Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков Выпуск 8


Если Вы читаете эти слова, то значит пришла зима, и вышел очередной выпуск нашей рассылки, в котором мы решили "разобраться" с окружающим нас с вами обществом и попытаться понять, каким оно будет завтра.

В общем, приятных "разборок"…

 

переживания, из русских мыслителей, интересно подмечено, глобализация личности (уничтожение изнутри), сложно о простом, а если честно (о любви), женщина думает!, невсерьез

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь

(Козьма Прутков)

Выпуск 8 . Развитие общества

.переживания.
.из русских мыслителей.
.глобализация личности.
.сложно о простом.
.женщина думает!.
.интересно подмечено.
.невсерьез.

 

ПЕРЕЖИВАНИЯ

Я думаю, что больше всего человек боится одиночества. Есть ещё страх смерти, но смерть обычно кажется нескорой, тогда как одиночество подстерегает нас на каждом шагу. Попробуй сделать что-нибудь не так, - твое общество сразу выскажет тебе свое "фе", и оставит тебя одного. Из-за этого частенько приходится мириться с ценностями и правилами, которые глубоко внутри нас кажутся нам глупыми, неправильными и не имеющими значения.

Почему же мы боимся одиночества? Как будто наша жизненная сила, радость, интерес к жизни не содержится в нас самих, а приходит к нам от наших друзей, коллег, семьи. Как будто мы накрепко связаны с окружающими людьми чем-то невидимым.

Мы знаем по себе, что когда у нас плохое настроение, стоит нам пойти в компанию других людей, как депрессия рассеивается, и появляются силы жить. Другое дело, что когда человек чувствует себя плохо, люди не особенно-то стремятся с ним общаться. Если с тебя сейчас нечего взять, так они и отвернутся от тебя. Даже лучшие друзья, бывает, поступают так. Можно вам позавидовать, если ваш друг всегда поддерживает вас в трудной ситуации, но у других людей, поверьте, часто нет таких друзей.

На самом деле секрет хороших отношений с другими людьми очень прост. Дело в том, что все люди связаны между собой. До тех пор, пока человеку кажется, что он получает жизненную силу от других людей, он всегда будет бояться одиночества, и его отношения с близкими будут всё ухудшаться и ухудшаться. Люди не будут рады вам, если вы все время будете использовать их.

Но однажды человек почувствует, что в одиночестве нет ничего плохого. Он почувствует, что в нем самом содержится радость и интерес к жизни. У него вдруг откроются глаза, и он увидит, что окружающий его сейчас мир - прекрасен. За окном бегут закатные облака, на подоконнике лежат каштаны и осенние листья. Уже пахнет зимней свежестью. Человек вдруг почувствует, что в нем есть что-то, что находится выше его привычных мыслей, какая-то связь с миром, которая наполняет его радостью. Мы и раньше чувствовали эту солнечную, свежую, нашу глубоко личную радость: слушая любимую музыку, наблюдая восход на краю, умытого росою поля, влюбляясь или обращаясь к Богу, если мы верующие. Теперь человеку не нужны другие люди, чтобы чувствовать себя хорошо.

Когда человек начинает ощущать эту личную радость постоянно, теперь ему не грозит одиночество. Теперь ему будет хорошо одному так же, как и с другом. Более того, он обнаружит, что у него теперь есть возможность делиться этой радостью с другими людьми. Теперь у него больше нет необходимости ссориться, ненавидеть. Потому что он чувствует в других людях не то, как они хотят выглядеть, а ту радость, которая составляет их суть. Тогда людям будет доступна гораздо большая совместная близость и ощущение друг друга.

Проверить себя просто. Зачем ты общаешься с другими людьми? Чтобы получить от них что-то? Или отдать им, поделиться с ними своей радостью, своим прекрасным пониманием мира? Если мы честно заглянем внутрь себя, мы обнаружим, что хотим что-то получить. И если так, - может, нам стоит поискать, как измениться?

НеОни

 

 


Из мыслителей

Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим

Ееремия Бентам


 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

"Социальные ловушки" в условиях игры с ненулевой суммой

В последнее время меня интригуют современные экономические теории по равновесным оптимальным состояниям. В целом картина такова - все ситуационные сценарии делятся на так называемые игры с нулевой суммой и игры с ненулевой суммой. Игра с нулевой суммой описывает замкнутую систему взаимоотношений игроков, при котором суммарная выгода принимаемых решений всегда нулевая (i.e. выигрыш одного игрока равен суммарному проигрышу остальных участников) Простым примером игры с нулевым результатом является нарезание торта. Сколько бы первый участник не отрезал от торта, ровно на столько же он уменьшит долю других участников поедания сладости. Стратегии нахождения оптимального решения в играх с нулевым результатом всегда будут Парето оптимальными (из-за замкнутости системы). В предельно упрощенном сценарии - Парето оптимальной стратегией нарезки торта будет разделения его на равные доли по количеству едоков. В этом случае все получат по куску пирога, но никто не останется в выигрыше (относительно других). Это в свою очередь, IMHO , является выражением философского принципа справедливости, который, как отмечено мною в предыдущей статье (http://community.livejournal.com/ru_economics/214934.html), генетически заложен в людях.

Кроме игр с нулевой суммой существует также класс игр с ненулевой суммой. В игре с ненулевой суммой возможны результаты, когда суммарное благосостояние участников либо больше(общий выигрыш), либо меньше нулевого (общий проигрыш). Ярким примером игры с ненулевой суммой является ситуация когда одна страна с избытком бананов торгует с другой страной с избытком яблок. Суммарный результат подобной международной торговой операции больше нуля - обе стороны сделки выигрывают одновременно. Существует целый ряд концепций оптимальных равновесных состояний в условиях игры с ненулевым результатом (равновесное состояния Нэша, эпсилон-равновесное состояние и т.д.) Каждая их этих концепций рассматривает частные случаи стратегий максимизации благосостояния, либо минимизации потерь, либо комбинации оных. Интересно что в целом, с математической точки зрения, как доказали Джон Ньюман и Оскар Моргенштерн в 1944 году (John von Neumann and Oskar Morgenstern : Theory of Games and Economic Behavior , Princeton University Press (1944)) все игры с нулевым результатом можно свести к игре с нулевым результатом для двух игроков, а все игры с ненулевым результатом можно свести к игре с нулевым результатом для n+1 игроков, где (n+1)ый игрок является выражением совокупного выигрыша или потери. Таким образом, оптимальность равновесных стратегий в играх с ненулевой суммой можно также свести к Парето оптимальности, сиречь справедливости.

К чему я это все. На днях попалась цитат Билла Клинтона из его интервью для издания Wired в 2000 году (http://www.wired.com/wired/archive/8.12/clinton.html). Бывший президент США поведал читателям следующее: "Чем более сложными становятся социальные системы в наше время, чем более усложняются сети социального взаимодействия и взаимозависимости между людскими сообществами и странами, тем сильнее у людей появляется потребность нахождения решений с ненулевой суммой. Т.е. нахождения стратегий, приносящих выигрыш всем участникам, а не только части. Из-за того, что наша взаимозависимость усиливается, мы, как единое общество, выигрываем только тогда, когда выигрывают все. Следовательно, для того чтобы быть в выигрыше мы должны заботиться друг о друге". Здравствуй основная заповедь христианства "Возлюби ближнего своего как самого себя"!

Что интересно, социальная психология не отстает от экономической теории, и в конце 20-го века привнесла (в результате работы Джона Плата - Platt , J . (1973) Social Traps , American Psychologist , 28, 641-65.) в мир термин "Социальная ловушка". Социальная ловушка описывает ситуацию, когда в группе, состоящей из людей, гоняющихся за сиюминутными выгодами, подобная суета, в конечном счете, оборачивается проигрышем для всех. Иллюстрацией "Социальной ловушки" является хищническая рыбная ловля, в результате которой, через некоторое время рыбы просто не остается ни для кого. Частным случаем "Социальной ловушки" является "Индивидуальная ловушка", когда погоня за краткосрочным наслаждением (курение, алкоголизм и т.д.) приводит к негативным последствиям в долгосрочной перспективе (рак легких, цирроз печени и т.п.)

Как избежать социальных и индивидуальных ловушек и выйти победителем в игре с ненулевой суммой под названием наша сегодняшняя жизнь? Вопрос этот, IMHO , является одним из самых актуальных вопросов современности. Как обуздать свое внутренне животное покорное эгоистическим инстинктам, заложенными в нас эволюцией (в общем-то, для выживания...)? Почему человеческое общежитие подразумевает императив взаимопомощи, которая, если и заложена в нас на генном уровне (как понятие справедливости), то уступает в разы по интенсивности дремучим шкурным порывам? Почему, в конце концов, мы можем это не только на собственных ушибах, но и аналитически вывести? На что опереться в укрощении самого себя на благо всех и себя в том числе? Философия, экономическая теория и социальная психология не дают исчерпывающего ответа на эти вопросы. Может в этом и весь прикол - что надо найти ответ самому? Дорасти до него. По моему скромному мнению, в этом процессе не следует брезговать всей сокровищницей человеческой цивилизации -   древние учения, религии, мифы. Да осилит дорогу идущий!

Американец

 

 


Из русских мыслителей

 

Жизнь, согласованная с социальностью, есть совершенствование, а следовательно, и добро.

В.М. Бехтерев


 

СЛОЖНО О ПРОСТОМ

Существует ли что-то лучше, чем демократия?

Мы совсем не знаем, что такое демократия. "Демократия" для нас означает, что мы кое-как можем ладить между собой - без силы кулака и принуждения в самом брутальном виде, согласно неким законам. Соблюдая их, мы более-менее в состоянии не вредить друг другу напрямую - и это называется у нас "демократией".

Никто из нас не знает, что такое "свобода". Мы несвободны. Каждый из нас рождается с качествами, которых не выбирал. Каждый из нас получил воспитание, которого не выбирал. Мы растем и к 20-ти годам становимся взрослыми людьми, причем всё, что в нас есть, мы получили от нашего общества, от факторов, которые вообще не связаны с нами и не зависят от нас. В сущности, я представляю собой человека, вышедшего из печи уже готовым. Однако "я" - это не я. "Я" - это то, что мне дали. И потому согласно этому я и продвигаюсь по жизни.

Так знаю ли я, что такое "свобода"? Я несвободен, я лишь выполняю то, что получил ранее. А потому это не демократия, это не свобода и это не свободный выбор. После всего того, что я получил от всех, получил с детства, получил от учителей, - если я узнаю, как работать со всем этим, как использовать это, чтобы достичь свободы, тогда, возможно, я действительно сумею реализовать себя.

Поэтому нужно знать законы природы, законы общества, какими они должны быть на самом деле, в объективной, не зависящей от нас форме.

Мы раскрываем законы природы, социальные законы, у муравьев, в звериных стаях - вот и в человеческой стае действуют те же законы. Если мы раскроем их, если мы установим их в нашем обществе, если реализуем эти законы в нашем обществе, тогда, благодаря эффективному использованию законов природы, мы придем к истинной демократии. Иными словами, у каждого будет свое сбалансированное место в мире, у каждого народа, у каждой общины, у каждой страны и у всего человечества в целом будет прекрасное сбалансированное место в соответствии с общей природой.

А сейчас каждый все еще по-своему представляет себе демократию и законы. Поэтому, само собой, мы погружаемся в глобальный кризис человеческого общества и не видим пока, как нам существовать. Демократия в наши дни завершается, и следующий режим, который человечеству предстоит получить, это нацизм. Нацизм придет и заменит текущий режим всех прогрессивных демократических стран, и тогда мы увидим, что действительно не понимаем истинных законов природы.

Будем надеяться, что мы поймем их до того, что не доведем себя до нацизма, а придем к прекрасной исправленной форме существования человечества - к альтруизму.

Ведущий рубрики - НаУм Платонович

 

 

ЖЕНЩИНА ДУМАЕТ!

Недавно я смотрела фильм по рассказу Айзека Азимова. Там рассказывалось о роботе, который решил стать человеком. Сначала он учился думать, как люди, творить, видеть красоту. Потом он научился зарабатывать деньги, носить одежду, стал независимым от людей, построил себе дом. Он нашел изобретателя, и вместе с ним осуществил изменение своего тела, нервных окончаний, вкусовых ощущений. В итоге он выглядел как человек, чувствовал как человек, он ел, любил, занимался сексом, работал. Вся его жизнь с момента его осознания была подчинена желанию "быть как человек", "быть человеком".

Он просил правительство счесть его человеком и позволить ему официально вступить в брак с женщиной. И, в конце концов, после того, как ему перелили кровь и сделали его смертным, суд признал этого робота человеком.

И я задумалась. Что же такое человек? Неужели это только то, что навязывает ему общество? Неужели человек - это то, как он выглядит, говорит, работает, участвует в жизни общества и своей семьи? Но что же тогда заставляет его производить все эти действия? Что же такое "я" человека? Неужели человек - это только биологическая система механизмов, обслуживающая желание "быть как все"? Или есть что-то, что запускает работу этой биологической системы?

НеОни

 

ИНТЕРЕСНО ПОДМЕЧЕНО

 

Замысел данной заметки - это попытаться начать поиск ответов на тему роли и предназначения каждого человека в человеческом обществе. Но начнем несколько издалека.

Например, для исследования объектов, устройство которых заранее не известно, ученые часто используют принцип "черного ящика". Который помогает исследователю постепенно выстроить такую модель функционирования изучаемого предмета, чтобы она наиболее полно описывала зависимость воздействий на объект и его обратных реакций.

Давайте и мы используем такой же подход для рассмотрения вопросов взаимодействия человека и окружающего общества.

В чем смысл влияния отдельного человека на социум и наоборот? Тот факт, что влияние есть, понятен всем, но что лежит в основе такой взаимной связи, зачем это вообще существует в природе?

Представим, что человек - это "малый черный ящик", а общество - "большой". Все мои действия, так или иначе, оказывают влияние на окружающих людей, а с их стороны я получаю обратное воздействие. Этот кругооборот взаимных воздействий непрерывный и нарастающий, происходит именно на уровне человеческой природы. Именно человек разрушает баланс в природе, но именно человек может его и восстановить.

Мы в 99% случаев не знаем, какова реальная связь между моими действиями и обратным воздействием на нас общества. Я пишу данную статью, а в чем же будет заключаться обратная реакция людей. Скажем, а как это отразилось на жителях Африки и как их реакции скажутся на мне? Что за мысли и желания я вкладываю в написание данной статьи, какие цели я преследую. И здесь роль не о конкретной заметке, а обо всех моих поступках, мыслях и желаниях.

Вы вправе недоуменно поднять брови и спросить: "Что за бред, какая здесь может быть связь?". Но весь фокус как раз в том, что современное естествознание все ближе подходит к пониманию, что в этом мире нет не связанных между собой вещей. Связь может быть более явной, или мене явной, более сильной или менее, но она всегда есть, даже если мы ее совсем не видим. И самые сильные связи и воздействия присутствуют как раз на уровне человеческой природы и общества, они в нашем отношении друг к другу, в наших мыслях, в нашем миропонимании и мироощущении. Это трудно обосновать в рамках заметки. Но если коснуться вскользь - то просто подумайте: откуда каждый из нас взял свои представления об окружающем мире, как не из социума. И мы даже не можем представить, до какой степени все наше представление о мире сформировано остальными людьми. Собственно мы ВСЮ картину мира берем именно из этого источника. Именно окружение сформировало и продолжает формировать мои представления о мире. Буквально сама картина мира существует у меня только благодаря окружающим.

Теперь вновь вернемся к модели "большого" и "малого черного ящика". Зачем вообще нужен подход к личности и обществу в виде "черных ящиков". Только чтобы показать, что в реальности я совершенно не понимаю ни внутреннего устройства самого себя, ни социума. И как следствие, мне абсолютно непонятна система обратных взаимосвязей между нами, которые могут нести как положительную, так и отрицательную природу.

Когда на место "малого черного ящика" я ставлю себя, мне естественным образом хочется только положительных воздействий. Встает вопрос: как придти к этому состоянию? Что должно побудить общество всегда воздействовать на меня положительным образом? Как правило, не понимая, что может вызвать желаемый результат, я реагирую не требуемым, а просто естественным для моего эгоизма способом. Мне сделали больно, и я в ответ стараюсь поступать также, вызывая лишь лавинообразное усилие негативного воздействия. Этих примеров в мире тысячи. Нам очень трудно согласиться с мыслью, что в ответ на любое воздействие на себя, надо пробовать выдавать положительную ответную реакцию. И это единственный способ изменить действительность. Постоянно привнося в общество только положительное воздействие, я тем самым постепенно обеспечиваю себе положительную обратную связь. На самом деле мы об этом всегда догадываемся, но постоянное желание иметь все и сразу, даже во вред окружающим, затуманивает взор и не дает нам поступать требуемым образом.

Мы напрямик не властны над воздействием социума на каждого человека, но все же в силу существующих обратных связей возможность оказать воздействие есть. Она заключается в изменении себя, изменив себя, мы постепенно побуждаем общество, изменить отношение к нам. Меняя себя, мы начинаем правильным образом реагировать на все входящие воздействия, правильным образом относиться ко всем событиям и явлениям. И если в начале мы действительно подобны "черному ящику", то постепенно работая над собой, мы фактически выстраиваем себя изнутри, становясь собственными творцами. Мы буквально поднимаемся на новый уровень развития и понимания действительности, мы впервые становимся "человеком разумным".

Что же кроется за словами "правильные связи" или "положительные воздействия". На самом деле это очень банальная истина, которую каждый из нас слышал тысячи раз: "Не делай другим ничего, что не хотел бы для себя". Не может быть счастья в отдельной семье, городе, стране, когда весь мир болен. Также как не может процветать в человеческом теле отдельный орган, когда весь организм безнадежно болен. Мы знаем, что в организме все органы выполняют свои функции, но работают на благо целого, и при этом вся система обеспечивает жизнеспособность и функционирование отдельных частей. И этот закон верен не только для биологических тел, но и для человеческого общества. Вы вправе не согласиться с такой постановкой вопроса, но стоит внимательно оглянуться и посмотреть на окружающий мир, на неживую, растительную и животную природу. Каждый их этих элементов обеспечивают существование следующего уровня. Но уже на уровне человеческой природы, мы наблюдаем противостояние интересов друг друга, каждый отдельный человек не желает существовать по законам природы, считая себя вправе брать все и ничего не отдавать взамен. Действуя таким образом, мы лишаем себя жизненного пространства, и собственного будущего. Трудность состоит в признании собственной природы и желании подняться над собой, используя взаимное влияние самих себя и общества, "малого и большого черных ящиков", сознательно управляя этим процессом.

Созерцатель

 

 

НЕВСЕРЬЕЗ

 

Каждый хочет, чтобы ему было «хорошо», но на деле это возможно только за счет другого. И вся «несерьезность» такого положения заключается в том, что изменить его очень просто, достаточно только захотеть, чтобы «хорошо» было всем.

Каждый хочет, чтобы ему было "хорошо", но на деле это возможно только за счет другого.
И вся "несерьезность" такого положения заключается в том, что изменить его очень просто,
достаточно только захотеть, чтобы "хорошо" было всем.

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное