Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков


 

"Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?"

 Лев Толстой

 

 


Отыщи Всему Начало, и Ты Многое Поймешь

(Козьма Прутков)

Выпуск 22. Фабрика детей



ФАБРИКА ДЕТЕЙ

Согласно многим исследованиям человек, в среднем, усваивает около пяти процентов информации, полученной им в результате среднего и высшего образования. Любой механизм, работающий с таким низким коэффициентом полезного действия, давно был бы признан негодным, но фабрика послушных специалистов, каковой является современная система образования, продолжает работать.

Это действительно фабрика, с жестким планом обучения на несколько лет, расписанным по месяцам, неделям и дням. И даже каждый учебный день распределен в ней на несколько уроков по совершенно разным дисциплинам, как будто человеческую голову как телевизор можно мгновенно переключать с программы на программу.

Предпологается, что выпускник - конечный продукт этой фабрики, начальным сырьем которой является маленький ребенок - должен соответствовать двум основным параметрам. Он должен владеть набором информации, определенным для него школьной программой, и понимать устройство социальной иерархии общества, чтобы легко в него вписаться.

Но, несмотря на постоянный контроль качества - множество тестов и экзаменов, которые проходят школьники за время своего обучения, - фабрика послушных специалистов явно не справляется со своей задачей. Результаты многочисленных опросов, проведенных среди школьников, говорят о незнании ими элементарных фактов истории и культуры. Главными составляющими жизненного успеха для подавляющего большинства являются документы об образовании и "нужные" связи.

Знания и интеллект считают для себя необходимыми лишь один процент отвечающих, а ответ вроде "быть хорошим человеком" дают считанные единицы.

В Японии учителя обязаны проходить курсы самообороны, в Англии на работу в школу нанимают тюремных надзирателей, и во многих странах детей обязывают принимать риталин - сильный транквилизатор, без которого ни учителя, ни родители с ними уже не справляются. Все это есть результат "промышленного" подхода, главенствующего в воспитании и образовании в течение последних двухсот лет. Но подход этот искусственный и природа ребенка бунтует и восстает против него.

Человека надо воспитывать и растить. Не снимать с него стружку, придавая заранее заданную форму, а создавать условия для его свободного творческого развития. Но свобода должна заключаться не в выборе развлечений после уроков, а в совместном с учителем поиске оптимальной формы своего обучения.

Ребенок учится тому, что ему интересно. Тогда он быстро усваивает материал, легко вникает в суть предмета и хорошо в нем ориентируется. Задача учителя - заинтересовать его так, чтобы двигателем обучения было детское любопытство - заложенная природой познавательная программа, запускаемая через эмоциональное включение в учебу как в игру. К сожалению, "промышленный" подход быстро убивает в нем творческую жилку, без которой заинтересованное изучение предмета превращается в простое натаскивание на сдачу экзамена.

Известно, что дети легко перенимают друг от друга дурные привычки, и совершенно пропускают мимо ушей нравоучения взрослых. Взрослые говорят о честности и доброте, но дети видят, что преуспевание в обществе достигается с помощью совершенно других качеств. Учителя не искренни, а дети безошибочно чуствуют фальшь и воспринимают то, что представляет из себя человек, а не то, что он говорит. Потеряв же доверие ученика, учитель терят и всякое влияние на него.

Поскольку сверстники, а тем более старшие ребята имеют у детей больший авторитет, чем учителя. И потому лучше, чтобы школьники участвовали в ведении уроков, а не учили друг друга дурному на переменах.

И совершенно необязательно постоянно устраивать экзамены, проверки, ставить за все оценки, поощряя отличившихся и создавая тем самым атмосферу нервозности и соперничества. Каждому учителю и без того известно, насколько знают материал его ученики. Вместо того чтобы запрещать детям подсказывать друг другу, нужно использовать это естественное желание помочь товарищу, поощрять его. И в погоне за искусственным результатом не следует делить детей на успевающих и отстающих - атмосфера дружбы между ними дороже во сто крат.

Человеку, заканчивающему школу в наше напряженное время, важно иметь навыки открытого, доброжелательного общения. Он должен уметь строить отношения с другими людьми, понимать мотивы собственного поведения и соизмерять свои и чужие интересы. Учиться этому он будет в своем - детском обществе. Поэтому в играх и школьных делах важно создавать группы смешанные по возрастам.

Не нужно отправлять ребенка в школу, которую он боится и ненавидит. Отвращение к учебе, дурные привычки, психические травмы и даже попытки суицида - вот что ждет его там. В то время как спокойная и доброжелательная атмосфера, дружба товарищей, и уважение к личности ученика - лучшие гаранты хорошего образования

Михаил Аршавский

МАМА, Я СЛУШАТЬСЯ МОГУ, НО НЕ БУДУ

Британский Совет по экономическим и социальным исследованиям опубликовал результаты работы ученых из Суссекского университета (University of Sussex) в Англии. Проследив развитие социальных навыков у детей в возрасте от 3 до 12 лет, исследователи обнаружили, что нормы социального поведения закрепляются быстрее и легче, если мать заранее рассказывает ребенку о том, что думают и чувствуют люди в определенных ситуациях.

Лучше всего эта информация усваивается детьми в возрасте трех лет, когда мамы вместе с ними разглядывают картинки. При этом совершенно неважно, какой IQ имеет мама и насколько верно ее собственное социальное понимание. Благодаря регулярным беседам такого рода дети уже к восьми годам начинают хорошо ориентироваться в социальной жизни. В противном случае они немного наверстывают упущенное лишь спустя несколько лет - под воздействием окружения сверстников.

Вывод, сделанный учеными, однозначен: дети, чьи матери беседуют с ними о различных психологических состояниях в более раннем возрасте, к 12-ти годам оказываются искушенными в общественных взаимоотношениях не меньше, чем взрослые.

Однако, к удивлению исследователей, выяснилось, что, зная и понимая принятые в обществе нормы поведения, дети вовсе не спешат выполнять их на практике. Более того, наиболее опытные в социальном смысле испытуемые продемонстрировали самые плохие результаты в тестах по взаимодействию.

"Опираясь на наше исследование, я определенно не стал бы утверждать, что хорошее понимание социальных норм гарантирует также и хорошее поведение, - говорит д-р Юилл (Yuill), возглавляющий эту группу ученых. - Хорошо понимать социальные нормы - это лишь часть картины, которую нужно еще и применять с пользой для общества".

Обучая детей правильному сосуществованию, взрослые "забывают" подтверждать идеалы собственным примером. В результате подрастающее поколение быстро осознает фальшь и усваивает красивые слова только на уровне теории. По мнению ученых, разорвав этот порочный круг, мы легко решим проблемы современного общества.

Олег Ицексон


КОНФЛИКТЫ ИЛИ ГАРМОНИЮ - ЧТО МЫ ДАЕМ НАШИМ ДЕТЯМ?

Ох уж эти дети! Почему они такие непослушные? Почему игнорируют родителей и учителей? Почему подростки убегают из дома? Эта тема - заноза почти для каждого родителя. Настолько, что перестали об этом говорить вслух. Больную тему "отцов и детей" обсуждать уже не принято. Все смирились с тем, что невозможно что-то изменить. И все же...

В жизни каждого человека есть период взросления, перехода от состояния "ребенок" к состоянию "взрослый". Это период, когда ребенок проверяет "на прочность" те ценности и принципы жизни, которые ему передали родители. Очень часто эти принципы идут вразрез с существующей действительностью.

Вся наша доброта, порядочность, честность и забота разлетаются как пыль перед ураганной реальностью. На улице, в школе и по телевизору ребенок видит прямо противоположные ценности: алчность, жестокость и обман. Психика ребенка не выдерживает такого контраста.

Как дать ребенку правильные ценности на всю жизнь? Как сделать, чтобы он руководствовался именно нашими ценностями, а не теми, что навязывает улица?

Начиная с 13 лет, у ребенка начинается процесс социализации - он учится жить в обществе, по законам общества. То есть он начинает воспринимать окружающее воздействие от внешнего окружения. Если в раннем детстве, до 3 лет ребенок в качестве примера для подражания воспринимает мать и отца, с 3 лет до 13 - ближайшее окружение, то после 13 лет приоритет воздействия - у внешнего окружения.

Получается, что отдавая ребенка в школу до семнадцатилетнего возраста, мы обрекаем его на воспитание школой и улицей. Изменить эту ситуацию можно только поместив ребенка в такое окружение, которое подает пример доброго, заботливого и любящего отношения друг к другу.

Где найти такое общество? Как понять, по каким законам нужно его строить? Человечество уже открыло много законов в области астрономии, физики, биологии, генетики и т. д. Лишь наука о человеческом обществе и воспитание остаются "высосанными из пальца", изучаются нами горьким методом проб и ошибок.

Для того чтобы наши дети не росли в конфликте с окружающей действительностью, мы должны воспитывать их в соответствии с законами и принципами гармоничного общества. А сама природа подсказывает нам, что это - законы гармонии и любви. Только мир, в котором каждый заботится не только о себе, а - в большей степени - об интересах других людей, позволит каждому из нас ощутить полную гармонию и совершенство.

Олег Петроченко


НЕСЕРЬЕЗНО.

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное