К сожалению, или к счастью, если посмотреть на дело с другой точки зрения, многие материалы в Интернете не вечны. Обычному пользователю это не очень заметно, да и не столь для него важно, что-нибудь на интересующую его тему всегда найдется. А вот обозреватель сайтов Сети то и дело с грустью убеждается, что иные сведения, сообщенные им когда-то, безнадежно устарели. Хотя добыты и сообщены они были отнюдь не во времена исхода из египетского рабства...
Догадливый читатель уже понял, к чему я клоню. Правильно: заглянул я на днях в свои статьи прошлых лет, посвященные празднику Песах и его отражению в Интернет-пространстве (вы найдете их в «Архиве» моего сайта), и убедился, что далеко не все приведенные мною когда-то ссылки работают. Что ж, не поленимся и обновим список.
По-прежнему доступны материалы на эту тему, размещенные на сайте культурно-религиозного центра «Маханаим»: . Достаточно заглянуть в меню «Календарь» и найти в раскрывающемся списке строку «Песах» . Практически все упомянутые мною когда-то материалы сохранились, и даже добавились новые. Но у старых порой не тот адрес, что был раньше. Так что если не находите чего-то по моим старым
ссылкам, не тушуйтесь, а просто пройдите путь, указанный выше.
У здешних статей несколько теоретический уклон. Как бы в качестве компенсации можно посмотреть небольшую флэшку «Порядок Пасхального седера» . Название несколько тавтологично, ведь «седер» это на иврите и есть «порядок». Но зато изображено все очень наглядно: с рисунками, схемами и даже картой Исхода!
Человек, от еврейской религии далекий, возможно, скажет: зачем мне все эти подробности чуждого и устаревшего ритуала, мне нужны просто справочные сведения. Что ж, справочные сведения можно почерпнуть в «Электронной еврейской энциклопедии»: . Найдите там статью «Песах» , пользуясь алфавитным указателем или окошком «Поиск статей». Тут и вся история изложена весьма основательно и многочисленные ссылки на источники имеются. Ну и, как подобает солидному
изданию, сделана попытка объяснить происхождение праздника с материалистической точки зрения.
Выглядит это так: «По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников...» И далее: «Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками...» Получается, что рассказ, который евреи уже 3300 с лишним лет передают от отцов к сыновьям, - это сказки старых бабушек. Хотя первые в этой цепочке вроде бы повествовали детям о том, что видели сами, собственными глазами
(во избежание претензий со стороны особо подкованных религиоведов уточню, что записана «Пасхальная агада» около Х века нынешней эры, когда возникли опасения, что традиция может прерваться из-за бед рассеяния; до этого весь рассказ велся устно, причем запомнить его новому поколению не составляло труда, ведь он повторялся ежегодно, а уж о том, что он переполнен ссылками на другие, хорошо известные евреям источники, читаемые много раз в году, я и не говорю). В отличие от наших темных предков, рассказывавших о
том, что они видели, наука теперь точно знает, что «по мнению некоторых исследований» и что «высказывались предположения». И разумеется, эти мнения и предположения заслуживают большего доверия, даже если доказательства построены на... других мнениях, предположениях и экстраполяциях.
Скептики вольны и дальше верить науке, предпочитающей простым объяснениям сложные только для того, чтобы избавиться от не вмещающихся в материалистическое сознание повествований о чудесах. Для тех же, кто все-таки хочет хотя бы немного приобщиться к трехтысячелетней цепочке, Песах - самое время сделать это. Ведь он сам - память об истории Исхода наших отцов из страны, где они были рабами. Исход всегда занимал особое, центральное место в иудаизме. Вспомним, как формулируется первая из Десяти заповедей: "Я
- Господь, Бог ваш, Который вывел вас из страны Египетской, из дома рабства..." То есть на первое место поставлена роль Всевышнего как освободителя еврейского народа, а не его роль Творца вселенной. Почитайте об этом в статье рава Элиягу Эссаса «Песах» . Вы найдете ее на сайте EVREY.COM (, заглянув в раздел «Песах» (меню «Праздники и еврейские даты», слева внизу).
Познакомьтесь со всей этой историей, изложенной на основании традиционной передачи, а также с основными понятиями, связанными с этим праздником.
Более подробно все это расписано в других материалах того же раздела: «Порядок подготовки и проведения седера» , «Сценарий седера» , «Краткий словарь Песаха» . Есть тут и страничка «Что едят на Песах» . Потому что вопреки заблуждениям, широко распространенным в среде
нерелигиозных евреев, а также неевреев, верующих и неверующих, пасхальный стол - это не только маца. Он уставлен многими блюдами, причем весьма вкусными.
Кстати, насчет еврейского стола в Песах, как выяснилось, бытуют и другие ложные мнения, в отличие от вышеприведенного не столь безобидные. Я убедился в этом, посмотрев наугад несколько кулинарных сайтов, где предлагали рецепты блюд к Песаху. Вот, например, «Индюшатина с бататом» , найденная мною в разделе «Кулинария» (подраздел «К еврейским праздникам» ) сайта «Оазис» (), делаемого
в Израиле, но размещенного на одном из популярных российских серверов. В перечне исходных ингредиентов рядом с индюшатиной мы с изумлением обнаруживаем «2 ложки кислой сметаны». Я не о том, что сметана кислая (сладкой мне как-то встречать не доводилось), а том, знает ли автор этого кулинарного шедевра о строжайшем запрете смешения в еврейской кухне молочного с мясным (в том числе и птицей)? Причем не только в дни Песаха.
А вот что мы находим на сайте «Миллион меню» в разделе -«Песах еврейская Пасха» (меню «Кухня», пункт «Праздники» ): «Печенье «Праздничное» . Необходимые продукты... мука пшеничная - 2 стакана». И рядом: «Щи валаамские. Необходимые продукты... мука пшеничная
- 1 ст. ложка». Как говорится, приехали! Мы тут несколько дней старательно очищаем свой дом даже от малейших следов «хамеца», то есть, в частности, от «муки пшеничной», всех изделий из нее и всех похожих продуктов, тщательно крошки выметаем, остаток даже сжигаем, а то, что уничтожить нельзя, продаем неевреям, а нам - щи с мукой. Валаамские монахи, как и все прочие православные и не православные граждане-неевреи, разумеется, имеют полное право есть эти щи круглый год (благо они постные). Но вы же обращаетесь
к евреям, да еще поминая Песах!
К слову, уточню: это не «Песах - еврейская Пасха», а Пасха - нееврейский Песах. Во всяком случае, первый появился исторически гораздо раньше второй. И нет никакого сомнения, что «хлеб», который преломил создатель новой религии перед своими учениками, - это маца, или опресноки. Ведь они-то как раз все были евреями, причем строго соблюдавшими Закон и не употреблявшими «валаамские щи». И не только по той причине, что сие географическое понятие ни им, ни другим людям в те времена еще не было известно...
Если вы хотите узнать, как преломляют мацу во время Пасхального седера, прочтите его сценарий на одном из упомянутых выше сайтов. Называется эта процедура «Яхац»: «Ведущий седера разламывает среднюю мацу (из трех, предварительно положенных на стол и отделенных одна от другой с помощью салфеток. - В. Л.) надвое. Меньший кусок кладется обратно между двумя целыми пластинами мацы. Его полагается съесть позже, во время произнесения благословения «Ха-моци»
(благословение на хлеб, заменяемый на пасхальном седере мацой. - В. Л.). Больший кусок - «афикоман» - заворачивают в полотенце или салфетку и прячут». Он будет съеден в самом конце седера. Между прочим, этот момент по традиции, освященной в Талмуде, используют для развлечения детей. Они пытаются "украсть" «афикоман», который позже будет у них выкуплен взрослыми. Увлекательная задача перепрятывания и поисков «афикомана» для последующего получения подарка не дает детям уснуть во время седера.
Со всеми подробностями праздника можно познакомиться еще и на специальном русскоязычном сайте «Маца - хлеб веры»: . Среди прочих пунктов меню, расположенного слева, есть «График праздника» . Вот только на момент, когда я пишу эти строки, создатели сайта на основной странице даты обновили, а в «Графике» - нет. Разумеется, с еврейскими датами все в порядке. Ибо из года в год первый пасхальный вечер проходит в самом начале 15 нисана (в еврейском календаре,
как известно, сутки начинаются с вечера). А вот с переводом этой даты на григорианский календарь вышла промашка. Точнее, оставлены даты прошлого, 2005 года по этому календарю. Нынче Пасхальный седер приходится на вечер среды, 12 апреля. Отсюда и пляшите, составляя расписание.
В разделе «Изучаем историю» приведен рассказ римского консула Марка о пасхальной жертве во времена Второго храма. А в разделе «Читаем агаду» агада действительно приведена полностью. Вы скажете, что у нас нынче на дворе не советские времена, и Пасхальную агаду можно купить почти в любом книжном магазине. Справедливо. Но в каком книжном ее издании вы найдете разделы-ссылки, щелкнув по которым можно тут же попасть в искомое место? Во время
изучения такая вспомогательная опция очень важна. Ну а во время самого седера придется все-таки пользоваться печатной книжкой, ведь компьютер на праздничный стол не поставишь. И не только потому, что это неудобно, а и потому, что, как ив любой еврейский праздник, на Песах пользоваться компьютером нельзя (уточню: речь не идет о «холь ха- моэд" - «праздничных буднях», о которых, надеюсь, вы тоже прочтете).