Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости йоги

  Все выпуски  

Новости йоги



Главная || Инструкторы Федерации || Путеводители по Индии || Медицинские аспекты йоги || Библиотека || Форум ||

Украинская  Федерация  Йоги


Новости


Желающие приобрести книгу Андрея Сафронова "Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика", живущие за пределами Украины могут сделать это в интернет магазине по
этому адресу.



Приветствую всех подписчиков Yoga news

Сегодня в выпуске:

Цитаты, афоризмы, притчи. А.Маслоу "Дальнейшие рубежи развития человыека (отрывок)

Итак, мы отбираем для своего исследования наиболее полно развитых, наиболее полно очеловечившихся лиц, полагая, что они являют собой пример того, каким бы мог стать весь человеческий вид, если бы только ему позволили развиваться, если бы условия были благоприятны и ничто тому не препятствовало. Это не среднестатистические представители вида, это представители его растущей верхушки, лучшей части верхнего одного процента популяции.
Исследуя таких лиц, мы обнаружили новый образ человека. Это самое важное, потому что из этого вытекает все остальное, а именно, возможность видоизменения всех форм человеческой деятельности и человеческих институтов, включая науку. Новый образ человека - это образ растущего человека. Этот образ открывает перед нами гораздо больше возможностей.
Исследуя таких лиц, мы обнаруживаем значительно более глубокую осознанность сферы межличностных отношений. В результате проведенных исследований уже появилась более высокая концепция человеческой любви. Существует иерархия форм любви. Описанная мною ранее высшая ее форма - это любовь к бытию другого лица, нечто значительно большее, нежели обычное взаимоудовлетворение. Такая бытийная любовь - высшее из того, что доступно человеку; она встречается не часто, но она возможна.
То же относится к сексу. В высших своих проявлениях секс может выступать пусковым механизмом пиковых переживаний, подобных переживанию мистического единения. Здесь раскрывается широкая область для научных исследований, ибо если вы действительно обследуете половую жизнь большинства людей, если вы сделаете выборку по всей популяции, то обнаружите, что 99 ее процентов даже не подозревают о тех возможностях, которые таит в себе сексуальность. Они не знают, сколь сильными могут быть чувства.
Дружба - также иерархическое понятие. Существуют высшие формы дружбы. Когда вы узнаете, какой может быть дружба, и какой она должна быть при благоприятных обстоятельствах, то увидите, до чего жесткие и холодные отношения обычно называют дружбой. Опять же, картина подлинной дружбы более высокого порядка может дать толчок исследовательской и терапевтической работе, направленной на привнесение такой дружбы в нашу жизнь - в семейные, педагогические и производственные отношения, в менеджмент, управленческую деятельность и т.д.
Сказанное выше служит иллюстрацией представлений, развиваемых гуманистической и трансгуманистической психологией наших дней. Будущее, такое же неопределенное, как и во все времена, представляется нам более обнадеживающим, чем предшествующим поколениям.
Наряду с новым образом человека мы можем говорить также и о новом образе цивилизации. Интересы индивида и цивилизации до сих пор неизменно рассматривались как взаимоисключающие. Что хорошо для индивида, то плохо для цивилизации. Имеется в виду, что если он будет эгоистичным, позволит себе делать то, что ему хочется, и не будет сдерживать свои порывы, общество развалится. Это вытекало из фрейдистской концепции. Сегодня в нашем распоряжении имеется новая, гораздо более перспективная концепция здорового общества. Сегодня в нашем распоряжении имеются средства, которые позволяют сравнивать различные общества и давать им оценку. Одно общество может быть лучше другого, то есть быть более здоровым, располагать более высоким развивающим потенциалом. Можно сказать, что ценность общества или его функционирования определяется тем, насколько полно люди, живущие в этом обществе, осуществляют свои потенциальные возможности.
Гуманистическая и трансгуманистическая ориентация порождает также иные представления о реальности и объективности. Становится все более очевидным, что существует концепция объективности более высокая, чем та, которая нам известна. Принятая сегодня учеными концепция объективности может быть названа "объективностью наблюдателя", безучастно и безразлично взирающего на свой предмет. Наблюдателю здесь все равно, кто выигрывает, а кто проигрывает. Некоторые данные, полученные нами в ходе исследования человеческих отношений, основанных на бытийной любви, свидетельствуют, что такую любовь можно испытывать не только к человеческим существам, но и к научным проблемам. Вы можете так любить другого человека - своего ребенка, например, - что оказываетесь в состоянии оставить его в покое (и это - большое достижение). Вы можете оставить его в покое в даосском смысле: вы так любите его таким, каков он есть, что наслаждаетесь уже одним созерцанием его спонтанного роста. То же можно сказать и о цветах, животных, - о чем угодно. Оказывается, их можно воспринимать объективно, непредубежденно, без намерения изменить, сорвать в букет, обрубить хвост и т.д. Иными словами, можно позволить им оставаться самими собой. И я склоняюсь к тому, что именно такой настрой способен обеспечить наивысшую точность восприятия. Ибо альтернативой бескорыстному, непреднамеренному восприятию служит выборочное, селективное восприятие: "Могу ли я этим воспользоваться? Полезно ли это мне?" Могу ли я извлечь из этого какую-то выгоду? Не угрожает ли это мне? Могу ли я это съесть? Такой подход неизбежно связан с отвлеченностью рассмотрения. Вещь, явление, ситуация не рассматриваются в их целостности. Они рассматриваются, так сказать, лишь с точки зрения их съедобности или несъедобности, - рассматриваются односторонне и, следовательно, неточно. Объективность, порождаемая бескорыстной бытийной любовью, не столь отвлеченна и поэтому может дать более целостную, более истинную картину.
Несколько слов о религии. Я воспользуюсь ею в качестве примера, ибо упрек в технологизации и профессионализации может быть предъявлен также и многим другим областям человеческой деятельности. Если вы, как и я, обратитесь к изучению пиковых переживаний, которым свойственны почти все отличительные признаки, традиционно приписываемые универсальному религиозному опыту, и которые вместе с тем не обязательно связаны с каким-то определённым вероисповеданием или местом, вы найдете, что мы можем говорить о сакрализации или освящении всей жизни. Я свидетельствую, что практически любой человек может испытывать подобные переживания в любое время и в любом месте. Совокупность фактов такого рода вступает в противоречие с той профессионализацией или специализацией, которая проводится формальной религией - специализацией дня, здания, лица и самих слов, предположительно вызывающих спонтанные религиозные чувства. В особенности это относится к святым местам: считается, что если вы войдете в определенную дверь, то будете испытывать религиозные чувства, - испытывать до тех пор, пока не выйдете через ту же дверь. После чего религиозные чувства покидают вас и вы не испытываете их вплоть до следующего посещения этого или ему подобного здания.
Едва ли не то же самое может быть сказано и о современном образовании. Гуманистическое образование - это процесс, который проходит через всю жизнь, а не ограничивается стенами определенного здания. Если бы забастовка учителей Нью-Йорка продолжалась достаточно долго, мы бы гораздо больше узнали о том, что значит подлинное образование. Начало ему было положено мамами, соседями и другими неспециалистами, которые пришли в школу. Оно не могло принять достаточно развитые формы, поскольку специалисты вскоре опять взяли власть в свои руки. Нынче с образованием все в порядке - его каким-то образом удалось разъять на три аккуратные части, никак между собою не связанные.*
* Игра, учеба, работа - В.Д.
Я веду к тому, что вся жизнь может стать образованием, религией, наукой, искусством, философией, - если только вы смотрите на нее с точки зрения предельных ценностей, а не экспертных оценок, если только вы не попадаетесь в силки технологии и не пресмыкаетесь перед специалистами. Сказанное относится и к психотерапевтической практике, в частности, к развивающей стороне терапии. Она также может проникнуть собою всю жизнь. Вся жизнь или любая ее часть может быть освящена, сакрализована.
Что это - оптимистический взгляд на вещи или несбыточные мечты? Ни то, ни другое. Наша задача как людей эмпирически мыслящих - быть реалистами, быть хорошими репортерами, хорошими наблюдателями того, что есть на самом деле. Все рассмотренные мною возможности человека действительно возможны. Они были выявлены и описаны благодаря тому, что один процент популяции осуществил их. Это реалистические утверждения; они поддаются проверке. Кроме того, они поддаются статистической оценке, мы можем говорить о степени их вероятности: "Насколько это вероятно? Насколько мы можем быть уверены, что это действительно так? Что означают эти статистические данные о "растущей верхушке", как я ее называю? Действительно ли это произойдет?" Насколько я могу судить, ответ состоит в следующем: никаких гарантий того, что это с неизбежностью произойдет, нет. Бомбы и кнопки, у которых дежурят люди, все еще ждут своего часа. Не исключено, что они сотрут нас с лица земли. Не исключено и обратное. Если мы встанем на научную точку зрения, то есть рассмотрим эмпирически, что представляет собой истинно человеческое и, следовательно, способное актуализироваться существо, - если мы сможем осознать, что речь идет не о праздных фантазиях, а о действительных наших возможностях, такое осознание привнесет все это в сферу человеческой деятельности. Для меня же все это означает не что иное, как научное подтверждение многих из тех надежд, которые мы возлагаем друг на друга и на человечество в целом.

Полный текст статьи

Web-ресурсы Федерации:


http://yoga.net.ua/   -   сайт Украинской Федерации Йоги.
http://yoga.dn.ua/   -   сайт Донецкого отделения.
http://www.yoga-kharkov.com.ua  -   сайт инструктора Виктории Шеиной, г.Харьков.
http://slavutich.kiev.ua/~yoga  -   сайт Славутичского отделения.
if-yoga.net  -  сайт Одесского отделения.
Сайты Киевского отделения:
http://www.yogi.net.ua/  -   сайт инструктора Светланы Фоменко.
http://www.yogi.com.ua/  -   сайт инструктора Бориса Пахоля.
http://www.yogov.narod.ru/  -   сайт инструктора Владислава Очеретько.

Ведущий рассылки Татьяна Суслова, г.Донецк

Архив рассылки
Рассылки Subscribe.Ru
Новости йоги

В избранное