Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кто виноват, Что делать и Кому это выгодно Выпуск 7


Кто виноват, Что делать и Кому это выгодно
Седьмой выпуск

Все беды и неустройства, которые происходят у нас и с людьми
и с целыми регионами - в них мы всегда обвиняем или власть
или кого-то в особенности, или даже просто судьбу. Но может
быть, все это не так? Ведь просвещенному, современному
человеку ясно более-менее, что всем происходящим руководят
не люди, а какие-то законы в природе вещей, которые и развивают
происходящее. И если мы живем "по закону", то есть по внутренней
природе вещей - мы можем избежать неприятностей и даже как-то
увидеть, к чему дело идет.

Мы продолжаем публикацию отрывков из книги князя П.А.Кропоткина "Взаимопомощь как фактор эволюции" Автор приводит удивительные примеры, которые приготовила для нас природа.

П.А.Кропоткин "Взаимопомощь как фактор эволюции"

Если бы мы не были знакомы ни с какими другими фактами из жизни животных, кроме тех, которые известны о муравьях и термитах, мы могли бы уже с уверенностью заключить, что взаимная помощь (ведущая к взаимному доверию - первому условию мужества) и индивидуальная инициатива (первое условие умственного прогресса) являются двумя условиями, несравненно более важными в эволюции мира животных, чем взаимная борьба. Действительно, муравей процветает, хотя и не обладает ни одной из тех "защитительных" черт, без которых не может обойтись ни одно из животных, ведущих одинокую жизнь. Их окраска делает очень заметными для их врагов, а высокие муравейники многих видов сразу обращают на себя внимание в лесах и на лугах. У муравья нет твердого панциря, а его жало, как бы ни было оно опасно, когда сотни жал вонзаются в тело животного, не имеет большой цены для целей индивидуальной защиты. В то же время личинки и куколки муравьев (так называемые муравьиные яйца) составляют лакомство для многих обитателей лесов. И тем не менее муравьи, несмотря на их многочисленность, не подвергаются сильному истреблению птицами и даже муравьедами и внушают ужас насекомым, гораздо более сильным, чем они сами. Когда Форель опорожнял мешок с муравьями на лугу, он видел, как "сверчки разбегались, оставляя свои норы на разграбление муравьям; пауки и жуки бросали свои жертвы из боязни самим очутиться в положении жертвы", муравьи захватывали даже гнезда ос после битвы, во время которой многие из них гибли для блага общины. Даже самые быстрые насекомые не успевали спастись, и Форелю часто приходилось видеть, как муравьи внезапно нападали и убивали бабочек, комаров, мух и т. д. Сила их заключается во взаимной поддержке и взаимном доверии. И если муравей, - не говоря еще о более развитых термитах, - стоит на самой вершине целого класса насекомых по своим умственным способностям; если по храбрости его можно приравнять к наиболее мужественным позвоночным, и его мозг, говоря словами Дарвина, "представляет один из самых чудесных атомов материи в мире, может быть, даже более удивительный, чем мозг человека", то не обязан ли муравей всем этим тому, что взаимная помощь совершенно заменила взаимную борьбу в его общинах?

В природе все взаимосвязано, каждая ее часть является интегральной частью всей системы. Получается, что человек в своей жизни тоже должен соответствовать природе. Обнаружив себя в противоположности природе и обнаружив, также, в этом причину своих бед человеку не потребуется искать еще какие-то средства или силы, чтобы бежать от этого. Ведь в человеке в естественной форме заложено стремление бежать от плохого и тянуться к хорошему

"Для достижения доброй жизни надо, прежде всего,
перестать жить дурной жизнью"
Л. Н. Толстой

Отрывок из статьи Л. Н. Толстого "Первая ступень" Статья издана более 100 лет назад (в 1891 г .). По прошествии времени проблемы, которые волновали автора, почти не существуют! Мы так сильно изменились, что почти потеряли возможность увидеть их, прежде чем на нас обрушатся беды, которые ими обусловлены.

  Л. Н. Толстой "Первая ступень"

…Мне давно хотелось написать такую сказку: женщина, оскорбленная другой, желая отметить ей, похищает ребенка своего врага, идет к колдуну, прося его научить, чем она злее всего может отметить своему врагу на единственном похищенном детище. Колдун научает похитительницу отнести ребенка в место, которое он указывает, и утверждает, что месть будет самая ужасная. Злая женщина делает это, но следит за ребенком и к удивлению своему видит, что ребенок взят и усыновлен бездетным богачом. Она идет к колдуну и упрекает его, но колдун велят ждать. Ребенок растет в роскоши и изнеженности. Злая женщина в недоумении, но колдун велит ждать. И действительно наступает время, когда злая женщина удовлетворена и даже жалеет свою жертву. Ребенок вырастает в изнеженности и распущенности и, благодаря своему доброму характеру, разоряется. И тут начинается ряд физических страданий, нищеты и унижений, к которым он особенно чувствителен и с которыми не умеет бороться. Стремление к нравственной жизни - и бессилие изнеженной, приученной к роскоши и праздности плоти. Тщетная борьба, падение всё ниже и ниже, пьянство, чтоб забыться, и преступление, или сумасшествие, или самоубийство.

В самом деле, нельзя без ужаса видеть воспитание некоторых детей в нашем мире. Только злейший враг мог бы так старательно прививать ребенку те слабости и пороки, которые прививаются ему родителями, в особенности матерями. Ужас берет, глядя на это и еще более на последствия этого, если уметь сидеть то, что делается в душах лучших из этих старательно самими родителями погубляемых детей…

Богатство не ведет к счастью, о чем свидетельствует новое исследование, проведенное под руководством профессора Дэниэла Канемана, нобелевского лауреата по экономике. Как выяснилось, обывательские представления о влиянии на настрой человека таких факторов, как богатство и здоровье, весьма далеки от реальности. Статистика, собранная на основе ежедневных данных о настроении людей, не обнаруживает существенных различий между богатыми и бедными слоями населения. Более того, установлено, что такие отрицательные эмоции, как гнев и враждебность, чаще встречаются среди богатых. Одно из возможных объяснений столь слабой связи между богатством и жизнерадостностью указывает на то, что мы очень быстро привыкаем к физическому комфорту и к новому уровню жизни, после чего переходим к ожиданиям еще бо?льших удовольствий.

Резюме по поводу ограниченности желания наслаждений можно найти в следующих словах:

"Этот мир создан вместе с потребностью. Он лишен изобилия и благ, для обретений в нем требуется движение, а как известно, необходимость в многочисленных движениях удручает человека. Но оставаться без обретений и благ тоже невозможно, и потому люди выбирают страдания от многочисленных движений, чтобы достичь максимального достояния. Однако всё достояние и все обретения служат лишь их личной выгоде, человек всегда хочет вдвое больше, чем у него есть, а потому умирает, не достигнув и половины желаемого. Таким образом, люди страдают от двух факторов: от необходимости совершать многочисленные движения, а также от потребности в обретениях, половины которых им недостает".

"В китайском языке слово кризис состоит из двух
символов: один означает опасность, а другой – шанс".
Джон Ф. Кеннеди.

Кризис - это раскрытие "изъянов", которые изначально и преднамеренно были заложены в человеческой природе, чтобы предоставить нам возможность самим "исправить" их и, посредством этого действия по исправлению, перейти наверх. В прошлом, сотни тысяч лет назад, человечество было неспособно понять причину своих страданий. Однако сегодня мы достаточно созрели, а следовательно можем уразуметь причину и разглядеть, что страдания устремляют нас на обретение альтруизма, на обретение свойства любви и отдачи, присущего самой природе. Человека наших дней природа уже может "спросить": "Правильно ли ты реагируешь на то, что тебе передано?" Ведь теперь наряду с очередным бедствием природа передает человеку также осознание его причины.


В завершение выпуска не анекдот, а скорее притча:

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


В избранное