Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков


"И построили они город и башню."

Книга Зоар, глава Ноах, п.122



Отыщи Всему Начало, и Ты Многое Поймешь

(Козьма Прутков)

Выпуск 28. Читая ЗОАР




Из мыслителей

"И сотворил Творец больших левиатанов. Двоих – Орла и Прия, мужскую и женские силы. И все живые существа."

 Книга Зоар, Заповедь седьмая

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что многие вещи из окружающей нас действительности связаны между собой или, может быть, даже имеют один и тот же источник?

Книга Зоар, о которой идет речь в сегодняшнем выпуске нашей рассылки, на наш взгляд, и является ключом, открывающем тайны происхождения множества символов, на которых построен наш мир. Так как сейчас не стоит задача провести доскональный анализ влияния книги Зоар на современную реальность, да и вряд ли Вам было бы это интересно, приведем несколько примеров, которые, возможно, заинтересуют Вас и проиллюстрируют наше утверждение.

Наверняка Вы хорошо знаете песню БГ "Под небом голубым". Особую известность она приобрела после того, как прозвучала в фильме Сергея Соловьёва "Асса". Множество раз слыша ее по радио, от друзей, поющих ее под гитару, несущуюся из киосков у метро, могли ли мы подумать о том, что в ней говорится о высоких понятиях, используемых книгой Зоар, написанной много сотен лет назад?

Тебя там встретит огнегривый лев.
И синий вол, исполненный очей.
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.


"На четырех его сторонах: юг, север, восток и запад, – на сторонах небосвода, были высечены животные в четырех ликах: лик льва в сторону юга, лик быка в сторону севера, лик орла в сторону востока, лик человека в сторону запада. И во всех высечен лик человека: в лике льва высечен человек, в лике орла – человек, в лике быка – человек. Потому что все они включены в него – в лик человека. И потому сказано: "И образ лиц их – лицо человека". То есть имеется в виду, что у каждого из них есть лик человека".

Чтобы Вы не подумали, что мы занимаемся подтасовкой фактов, приведем историческую справку: стихотворение "Рай" ("Над небом голубым…" ), написанное на музыку Владимира Вавилова и впоследствии исполненное Борисом Гребенщиковым в фильме Асса, является наиболее известным произведением Анри Волохонского, который часто писал в соавторстве с Алексеем Хвостенко. В более поздние годы Волохонский выпустил книгу "Блеск", в которой собрал переведенные им отрывки из Книги Зоар.

Вторым примером, который мы хотим привести сегодня, является серия произведений мировой литературы, в которых используется символ Темной Башни. Наверняка Вы сталкивались с одноименным произведением Стивена Кинга. Не секрет также, что на написание его книги оказали влияние Роберт Браунинг и Уильям Шекспир. Угрюмый и циничный Роланд Браунинга ищет путь к Башне, попадая в разные неприятности в пути, хотя большинство преград надуманы и существуют лишь в его воображении. Поэма обрывается внезапно, когда он достигает своей цели, автор умалчивает о том, что он обнаружил там. Успех приходит только через поражение и осознания тщетности исполнения мечты.

Вторым важнейшим символом книг поклонники Стивена Кинга безусловно назовут розу. Осью мира, созданного Кингом, является Темная Башня, стоящая на поле из роз. Со статьи "Роза" начинается Книга Зоар:

"Как роза среди шипов, есть в ней красное и белое, так и Малхут, есть в нем закон и милосердие. Как роза имеет 13 лепестков, так и Малхут состоит из 13 видов милосердия, окружающих его со всех сторон".

А вот что, например, говорится в Книге Зоар о башне:

Город и башня – это высшая мудрость (Хохма). Ибо знали, что святое Имя, Малхут, усиливается не на земле, а в городе и башне. <…>

Не сказано: "увидеть людей", а сказано: "увидеть город и башню". В час, когда ведет наблюдение, дабы действовать свойством суда, сначала он ведет наблюдение на высшей ступени, в корне, а затем – на низшей ступени, в ветви. Сначала – над высшими, а затем – над низшими. Поскольку город и башня достигают небес, высших миров, высший надзор был вначале над городом и башней в высших мирах.


Книга Зоар написана Шимоном Баром Йохаем во II веке н. э. и в течение многих столетий была скрыта. Ее название переводится как "сияние". Истинный смысл скрытого за метафорами текста и ключ к его пониманию веками передавался только от учителя к ученику. Книга Зоар написана непростым языком. Научиться понимать этот язык можно с помощью науки каббала.

В тексте Зоара нет информации о нашем мире. Символы, используемые в книге – это свойства человека, который ее изучает. Читая Зоар, нужно оторваться от всех стереотипов, ощущений и отношений, связанных для нас с каждым словом. Все описанные в Книге Зоар процессы – происходят внутри человека и связаны с его внутренними изменениями.

Это прекрасно понимали и Волынский, и Браунинг со Стивеном Кингом. Кто знает, не это ли является причиной популярности их произведений? Нет ничего ближе человеку, чем Книга Зоар, позволяющая ему проникнуть в самые глубокие слои самого себя и своей связи с миром. Может быть, именно поэтому мы подсознательно чувствуем глубину и важность той же Темной Башни, или Властелина Колец, и т.д., и возможно, именно поэтому даже не обладающие большой художественной ценностью произведения становятся настолько популярными и любимыми нами?

Продолжив читать Книгу Зоар, можно без труда обнаружить и другие её влияния на наш современный мир и мировую культуру.

И вместе со всеми великими людьми мы с Вами также можем начать раскрывать между строк Зоара и внутри себя "город золотой c прозрачными воротами и яркою звездой".

Фройлян

ВНЕШНЯЯ КАРТИНА МИРА С ВНУТРЕННИМ СМЫСЛОМ


Из мыслителей

"Знай, что во всем мире есть внутренняя и внешняя части."

 (Бааль Сулам "Предисловие к Книге Зоар", п. 69).

Мы живем в постоянно меняющемся мире. В течение жизни перед нашими глазами, как на экране, происходит непрерывная смена декораций и действующих лиц. Но мы, в отличие от зрителей, не просто созерцаем спектакль под названием "жизнь", мы принимаем в нем самое активное участие.

Только если в любом фильме или спектакле играют люди, наделенные определенным актерским талантом, то в жизни никому специальная подготовка не нужна. Более того, мы без усилий исполняем все возрастные роли - от младенцев до бабушек и дедушек, а также выступаем актерами комедийного и трагедийного жанра.

Артист обязан знать содержание сценария и выучить наизусть свою роль, иначе ему нечего делать на подмостках сцены. Наше появление на свет уже знаменует собой выход на сцену, и мы сразу начинаем игру, совершенно не зная сценария предстоящего спектакля.

На сцену театра никогда не выходят лишние актеры, только те, чье появление обусловлено раскрытием замысла сценария. А в жизни нас окружает огромное количество людей, с которыми нас, как нам кажется, ничего не связывает. Мы можем прожить свою жизнь, общаясь с несколькими десятками родных и знакомых, и какое нам дело до остальных семи миллиардов.

Тех, кто нам близок и дорог, мы ощущаем как свою неотъемлемую часть, частичку своей жизни, и поэтому мы волнуемся и переживаем за них. А как же иначе, ведь от их здоровья и благополучия зависит мое настроение, мое ощущение наполнения жизнью. А что касается остальных, далеких мне людей, то здесь дело обстоит иначе. Независимо от возраста, профессии, пола мы всегда ревниво следим за чужими успехами и даже радуемся чужим неудачам, если это идет нам пользу.

Это разделение окружающих нас людей на "своих" и "чужих", происходит неосознанно, в соответствии с нашими ощущениями. Здесь нет ничего предосудительного, - это говорит в нас наша природа. Ее суть - делить все, что воспринимается нашими пятью органами чувств, на "внешнее" и "внутреннее", или на "близкое мне" и "далекое от меня".

Деление окружающего мира на внешнюю и внутреннюю часть может меняться у человека в течение жизни и обусловлено ростом или уменьшением числа людей, в которых он вкладывает свою заботу. Например, есть люди, которых волнует только личное благополучие и благополучие семьи. Есть те, кто взял на себя заботу о предприятии, руководит городом или государством.


ДА БУДЕТ СВЕТ!


Из мыслителей

"И сказал Творец: Да будет свет" - это свет созданный, но скрытый, включенный в союз душ, вошел в розу и дал ей семя."

 Книга Зоар. Статья Роза (пп.1-3)

Есть две видимых причины неустройств в мире: первое - люди не в ладу друг с другом, и второе - люди не в ладах с природой. Но, как в старом анекдоте о фининспекторе и Финкельштейне при ближайшем рассмотрении выясняется, что это одно и то же лицо, так как и быть не в ладу друг с другом и противоречить природе - суть одно и то же. Потому что причина у обоих этих явлений одна: особое свойство человеческого эгоизма - он развивается.

Эгоизм ведь не в том, что каждый хочет больше, а в том, что каждый хочет быть отдельно от других, и чем развитее, тем отдельнее. Потому мы и забыли, что природа - это не лужайки, и даже не экология, а единая система законов и сил, у которой одна забота - чтобы все ее подсистемы находились в состоянии единства и гомеостазиса.

И, увлеченно рвя на части природное единство рода людского (подсистемы общей живой структуры природы), человечество рвет все живые связи с ней самой. Самонадеянно объявив себя отдельным царством человечьим, оно практически объявило себя вне закона. То есть та тьма, о которой говорили пророки, тьма, в которую погружен мир, - это эгоистичность человеческой природы. Но что можем сделать мы, люди - самые эгоистичные создания?

Каббалисты, написавшие Книгу Зоар, недаром назвали ее именно так: "Сияние". Книга эта написана для наших дней. Для времени, когда особая наша, развивающаяся, эгоистичность приведет популяцию человеков к повальной депрессии, и все человечество, как зарвавшуюся ватагу юных хулиганов, - к фронтальному, глобальному конфликту с природой, читай: с законом.

Для тех, кто написал Книгу Зоар, ясна и ощущаема была природа мира, включая природу человека, то есть законы, ей управляющие, силы, движущие и развивающие ее, что и дало им возможность написать книгу как раз для наших дней. То есть для времени, когда людям станет ясен диагноз, и возникнет здоровое желание излечиться и жить нормальной жизнью.

Для этого они и описали в Книге Зоар мир настоящий, который скрыт от нас сейчас пеленой эгоизма. Мир, в котором люди не только ясно видят законы и силы, по которым живет человек и его общество, но и умеют использовать их для добра. И намного лучше, чем мы сегодня используем для полетов законы аэродинамики.

Мир, в котором нет места вражде, и даже мысль о ней прийти не может, потому что каждый живо ощущает, что и он, и все - части единого организма. Вредить кому-то? - Да ведь это как бить самого себя!

Это ясное видение дает людям возможность не заниматься, наконец, искусственным делением мира на материальный и духовный.

Таким образом, авторы Книги Зоар описали нам, для нашего поколения, нашу следующую ступень развития. Потому книга эта и "поднимает" того, кто читает ее, на его будущую ступень, растит его.

Здесь, естественно, возникает ряд вопросов. Первое: что же предлагается? Распечатать Книгу Зоар как Библию, на всех языках мира, сделать ее новым бестселлером "всех времен и народов"? Ходить по миру и всем ее раздавать?

Поэтому, как всегда, не надо суетиться. Ведь если мы и вправду попытаемся дарить кому-то то, в чем сами не смыслим, это будет подобно, как если бы один неумный человек дарил другому, такому же, книгу счастья. Настоящую - но в прекрасном переплете. Оба сияли бы от счастья, любуясь переплетом, и не подозревали о том, что находится внутри.

Если так, тогда возникает второй вопрос: так она у нас есть, эта Книга Зоар? Ответ, понятное дело, смотрит на нас с вечной печалью в глазах: сказать, что у нас ее нет - мало. Тем более, что она у нас сегодня есть, и не в бабушкином серванте, а на книжных полках магазинов.

Для того, чтобы у нас действительно была Книга Зоар, нужно просто освоить принципы новой ступени развития, которые она предлагает. Как говорили в приснопамятном Союзе, "внедрить в жизнь".

Человек не выбирает сам круг своих близких и знакомых, все это он получает постепенно в течение жизни согласно сценарию, написанному для него. Очень часто мы слышим со стороны упреки, что нас не волнует чья-то трагедия или болезнь какого-то родственника, страшные стихийные бедствия и многочисленные жертвы. Это еще мелочи, можно без преувеличения сказать, что равнодушное или враждебное отношение к нашей "внешней части" служит источником всех войн и конфликтов, испытанных человечеством.

Если бы мы могли научиться чувствовать остальных, как чувствуем самих себя, может, тогда на земле воцарился бы долгожданный мир? Идея распространения любви и заботы каждого человека на всех остальных людей всегда находила свое отражение в умах и сердцах многих выдающихся писателей и общественных деятелей.

Но жизнь показала, что все эти мечты - просто утопия, свою природу мы переделать не в силах. А время, между тем, заставляет нас все чаще и чаще задумываться над нашим будущим, о котором мы давно перестали мечтать, как о чем-то хорошем и радостном. И вместе с этими тревожными мыслями мы все чаще начинаем спрашивать: а для чего мы вообще существуем, что это за спектакль, в котором мы участвуем, и каков его финал?

Раньше нам казалось, что на любые вопросы, возникающие у людей, сможет ответить наука; не сегодня, так завтра. А теперь мы все чаще слышим ответы: это науке неизвестно, наука здесь бессильна. И по этой причине становится модным обращаться за ответами к древним трактатам, предсказаниям, учениям. Но, то ли мысли древних для нас непонятны, то ли трактуем мы неверно написанное в книгах, уже становится явным, что и здесь нет четкого ответа на вопросы о смысле жизни и нашем будущем.

И все же, есть одна загадочная книга, про которую говорят, что в ней скрыты все тайны вселенной, природы и человека. Название этой книги "Зоар" - "Сияние", и существует она около двух тысяч лет. Вокруг нее ходит множество легенд и вымыслов, - это обычное дело, и исходит это от невежд, зачастую даже не державших эту книгу в руках. А для многих людей эта книга вообще неизвестна, и название ее ни о чем не говорит.

Авторам этой книги в те далекие времена уже удалось постигнуть то, к чему остальное человечество только приближается. В Книге Зоар мы найдем ответы о смысле нашего бытия, который скоро станет основным вопросом жизни каждого человека.

Время сделало свое дело, - спектакль, в котором тысячелетия принимал участие каждый из нас, подходит к финалу. Мы поумнели и разочаровались одновременно, и мы готовы понять, что мир, в котором мы живем, был создан и живет только в наших ощущениях.

Мы все хотим жить в другом, более совершенном, мире, но построить его своими руками мы не в состоянии, да это от нас и не требуется. Мы просто должны будем раскрыть для себя Книгу Зоар, читая которую, выстроим в себе постепенно правильное отношение к мирозданию. И этого будет вполне достаточно, чтобы войти в новый совершенный мир, в котором нет деления на "своих" и "чужих", "далеких" и "близких".


НЕВСЕРЬЕЗ

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное