалили. Тогда состояние первого - "хоть пропей", или, выражаясь экономическими терминами, эта сумма для него обесценилась.

Наблюдая микромир, мы можем видеть, что молекулы или клетки берут от окружающей среды лишь столько, сколько необходимо для своего функционирования с целью обслуживания всего остального механизма. И если эта природная программа расстраивается, формируется "чёрная дыра", т.е. клетка становится раковой. Точно так же и в животном мире, лев добывает лишь столько добычи, сколько необходимо ему и его семейству - и не больше.

В природе все имеет свою логику, нет ненужных элементов, - все подчинено благу одной системы, одного организма. Стало быть, крылатое выражение - "От каждого по способностям, каждому по потребностям" - не Марксом придумано, а является выражением этого самого, хорошо знакомого наукам, закона природы.

Однако с одной своей частью - человеком - природа поступила иначе: дала ему "излишек" потребности. Потребности, превышающие природные, называются эгоизмом. Но если мы признаем человека являющимся элементом той самой природы, в которой все имеет свою логику, все связано неразрывными причинно-следственными узами, охватывающими все разнообразие природы и все ее уровни - от микро до макромира, то не можем утверждать, что здесь природа ошиблась.

Сравнив новорожденного человека с теленком, можем отметить, что только что рожденный теленок сразу же встает на ноги, сам находит "соску", знает, какую траву есть, а какую нет, т.е. выполняет все предназначенные ему для всей жизни функции. А младенец рождается совершенно беспомощным. Все человеку предназначенные функции он приобретает постепенно, становясь сознательным, сознательно созревая, сам "зарабатывая" их. Только человеку предназначено все сделать себе самому. Поэтому смело можем сделать вывод, что и излишек эго оставлен человеку для того, чтобы раньше или позже, признав программу природы, которая является альтруистической, начать ее выполнять.

Сегодня мы вступили в информационное общество, соответствующее четвертому уровню - человек. Однако, хотя и сколько понаписано, изобретено, изготовлено, человечество все равно и еще больше недовольно - потребности растут. Научно-технический прогресс обещанного счастья не принес. Мы можем создавать мощнейшие компьютеры, внедрять новейшие технологии, завоевывать космос, летать на собственных ракетах, не найдя пришельцев, самим их создать, - все это ничего не изменит. Потребность, действуя в прежнем режиме, как и раньше, останется неудовлетворенной, а депрессия будет только углубляться. Таким образом, три известных вопроса экономической теории: "Что изготовлять? Как изготовлять? Кому изготовлять?" - можно перефразировать в, - "Чего желать? Как желать? С какой целью желать?"

Желание дано нам природой с рождения, и мы не можем от него ни отказаться, ни его ограничить. Ограничить - равнозначно невыполнению природой заданной программы, и любые попытки это сделать раньше или позже заканчиваются проявлением тех же самых желаний, только еще в большей мере и в более извращенной форме. Наше поколение могло это наблюдать при переходе общества от стагнации коммунистической командной экономики к рыночной экономике. Преступность, контрабанда, массовые финансовые аферы, коррупция даже в высших эшелонах власти не только догнали капиталистические страны, но и обогнали. И это то общество, которое 40 лет воспитывалось в духе коллективизма. У которого даже духа не осталось от ранее прививаемых идеалов равенства и братства. А что нас ждет, если лопнет терпение китайцев? - Трудно даже вообразить. Так есть ли выход?

Рассмотрим три возможные формы общественных отношений, призвав на помощь три фигуры: треугольник, ромб и окружность.

Треугольник: количество компенсирует качество, или, иными словами, если я и не на самой вершине, то, по крайней мере, имею армию соседей, соответствующих моему уровню. Как говорится, общая беда - половина утешения.

Ромб: значительно хуже, т.к. иерархия эго сохраняется, но в нижней части приближаются к полному кошмару - не только качественной деградации, но и количественной.

Окружность: вершины нет, а возможна только наружная сфера. Это означает, что для всех остается только одна цель - более высокий уровень общества. Здесь и может быть употреблен излишек человеческого эгоизма для того, чтобы человек по своей воле, сознательно выполнял программу природы.

Конечно, революциями, войнами, переворотами, всяческим морализированием или философствованиями этого достичь невозможно, - история это уже подтвердила. Этого можно достичь, только осознав зло своего эго - корыстного удовлетворения желания и неизбежную катастрофу при дальнейшем его управлении. И лишь тогда, осознав это, человеческий инстинкт самосохранения сам предложит другую программу удовлетворения желания: желания останутся теми же - изменится только вектор направления его реализации, т.е. эгоистическую форму желания заменит альтруистическая, возможности удовлетворения которой, в отличие от эгоистической, неограниченны. В самом деле, если я могу съесть один или два обеда, то раздать их могу несравненно больше. А если бы это еще и доставляло мне удовольствие, то это действие соответствовало бы сну коммерсанта, в котором к его товарному складу протянулась бесконечная очередь покупателей, без всяких переговоров и немедленно, один за другим платящих назначенную за товар цену.

Такое возможно лишь тогда, когда человек сам поймет, что он со всем проявляющимся в нем миром является одним организмом. А так как он по своей природе склонен заботиться обо всем своем теле, а не только об одной, самой милой ему клетке, то, осознав человечество в качестве единого организма, от которого он полностью зависим, наоборот, само собой согласится с предлагаемой моделью общества, в которой общественные интересы всегда будут превышать корыстные.


ЧЕМ ХОРОШ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС


Из мыслителей

Богатство и бедность — это не деньги, а самоощущения.

 Аркадий Барахович

Если бы мы обнаружили некий фактор, который благотворно влияет на здоровье, уменьшает смертность и укрепляет семейные отношения, то, несомненно, сочли бы его большим благом. А ведь это еще не все, он к тому же снижает преступность и ведет к разрядке в международных отношениях. Что же это такое? А это все тот же, до боли знакомый, экономический кризис.

Кризис заставляет людей пересмотреть свои потребности и определить, что является для них действительно важным, а без чего они могли бы обойтись. Он многое расставляет по местам, и в том числе отделяет истинно человеческие ценности от искусственно раздутых амбиций.

Несмотря на опасения социологов, что потеря работы и финансовые проблемы вовлекут семьи в порочный круг взаимных обвинений и разрушительных конфликтов, в действительности разводов стало меньше. Многие пары, уже начавшие бракоразводный процесс, свернули его или отложили на неопределенное время.

Люди нуждаются в поддержке близких, больше ценят теплые и доверительные отношения, учатся уступать и находить компромисс. Они меньше думают о карьере и больше внимания уделяют своим близким. Многие отказываются от дорогих развлечений и проводят время с семьей.

Медицинская статистика открывает интересную закономерность. Оказывается, падение экономических показателей страны сопровождается ростом показателей здоровья ее населения. Так, в США во времена великой депрессии 1921 года и рецессии 1938 года смертей от несчастных случаев и болезней стало значительно меньше, а продолжительность жизни выросла в среднем на 6 лет. А во время экономического роста с 1921 по 1926 год средняя продолжительность жизни сократилась, у мужчин - на 8,1 года, а у женщин - на 7,4 года.

Удивительно воздействует кризис на преступность. В США, согласно обнародованным ФБР данным, число убийств со времени начала кризиса упало на 10%, ограблений и изнасилований - на 4,4%, а краж и угонов машин - на 6,1%. И полицию и социологов это ставит в тупик. Оказывается, не бедность толкает людей на преступления, а царящая в обществе атмосфера погони за богатством и властью. В такой атмосфере все полны нездоровых амбиций, и тот, кто не умеет осуществить их законным путем, идет на преступление. А кризис делает людей спокойнее и благоразумнее.

Несомненно влияние экономического кризиса на решение президента Обамы об отказе от разворачивания комплекса ПРО в Восточной Европе. Этот шаг, который привел бы к новой волне напряженности между Россией и НАТО, был отменен в пользу менее дорогостоящих политических решений.

Получается, что кризис - это действительно благо, если он останавливает нас на пути к саморазрушению. Но когда мы начнем сами строить общее благополучие, вместо того чтобы разрушать его, строя каждый свое собственное, - кризис закончится. Он будет не нужен для нашего развития.


НЕВСЕРЬЕЗ

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное