Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

СКУРЛАТОВ Валерий Иванович.Философско-политический дневник2


Вопрошание как ступень к жертвоприношению

 

Чем отличается человек от любого другого сущего? Мартин Фридрихович Хайдеггер отвечает – «Только человек экзистирует. Скала существует, но она не экзистирует. Дерево существует, но оно не экзистирует. Лошадь существует, но она не экзистирует. Ангел существует, но он не экзистирует. Бог существует, но он не экзистирует».

И далее Хайдеггер поясняет – «Предложение: «Человек экзистирует» означает: человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии. Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном. Всякое сознание заранее предполагает экстатически понятую экзистенцию в качестве essentia человека, причем essentia означает то, в качестве чего человек существует, пока он человек. Сознание, наоборот, и не создает впервые открытость сущего, и не предоставляет впервые человеку открытость для сущего. Куда и откуда и в каком свободном измерении должна была бы двигаться всякая интенциональность сознания, если бы человек не имел уже в том выстаивании – своего существа? На что ещё другое, если всерьёз о том задуматься, должна указывать приставка «со-» в именах «со-знание» и «само-со-знание», кроме как на эк-зистенциальное существо того, что существует, поскольку экзистирует?» (Хайдеггер М. Введение к: «Что такое метафизика?» /1949/. Перевел Бибихин В.В. // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Москва: Республика, 1993, стр. 32).

Экзистирование – это не просто выход за пределы своего сущего и даже своего бытия вплоть до самоуничтожения и низвержения в ничто как взмет-Ereignis, но и выстраивание-отстаивание сущего и бытия сущего и даже ничто вокруг себя в себе как отмет-Enteignis (смотри мою заметку О правоверном понимании хайдеггеровского термина Ereignis). Экзистирование – это экстаз человеческого сущего из самого себя, но в синергийности с другим сущим, с бытием и с ничто, которые тоже энергийны, как и человек, но не экзистируют, а трансцендируют. Человеческое же экзистирование – не просто трансцендирование, а самоуничтожение-самоотрицание через сомнение в собственном сущем, в бытии своего сущего и в бытии вообще. Карл Маркс в ответ на вопрос распространенной в то время анкеты «Ваш любимый девиз?» написал: «Подвергай все сомнению». Комментируя это высказывание Карла Маркса, отечественный философ Борис Семенович Грязнов пишет: «Для Маркса сомнение было необходимым условием любой научной деятельности. Там, где нет сомнения, нет науки. Наука по своему существу есть сомневающееся знание». Подобной точки зрения придерживаются и многие выдающиеся ученые. «Сомнение - необходимая составная часть развивающейся науки, одна из предпосылок научного знания, - говорит известный американский физик-теоретик лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман. - Либо мы оставим открытой дверь нашему сомнению, либо никакого прогресса не будет. Нет познания без вопроса, нет вопроса без сомнения».

Сомнение – это вопрошание. Экзистирование сопряжено с сомнением как вопрошанием о смысле сущего, бытия сущего и бытия вообще. Высшее вопрошание обращено к Богу или, пользуясь терминологией Карла Ясперса, к Всеобъемлющему (Umgreifende), которое как Enteignis интенционально «сопряжено-переплетено» (квантовомеханическое entanglement) с человеком. Ответ на вопрошание творит новое мировое состояние, жертвуя старым.

Итак, во Всеобъемлющем-Всесильном имеем синергийную четверицу смертного (точнее смертоносного как Sein-zum-Tode) вопрошающего-сомневающегося человеческого Dasein, бытия Sein, сущего Seiende и ничто Nichts с центром именно в Dasein (Человек), который, по Хайдеггеру, является «пастухом Бытия» и «заместителем Ничто».

Очевидны четыре главных вида вопрошаний – о сущем, о самом себе, о бытии, о ничто.

Вопрос о сущем ставит под сомнение сущее, ответ приносит в жертву сущее ради вопрошающего.
Вопрос о самом себе ставит под сомнение вопрошающего, ответ приносит в жертву вопрошающего ради бытия.
Вопрос о бытии ставит под сомнение смысл бытия, ответ приносит в жертву бытие ради ничто.
Вопрос о ничто ставит под сомнение Всеобъемлющее-Всесильное-Наивысшее, и ответом уже не может быть просто уничтожение бытия вместе с сущим, а переформатирование всей четверицы, то есть Богосаможертвоприношение, которое Хайдеггер в постижении неразрывности связки Ereignis-Enteignis сопрягал с замыканием Круга Времени («Как в первых метафизических именах бытия заговаривает затаенное существо времени, так в его последнем имени: в «вечном возвращении того же» - Там же, стр. 33), а Святой Иоанн Богослов в «Апокалипсисе» - с творением нового мира («се, творю всё новое… и увидел я новое небо и новую землю, ибо прежняя небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» - Откровение 21:5,1).

Вопрошает Человек на Голгофе – «Или, Или /Или – тот же семитский корень, как и в имени Аллах/! лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Евангелие от Матфея 27:46). Отвечает Всеобъемлющий-Всесильный по-гречески – «Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откровение 22:12-13).


В избранное