Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

СКУРЛАТОВ Валерий Иванович.Философско-политический дневник2


Почему рухнул СССР

 

Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Память о Советском Союзе не выветрилась в населении, и по ТВ часто в эти дни волей-неволей возвращаются к советскому прошлому. Когда-то были впереди всего мира, особенно в науке, образовании. Да и по уровню жизни выглядели неплохо. Весь третий мир, помню, смотрел на нас снизу вверх, и хватало у нас ресурсов содержать и поддерживать десятки режимов. Пусть вроде бы большие затраты на Варшавский договор или страны Азии, Африки и Латинской Америки – тем не менее советская экономика развивалась достаточно быстро и имела отличные перспективы, а неизбежные везде и всегда проблемы представлялись вполне решаемыми. Казалось бы, смотри в будущее с оптимизмом, будь уверен в себе – чем не счастье? Почему же бесы так легко порушили величайшую в мировой истории Советскую державу?

Можно выдвинуть немало надстроечных объяснений, и каждое из них содержит отблеск правды. Бесы, вирусы и прочая зараза – кругом у всех, но работает иммунная система, не обязательно погибать от нечисти. Почему же советская иммунная система не сработала, и духовный СПИД подкосил нас? Обычно ссылаются на интеллигенцию – мол, она изнутри подточила-разложила дух народа, как век назад в царской России. Вот через год отметим столетие выхода сборника «Вехи», в котором эти обвинения обосновывались, и в конце 1980-х годов и даже сейчас они вроде бы лишь подтверждаются. Да и в других странах тоже начинались революции с волнений студентов и радикального разночинства, не в интеллигентском ли нетерпении и нетерпимости причина Тяньаньмэня, оранжизма и т.п.?

США к концу 1980-х годов при президенте Картере тоже находились в кризисе, и американская интеллигенция тоже была готова пустить свою страну под откос - язвы капитализма, доминирование загнившего старого финансового олигархата "снежного пояса", поствьетнамский синдром и вообще Weltschmerz за всех обиженных и угнетенных будоражили наиболее радикальную и активную часть американского общества, и СССР мог сломить Запад, если бы вместо Афганистана взял под контроль революционный Иран и вместе с ним зону Персидского залива, но американская иммунная система нашла силы выдвинуть президента Рейгана, который первым делом отменил налоги на инновационную экономику и высвободил субъектность прежде всего наиболее продвинутого "солнечного пояса" с его тысячами биллов гейтсов, которые и устремились в образовавшийся прорыв, и уже через полгода новоявленные молодые "яппи" почувствовали себя хозяевами в собственной стране и потеснили радикальных критиканов "хиппи" и показали себя ярыми патриотами и даже по зову души стали вывешивать над своими домами американские флаги.

Так что надо зреть в корень, в базис. Человеку на роду написано стремиться стать субъектным, то есть свободным – подобным и даже равным Богу. Быть свободным – прежде всего быть самодостаточным экономически. Причем не просто иметь богатство, благодаря которому не зависишь от общины, государства или работодателя, а быть самодостаточным вплоть до саможертвенности, как раскрыто Гегелем в «Феноменологии духа» в диалектике раба и господина. Другими словами, надо быть собственником самого себя и своих источников существования, а это предполагает прорастание в почву общества, укоренение в ней. Ибо субъектизация сопряжена с социализацией. Когда не чувствуешь себя дома и когда твой дом – не твоя крепость, то есть когда социально несубъектен, то находишься в тюрьме, и её надо разрушить, чтобы прорваться к свободе. Пусть на миг – но счастье свободы стоит этого мига, и на эту тему написал книгу под навязанным мне издательством скучным названием «Молодежь и прогресс: Философские размышления о драме свободы, любви и измены в истории» (Москва: Молодая гвардия, 1980). Повторяться не буду, а вывод мой таков – советский человек не мог иметь своего дома и потому не мог быть и не ощущал себя самодостаточным и субъектным, а обычно ощущал себя зэком, заключенным не по своей воле пусть иногда в комфортной, но всё же зоне, и психологически готов был до основанья разрушить весь этот мир коллективистского насилия над ним, десубъектизации.

А в таком базисно-недосубъектизированном состоянии легко поддаться всяческим бесам и их искушениям и не пожалеть мать родную, Родину. Если бы советский человек был более-менее досубъектным, как в нищие 1930-ые годы, когда его легко завлекал «культ личности» Сталина и он с искренним энтузиазмом выполнял модернизационный проект, то внутреннего протеста не возникало бы. Но в 1970-1980-ые годы у советских людей появились квартиры, загородные шесть соток и нередко собственные автомобили, и разжегся потребительский аппетит, и остро переживалось отсутствие в магазинах джинсов и жвачки, да вдобавок трудно было съездить за границу – разрослось массовое осознание собственнической недостаточности, базисной недосубъектизированности. Зато гибельный эрзац шкурничества овладел всеми слоями общества сверху донизу. Всё произошло так, как предсказывает социология революции – не удовлетворялись растущие ожидания масс, власть не отвечала на субъектный вызов времени, и советского Дэн Сяопина так и не появилось. Дали бы людям возможность обрести частно-самодостаточную собственность и заниматься собственным бизнесом и облегчили бы им выезд за рубеж и перестали бы их мордовать и относиться как к зэкам – и проросли бы граждане в свой государственно-национальный организм и насмерть стояли бы за свою страну и свою нацию и не возникла бы революционная ситуация. По такому пути не смогло пойти выродившееся прогнившее позднесоветское руководство, и Горбачев лишь с краешку коснулся базисных реформ, со всем пылом зато кинувшись ворошить надстройку и выпускать джиннов перестройки. И возник духовный иммунодефицит, и бесы захватили душу, и рухнула тысячелетняя Русь.


В избранное