Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков


Ширма - это когда человек просто не замечает происходящего, игнорирует очевидное, отворачивается в сторону. Цивилизация создает для этого все необходимые условия и агрессивно склоняет нас к выборочному восприятию: на это смотреть, а то в упор не видеть, на это откликаться, а на то не обращать внимания, это запомнить, а то забыть.

 

 

 

 

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь

(Козьма Прутков)

Выпуск 19. Жираф большой, ему видней

.переживания.
.из мыслителей.
.а если честно.
.глобализация личности.
.сложно о простом.
.невсерьез.

 

 

 

ПЕРЕЖИВАНИЯ

 


Из мыслителей

Покопайся каждый из нас хорошенько в себе, и он обнаружит, что самые сокровенные его желания и надежды возникают и питаются, по большей части, за счет кого-нибудь другого.

 Мишель Монтень

Заметки о будущем

Будущее всегда представлялось нам многовариантным, и с прошлым оно, казалось, связано весьма относительно. Но то, что происходит с нами, начиная с августа этого года, все чаще заставляет нас брать в руки прошлое, а оно щерится на нас оскалом зубов, и вопрос о будущем, который мы в состоянии выдавить из себя, звучит пугающе театрально: "быть или не быть?"

Становится все яснее, что будущее определяется тем, что происходит сейчас, то есть настоящим, которое стремительно уходит в прошлое, пригибая вниз кривые экономического роста и множа нули в цифрах убытков и количества безработных и голодающих. Поэтому в качестве предисловия к заметкам о будущем, несколько слов о прошлом, давшем толчок настоящему.

Почему все началось с денег

Тут все дело в потребностях. Потребности развиваются, приводя к развитию цивилизации. Указывая на причины этого явления и его внутренний механизм, каббалисты говорят, что все творение вообще - это желание получить. А человек - ядро творения, и развитие желаний ведет его к высшему из них - осознанному желанию постичь первопричину, Творца.

Но пока это желание не объединило людей, ограничивает оно их возможность получать желаемое, заставляя обеспечивать потребности других. Каждый делает, производит то, что нужно другим. Внешним проявлением этой живой связи между людьми и служат деньги. Поэтому процесс развития желаний и "указал кризисом" на слабое место - мы используем наши связи не для объединения, а для эксплуатации друг друга, для личного обогащения. Деньги, "средство связи", стало орудием раздора.

Почему все началось с кредитов

Первым толчком, сдвинувшим вниз лавину мирового хозяйства, был обвал рынка кредитов. Кредитование, то есть торговля деньгами, возможна при росте потребностей. Если бы мы знали цель творения и ощущали ее как свою личную, мы бы, обеспечив только жизненно необходимые потребности, все остальное применяли для объединения людей в стремлении к этой цели.

Но мы, не зная ее, не можем отделить от жизненно необходимого это самое "все остальное". На нашем неумении и процветает налаженная система стимулирования, искусственного раздувания потребностей.

То, что произошло с рынком кредитов, - это не очередной сбой системы, а крах образа жизни в отрыве от цели творения. Выйти из него мы сможем, только осознав, кредитование каких потребностей ведет к жизни, а каких - в пропасть.

Почему все началось с Америки

Тысячелетиями люди ограничивали друг друга в проявлении желаний и реализации потребностей по множеству признаков: сословному, половому, национальному... Америка сбросила все эти дедовские латы с нашей сути, с необузданного желания получить, оставив на ней лишь легкое трико: потребности и их удовлетворение.

Основатели североамериканской цивилизации поняли, какие широчайшие возможности для получения прибыли дает свобода возможности производить и потреблять. Свобода эта была возведена в ранг трехликого божества:
- Идеал свободного человека, своим трудом добывающего уровень производства и потребления, о котором мечтал;
- Эквивалент всех ценностей, доллар, дающий благословение богини;
- Идеал общества, которое, гарантируя всем "равные возможности", гарантирует благословение богини тем, кто добился.

Это триединство Америка предложила миру как модель того периода эгоистического развития человечества, который скончался у нас на глазах.

Но бесконтрольное стимулирование, раздувание потребностей, а также копирайт на "передовую модель", дающая возможность эксплуатировать другие страны, в которых она насаждалась, привело к тому, что сама Америка стала меньше производить и больше потреблять.

Кредиты гражданам текли рекой, тех, кто сомневался, брать ли, убеждали: весь мир вкладывает в Америку! - Бери, американец, мы добыли для тебя твою мечту. Создалась ситуация, в которой малейший сбой мог привести к тому, что множество людей могли в одночасье оказаться неспособными выплачивать кредиты. Что и произошло.

Итак, подытожим

Если мы из двух вариантов, предлагаемых будущим: быть или не быть, - хотим получить первое, тогда нам следует запомнить несколько вещей.
Первое: мы удовлетворяем потребности друг друга - это и есть общее содержание игры, называемой жизнью. Играют в ней намерением, обеспечивая чужие потребности "ради себя" или "ради других". Мы всегда выбирали "ради себя", что приводило к непрерывным конфликтам, и может привести к поломке игры вообще, в планетарном масштабе.

Второе: потребности делятся на жизненно необходимые и остальные. Мы не видели особой разницы между ними - мешало намерение "ради себя", поэтому потребности росли и множились по экспоненте, становясь все требовательнее. Мы бросали им в пасть все: ресурсы, вставших на нашем пути слабых, всех и вся, включая смысл жизни. Последней жертвой стало мировое хозяйство, разорванное на части этими хищниками.

И, наконец, третье: мудрецы говорят, что наша внутренняя сущность - желание получить. На что бы ни направлял нас эгоизм, наш владыка: реализовать свой потенциал, производить и потреблять, - за все это он сулил нам награду, наслаждение. Именно поэтому в слепом подчинении ему мы чувствуем себя свободными, ведь получать наслаждение - это наша природа.

Свобода абсолютного подчинения эгоизму опьяняет, и в стройном механизме законов природы мы, пьяные гости, начинаем вести себя как дома. Она, природа, терпела наши беспутства довольно долго. Но, видимо, время пришло, потому что мы все отчетливее ощущаем себя "в чужом пиру". Похмелье, видимо, будет тяжелым.

И, наконец, о будущем

Приведенный выше немудреный список того, что мешало нам выбрать предлагаемое будущим "быть", позволяет ответить на вопрос: так что же это такое - будущее?

Будущее - это когда каждый оставляет себе необходимое и трудится для блага общества, для блага всех людей, потому что только в отдаче, всем вместе, можно выжить и достичь совершенства.

Будущее - это когда народы и государства все свои богатства и дары природы, используя из них только необходимое, дают тем, кто обделен ими, чтобы достойная жизнь стала уделом всех живущих.

Будущее - это когда все общественные аппараты и средства информации заняты разъяснением решающей роли отдачи в выживании человечества и воспитанием последующих поколений в знании того, что в единстве достигается вечность и совершенство.

И в результате человек живо начинает чувствовать, что действительно есть сила в мире, реальная, как сила тяготения - сила отдачи, "подключившись" к ней, следуя ей и используя ее, он приобретает ощущение единения с вечной и совершенной природой, с Творцом, источником этой силы.

Получилось так, что заметки о будущем состоят, в основном, из предисловия о прошлом, но что еще может уберечь от ошибок будущее, как не знание прошлого, которое, предостерегая, утверждает нас в желании "быть".

Михаил Гонопольский

 

 

 

А ЕСЛИ ЧЕСТНО

 


Из мыслителей

«Значение жизни открыто в сознании человека, как стремление к благу. Уяснение этого блага, более и более точное определение его, составляет главную цель и работу жизни всего человечества»

 Лев Толстой

До чего ж порой обидно, что хозяина не видно…

Много лет в науке, а следовательно, и в общественном мнении господствовала материалистическая позиция, предполагающая, что жизнь на земле зародилась случайно, без созидающего вселенского замысла. Однако если рассуждать в рамках такого представления, то получится, что в жизни нет другого смысла, кроме поддержания самой жизни, – по этому замкнутому кругу, как белка в колесе, и носится мысль материалиста, который имел неосторожность задаться вопросом о смысле своего существования. Выходит, что традиционная наука не способна ответить на самый важный из вопросов, которые способен задать человек.

В этом и состоит кризис материализма, переживаемый сейчас человечеством: ведь именно в наше время этот самый главный вопрос человеческой жизни встает перед людьми наиболее остро. Если раньше лишь единицы поднимались до философского осмысления печальной бесцельности своего существования, остальные же, задавленные повседневными заботами об элементарном пропитании, не испытывали желания погружаться в пучины метафизики, то сейчас перед нами, уставшими от развлечений и утомленными избытком образования, эти пучины разверзлись на всю свою глубину.

А недавно к идейному кризису уже как следствие добавился еще и социально-экономический. Депрессия и упадок чуть ли не во всех сферах человеческой деятельности наводит многих на мрачные мысли. Куда же движется наш мир? Неужели он, как автомобиль, потерявший управление, несется в пропасть, и мы не в силах остановить надвигающуюся катастрофу?

А что если посмотреть на это с обратной стороны? Может быть, без такой драматичной ситуации у нас не было бы возможности увидеть слабости сегодняшнего положения и захотеть его улучшить? Ведь все развитие в нашем мире происходит оттого, что мы обнаруживаем всю глубину неудовлетворенности нашим сегодняшним состоянием.

Это происходило на протяжении всей истории человечества – всякий раз недовольство состоянием постепенно приводило к необходимости его сменить – с кровопролитием или без него, но уклад жизни перестраивался, причем с постоянным ускорением. Если в древности интервалы между крупными социальными изменениями измерялись тысячелетиями, то в наше время они составляют уже даже не сотни, а десятки лет. Говоря научным языком, мы находимся в алгоритме постоянно ускоряющегося развития.

Где же скрывается эта загадочная программа развития? Что это вообще такое? Бесконечный вселенский разум, или собрание всех богов, или квинтэссенция всей научной мысли? Никто не может сказать, пока не выяснит окончательно, что это такое на самом деле. Но, тем не менее, это не значит, что мы должны прекратить исследования. Более того, мы не можем не заметить, как ускорились изменения во всем мире, как много новшеств от науки и социального развития появляются в последнее время. Как быстро меняются наши мнения, мерки, которыми мы измеряем качество нашей жизни. Как сильно приходится нам трудиться над тем, чтобы совместить все наши разносторонние действия и порывы в единую общественную систему.

Однако не может человек ни с того ни с сего захотеть изменить все вокруг. Даже небольшие перемены происходят в результате осознания невозможности продолжать жить как раньше. Поэтому изменить что-то к лучшему нам удастся, только если кто-то поможет нам оценить существующие недостатки и увидеть достоинства будущего, более совершенного состояния.

Получается, что могущественная программа развития, управляющая нами, проявляется лишь косвенно и, как правило, в ситуациях, воспринимаемых нами как негативные – разочарованиях, проигрышах, кризисах. Она как бы «подталкивает» нас сзади, вынуждая двигаться к совершенству. И, вероятно, поиск ответа на вопрос о смысле жизни нужно искать именно в этом направлении: цель человеческого существования – непрерывное развитие и совершенствование. Оно выходит далеко за пределы наших сегодняшних представлений, приближает каждого к постижению развивающей нас силы и помогает в приобретении способности к самостоятельному управлению.

Правдоруб

 

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 


Из мыслителей

«Два смысла в жизни - внутренний и внешний, у внешнего - дела, семья, успех; а внутренний - неясный и нездешний - в ответственности каждого за всех»

Игорь Губерман

Кому нужен глобальный кризис?

Надоел кризис? Достало внутреннее беспокойство за себя и то, что все вокруг тем же самым озабочены? Устал физически и морально от неопределенности и тревоги, которую она неизбежно вызывает? Хочешь внутреннего спокойствия и уверенности? А кто этого не хочет ?! :)) Уверенность и спокойствие – это то, что автоматически внушает уважение и заставляет людей прислушиваться к твоим словам, копировать твои действия. Уверенность - от слова вера. Вера во что? В самого себя? Не особо реально в житейском хаосе. Сегодня уверен, завтра споткнулся – человек, хоть он и венец творения, но далеко не совершенен и не вечен. Получается, что вера должна быть во что-то вечное и совершенное, во что-то, неподверженное хаосу и кажущейся бессмысленности жизни.

Теорема: природа разумна и целенаправлена.

Доказательство: если положить детали от автомобиля в мусорный ящик и его потрясти, то готовый автомобиль в результате из него не вывалится. То же применимо к теории хаотического/неразумного развития вселенной. И это не учитывая того, что сами элементарные частицы – кирпичики мироздания – это тоже автомобиль в своем роде. Если принять на веру, что вселенная разумна, то понятно, что человек, как самое разумное из известных нам животных, тоже имеет вполне четкое предназначение, разумное мироздание имеет планы на его счет. Какие планы? А какая разница? Разница в том, что поняв эти планы, человеку станет легче переносить этапы своего развития. Мировой финансовый кризис по этой логике тоже, скорее всего, имеет свое место и смысл во вселенском плане. Рискну предположить (не первый и, надеюсь, не последний), что кризис имеет цель заставить людей задуматься о степени взаимовключенности людей, о важности и критичности их взаимосвязи и, из этой взаимосвязи, выйти на новый уровень понимания мира и его целей. Повальная погоня за шкурными интересами в ущерб всем остальным губительна для человека и человечества в целом. Финансовый кризис это показал наглядно. Оголтелая жадность и зацикленность на собственной выгоде инвестиционных и прочих банкиров, ипотечных брокеров и прочих специалистов по финансам разъела изнутри некогда стабильную финансовую и экономискую систему США, страны, которая была создана тяжелым и честным трудом многих поколенй эмигрантов со всего мира. Доверие между организациями и людьми исчезло – а без него никакое дело не сдвинешь с места. Как результат – страна уверенно катиться к репрессивному полицескому государству (все то, от чего потомки граждан страны убегали из своих родных краев), которое будет реперессиями и национализацией «гарантировать» доверие. Остальной мир скатится в хаос и деспотизм еще раньше, там запаса прочности меньше, чем у бывшего мирового лидера. Так что финансовый кризис, господа, – это цветочки, самое «интересное» впереди. Сделать же выводы из настоящих и грядущих напастей - в наших силах. Теорема доказана.

Американец

 

 

СЛОЖНО О ПРОСТОМ

 


Из мыслителей

«…Последняя цель всего дела есть высшее развитие каждой индивидуальности в полнейшем единстве всех…»

  В.Соловьев

Что нас ожидает завтра - прогнозы каббалистов

Глобализация раскрыла нам существование системы, все части которой жестко связаны между собой. Кризис наглядно продемонстрировал, как эта система работает: когда рушится банк в Исландии, без пенсии остаются полицейские в Англии. События развиваются со все возрастающей скоростью, и мы уже с тревогой спрашиваем, а что же нам раскроется завтра?

Каббалисты говорят, что следующее открытие, которое всех нас ожидает, выглядит так: мы поймем, что должны получать только необходимое. Звучит, конечно, очень пугающе. Сразу представляется, как открывается дверь, в дом заходят сурового вида люди со списком моего, непосильным трудом нажитого имущества и предлагают добровольно сдать излишки. Но кто же будет решать, что для меня лишнее, а что нет? Государство? Это мы уже проходили в незабвенной памяти Советском Союзе. Снова получается "назад в будущее"? Ну уж нет!

Однако каббалисты, разумеется, говорят не об этом. О чем? Попытаюсь объяснить. Речь идет о том, что изначально в человеке заложены только желания, направленные на поддержание жизни его биологического тела и человеческого вида в целом: к еде, сексу, созданию семьи и т.п. Все остальные желания человек приобретает, находясь в обществе.

Жизнь среди себе подобных заставляет его желать славы, богатства, знаний. У животных, например, таких желаний нет. Им тоже необходимо демонстрировать силу и завоевывать уважение к себе, но в основном это продиктовано стремлением получить хорошую пищу, которой всегда мало. Им не требуется уважение окружающих само по себе, просто для того, чтобы ощущать себя хорошо.

Человек же от осознания того, что его уважают, получает настоящее наслаждение. Многих это чувство заставляет практически жить ради него. Желание как можно дольше ощущать это наслаждение становится их внутренней сутью. То же самое происходит в отношении желаний денег, власти, знаний и т.п. Лишая нас сна и покоя, эти желания фактически становятся нашими хозяевами.

И все же из хозяев их можно превратить в слуг. Надо только помнить, что все эти желания, по сути, не мои, они не заложены во мне генетически. "Мои" желания - это желания моего биологического тела. Они для меня - мой необходимый уровень. Остальные я "впитываю" в себя, когда вижу их у других. Для чего они мне? Конечно, чтобы получить как можно больше удовольствий.

Но каббалисты говорят, что такое использование желаний не идет мне на пользу. Это такие же излишки как, например, переедание. С помощью этих общественных желаний: к деньгам, славе, знаниям, - наше эго заставляет нас пытаться "проглотить" весь мир. И именно это порождает все наши проблемы.

Так что же, снова "хлебом с солью питайся, воду пей из наперстка и на голой земле спи"? Нет! Все остается по-прежнему, просто желания эти начинают использоваться иначе - я как бы не пускаю их внутрь себя, оставляя снаружи. Тогда удовольствие от удовлетворения этих желаний можно будет перенаправить на других. Как - вопрос отдельный, но каббалисты утверждают, что если это делать с любовью, то мною будет ощущаться бесконечный мир любви. Ведь желания вне меня практически бесконечны, а при таком способе их использования все они будут находиться в моем распоряжении.

Причем, как только я начну изменять свое отношение к желаниям, произойдет еще одна любопытная вещь: я начну относиться к миру, как к необходимому для себя. То есть границы необходимого у каждого начнут расширяться в соответствии с его возможностями и в идеале приобретут размеры всей вселенной. Более того, я и сам стану необходимостью для вселенной. Система замкнется и вместо "остроугольного" мир станет "круглым".

Мы начнем помогать природе в реализации ее плана (есть и такой, говорят каббалисты, и все, что с нами происходит, подчиняется именно ему). И тогда вместо бед, от которых сегодня я, пытаясь жить по старой схеме, не знаю, как увернуться, начну ощущать ее, природы, поддержку. Ведь необходимость в отрицательных воздействиях на меня просто отпадет.

А вслед за этим последуют и новые открытия, которых у природы в запасе предостаточно…

Игорь Дион

 

 

 

НЕВСЕРЬЕЗ

 

prognoz_pogody

 

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное