Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

СКУРЛАТОВ Валерий Иванович.Философско-политический дневник2


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уважаемые подписчики моей прежней рассылки "Скурлатов В.И. Философско-политический
дневник". Сервер не пропускает мои заметки по привычному адресу, и поэтому я
вынужден создать данную новую рассылку.


Русская Доктрина – политический прорыв или интеллектуальный изыск? Часть 1

Зашел пятничным вечером 18 ноября 2005 года в Институт философии Российской академии
наук (РАН) в аудиторию 522 на пятом этаже на очередное заседание «Византистского
клуба». Обсуждали «Русскую Доктрину» - коллективное объемистое произведение (364
страницы большого формата), подготовленное интеллектуальными звездами право-консервативного
русско-православного лагеря. Правда, среди авторов – и мой ближайший школьный
друг доктор экономических наук и известный китаист Александр Николаевич Анисимов
из ЦЭМИ (Центральный
экономико-математический институт РАН), а он просто профессионал, так что книга
получилась довольно многоплановая, я её с интересом пролистал, в ней встречается
кое-что дельное, и глаз зацепился за ряд интересных суждений. 

Книга проекта «Русская Доктрина» издана по инициативе Фонда «Русский предприниматель»
(Кобяков Андрей Борисович) и под эгидой Центра динамического консерватизма (Аверьянов
Виталий Владимирович). Среди полусотни экспертов и консультантов – один из авторов
нашей коллегиально-выработанной базисной Программы постиндустриальной модернизации
России «Путь из тупика» Крупнов Юрий Васильевич. Ни Анисимов, ни Крупнов не говорили
мне об этом проекте, я остался снова в стороне. Несколько не по себе. Давно заметил,
что
не очень совместим с интеллектуалами. Я занят конкретными практическими делами,
и меня не очень тянет к высоким умозрениям, настолько заземленно мыслю, как врач
копаясь в теле и в душе больного, а интеллектуалы воспаряют к идеальному образу,
далекому от неприглядной грязной кроваво-гнойной реальности. Это не значит,что
я не разбираюсь в надстройке, только я всегда сопрягаю её с базисом, гляжу на
надстройку снизу, от исходных импульсов человека. И самым главным импульсом считаю
волю к субъектности (равнобожию),
которую Фридрих Ницше назвал «волей к власти», а Мартин Фридрихович Хайдеггер
– «волей к воле».

Вел обсуждение и активно в нём участвовал Председатель Византистского клуба Аркадий
Маркович Малер (родился в 1979 году). Два слова о самом Клубе. Не обошлось создание
его в октябре 1999 года без участия Александра Гельевича Дугина (родился в 1962
году). Был он задуман первоначально как "Евразийский Клуб" в качестве регулярного
студенческого семинара в Институте философии РАН (ИФ РАН) инициативной группой
студентов философского факультета Государственного Университета Гуманитарных
Наук (ГУГН). Ведущим Клуба
стал Аркадий Малер. В октябре 2003 г. Евразийский Клуб получил новое название
- Византистско-Евразийский Клуб "КАТЕХОН" как культурно-политическая организация,
исследующая и развивающая метафизику православного традиционализма и византистско-евразийскую
политическую философию (http://katehon.narod.ru/dosie.html).

Докладывал Виталий Владимирович Аверьянов, с которым я впервые познакомился,
взял у него визитку (http://litnasledie.ru/averianov/). Он мне понравился. Он
- Председатель совета Учредителей Общества сохранения литературного наследия,
главный редактор издательства Общества. Кандидат философских наук. Научный сотрудник
Института Философии РАН.

Родился в 1973 году под Москвой. С 1979 года живет в Москве. В 1996 году с отличием
закончил МГУ (факультет журналистики) и поступил в аспирантуру философского факультета
МГУ. В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию «Проблема традиции в русской
философии XX века». Работал доцентом в московских вузах. В настоящее время научный
сотрудник Института Философии РАН.

Активно публиковался как в академических, так и в популярных изданиях - таких
как «Вопросы литературы», «Вопросы философии», «Общественные науки и современность»,
«Человек», в журналах «Москва», «Волшебная гора», «Эксперт», «Золотой лев», в
«Философской газете». В 2000 году инициировал в «Независимой газете» и ряде сетевых
изданий дискуссию об идеологическом консерватизме, православном по своему источнику.

В 1998-99 годах был главным редактором газеты «Православное книжное обозрение».
В дальнейшем разработал целый ряд издательских, информационных и сетевых проектов.
Был одним из основных разработчиков сайтов www.pravoslavie.ru (самый читаемый
русский религиозный ресурс) и www.kinderino.ru (крупнейший в рунете детский ресурс).

Автор книг «Священное Предание и секулярная традиция» (2000) и «Природа русской
экспансии» (2002).

Автор стихов и песен (неопубликованный поэтический сборник «Где-то выше сердца»),
член Союза писателей России.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Житие Вениамина Блаженного. - Вопросы литературы № 6 1994. 
Сораспятие Вениамина Блаженного. - Книжное обозрение 1995 № 33, 15 августа 
Житие Вениамина Блаженного, написанное им самим... - Такая жизнь № 3 1996. 
Феноменология Смутного времени: Откуда ждать Минина и Пожарского? - Общественные
науки и современность № 3 1996. 
Пробуждается ли вулкан «Волшебной горы»? - Книжное обозрение 1996 № 20, 14 мая

Русская мысль в словарной статье - Книжное обозрение 1996 № 23, 4 июня 
Василий Розанов: Мука о русских попах - Книжное обозрение 1996 № 29, 16 июля

Обнажаемая глубина Модильяни - Книжное обозрение 1996 № 41, 15 октября 
Заметы (1994) - Сокурсники. Выпуск 96-го. 1996. 
В.В.Хлебников: Традиционализм в авангарде - Волшебная гора № 5 1996 
Свои колокольни (эпос) - Там же. 
Заметы (1994, 1995) - Там же. 
Церкви как иконе быть в красном углу нашей жизни - Провинциальная мысль № 5 1997

Крытый крест (Основы философии богочеловеческой культуры) - Волшебная гора №
6 1997 
Два мира Крутицкого подворья. - Радонеж №21 (65), декабрь 1997. 
Два затмения (поэма) - Волшебная гора № 7 1998. 
Три аспекта традиции. Брошюра - М., 1998. 
«Ибо пища крута...» (Жизнь и миросозерцание К.Леонтьева)/ в соавт. С А.Гвоздевым
- Православное книжное обозрение 1998, август. 
Священное Предание в перспективе разложения - Православное книжное обозрение
1998, сентябрь-октябрь. 
Историософия Л.Тихомирова - Православное книжное обозрение. Специальное приложение.
Ноябрь 1998. 
К вопросу о православной идеологии - Православное книжное обозрение 1998, декабрь.

Необоримая кротость - Там же. 
Когда Бог избирает немощь... - Православное книжное обозрение 1999, № 1-2. 
Рецензия на книгу К.Долгова «Восхождение на Афон»/ в соавт. с М.А.Маслиным -
Вопросы философии № 6 1999. 
Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России - Общественные
науки и современность № 1 2000. 
Традиция как преемственность и служение - Человек № 2 2000. 
О «синтезе» православной идеи. - НГ Религии 7.03.2000. 
Проблема традиции в русской философии XX века (Русское Зарубежье). Автореферат
диссертации на соискание уч. ст. кандидата философских наук - 2000. 
Духовная словесность России. - Православные издания. 2000. 
Сегодня Русской Церкви «больше всех надо» - НГ Религии 11.10.2000. 
Реплика на круглом столе «Русский прорыв: Возможен ли он в XXI веке?» - Российская
федерация сегодня. № 19 2000. 
Консерватизм - очищение от иллюзий (программа клуба консервативных аналитиков)
- Золотой лев № 11-12. 2000. 
Петр Калитин: Россы монументально разлагаются... - Философская газета № 1. 2000.

Рыцарь Священного Предания - НГ-Религии 29.11.2000. 
Корпоратизм - новая мифология. - Философская газета. 2001 №№ 1(2)-2(3) 
Рецензия на К.Коукера «Сумерки Запада». - Философская газета. 2001 № 2(3). 
Почему мы русские, почему православные? - НГ-Религии 12.09.2001. 
Россия - не от мира сего. - Завтра. № 2 (425) 2002. 
Отчаянье бриллианта (интервью). - Эксперт. № 1-2 (309) от 14 января 2002. 
Метафизика родополового начала В.В.Розанова. - Москва. 2002 №2. 
Третий полюс. - Эксперт. № 10 (317) от 11 марта 2002. 
Кастрация гермафродита - конец постмодерна? - Волшебная гора. № 8 2002 

Не удержался и прочел его работу 1999 года «Метафизика Ничего: Об опыте священного
писания бездны у Г. Джемаля» (http://www.metakultura.ru/vgora/prilog/aver.htm).
Умненько, в направлении Правой Веры. И не перестаю удивляться – сколько же на
Руси умных, а почему в таком Ничего болтаемся, нет политической воли, что ли,
или с пассионарностью бедно?

Русскую Доктрину назвал Виталий Аверьянов «пятой доктриной», превосходящей четыре
соперничающие – социал-демократизм, радикальный либерализм, либеральный консерватизм
и радикальный национализм. Эта «пятая доктрина» - динамический консерватизм.

Эти пять «измов» взяты из политической эмпирики, причем ограниченной, прежде
всего западной в русской. Это плохо. Спектр «измов» должен дедуцироваться из
единой формулы и лишь затем проецироваться на политическую эмпирию, зависящую
от тьмы граничных и обычно «случайных» условий. Я произвожу «измы» модерна из
того первоимпульса, который породил наше Новое Время со всеми его проявлениями,вплоть
до современных глобализации и постмодернизма, - из первоимпульса к субъектности.
Новое Время произошло в результате
«взрыва сверхновой звезды» низовой субъектности, когда благодаря граничным условиям
Западной Европы там взрослась «критическая масса» экономически-самодостаточных
и тем самым политически-субъектных низовых хозяев-собственников (люди свободных
профессий, торговцы, ремесленники, мещане) прежде всего в городах (бургах), среди
горожан (граждан), а по-западному «бюргеры-буржуи-буржуазия», откуда «буржуазное
/гражданское/ общество»

И как ни мудри, а четыре (а не пять) главных измов появляются в спектре исходной
воли к субъекности – либерализм (субъектность для достойных), национализм (субъектность
для «своих»), анархизм (субъектность для каждого), коммунизм (субъектность для
всех). И есть масса других производных «измов», конкретизирующих или отвергающих
исходные «измы». И все главные «измы» - вполне динамичны по сути, хотя могут
коснеть в истории.

Я законспектировал высказывания Виталия Аверьянова о текущей ситуации в России,
они в основном наивны с моей точки зрения практика. Одно дело – теоретизировать
о больном и о факторах, приведших к болезни, и о возможных средствах излечения,
а другое дело – иметь дело с конкретностью, с подбором и подготовкой политической
команды, с предателями в верхах и паникерами и пофигистами в низах. Он надеется
на преодоление нынешней Смуты, и я надеюсь, и пусть пишет свои тексты, я же кроме
написания текстов вынужден заниматься
политикой, пусть до сих пор неудачно. Но если не буду заниматься всей этой грязью
– то не смогу спать спокойно. Выдергивают из-под ног русских людей их русскую
землю – не стоять же в сторонке, надо ввязываться в драку. Хотят вышвырнуть Ленина
из Мавзолея – стерпеть такого нельзя, это же нас, русских, вышвыривают из истории,
лишают наивысшего маяка. Деиндустриализируют нас, выкачивают невосполнимые сокровища,
геноцидствуют – мало обличать, надо быть готовым и в морду дать, встать насмерть.
Пусть благоразумные
зовут меня невменяемым, клоуном, негодяем – я здесь стою и не могу иначе (виноват,
плагиат!).

Короче, критиковать так и тянет, даже близких людей, и довольно по делу и убедительно,
но есть и позитивное в суждениях Виталий Аверьянова, что важнее. Понравилась
его оценка советского периода, прежде всего сталинского. Тоже спорная, но не
оголтело-негативная, а с попыткой разобраться и в ужасном узреть святое. Особенно
же близкой мне показалась его трактовка той Высшей Вести, которую Россия несет
миру. И свою «пятую доктрину» он мыслит как предисловие к новому нравственному
миру, во главе которого должны
встать мы.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.19381214
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное