Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Прогулки в Интернете - обзоры сайтов, посвященных культуре


Информационный Канал Subscribe.Ru

Прогулки в Интернете.

22.12.2005 - Декабристы

Повод, чтобы заняться этой темой, есть - 14 декабря нынешнего года исполнилось 180 лет со дня, когда на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга вышли те, кого именно в честь этой даты стали называть декабристами. Дата, конечно, не самая круглая, но не ждать же еще 20 лет... Однако если взглянуть на дело с другой стороны, невольно встает гамлетовский вопрос: что нам Гекуба? Почему нас сегодня должны волновать события 180-летней давности?

Простой ответ - любознательность - я оставляю за скобками, хотя и не исключаю вовсе. Сам любознателен и к другим любознайкам испытываю симпатию. Но изучение истории полезно не только для того, чтобы выяснить, что история никого ничему не учит, но и для того, чтобы все-таки хотя бы для себя лично попытаться нарушить эту печальную традицию. Может, какие-то аналогии помогут сделать полезные выводы и для понимания политических реалий дня сегодняшнего. Опять-таки хотя бы для себя, для собственной ориентации.

Оговорю сразу, что собственных выводов навязывать никому не буду. Для себя - так для себя. И предпринимать историческое исследование тоже не собираюсь. Я не историк и уж тем более не специалист в российской истории вообще и именно этого периода в частности. Моя задача скромнее: указать вам сайты с информацией к размышлению.

Наиболее обстоятельный очерк о декабристском движении содержится в статье Ивана Кривушина "Декабристы" в сетевой энциклопедии "Кругосвет". По долгу экскурсовода по Интернету обращу ваше внимание на то, что статья эта изложена на нескольких страницах, перемещаться между которыми можно с помощью ссылок "Дальше" и "Назад". К слову, принятый на этом сайте обычай не обозначать количество страниц и не давать посетителю возможности попадать сразу на одну из них, минуя все предыдущие, не очень удобен. Например, в самом конце статьи есть "Приложение". Оно содержит полный список декабристов, осужденных Верховным уголовным судом (да, представьте, их судили как уголовников, покушавшихся на цареубийство). Но чтобы дойти до этого приложения, расположенного на четвертой странице, надо пролистать три предыдущих. Список интересен не только как именной справочник участников движения, но и как документ нравов николаевского правления. Он разделен на 11 разрядов, которым предшествует нулевой - "вне разрядов". "Внеразрядные" преступники были осуждены на четвертование (!), высочайше гуманно замененное повешением. А приговоренные к повешению бунтовщики первого разряда получили царскую милость в виде вечной каторги или 20 лет той же каторги. Аналогичные "смягчающие" замены встречаем мы и в следующих разрядах.

Между прочим, если вы заглянете на третью страницу той же статьи, то узнаете, что "еще 40 декабристов были осуждены другими судами. Около 120 подверглись внесудебным репрессиям (заточение в крепость, разжалование, перевод в действующую армию на Кавказ, передача под надзор полиции)". Сообщается тут также, что после смерти Николая I, по случаю коронации Александра II в 1856 году последовала общая амнистия декабристов, которой, правда, дождались немногие. И еще один любопытный факт, характеризующий уже послениколаевскую эпоху: несколько бывших декабристов (М. И. Пущин, П. М. Свистунов, А. Н. Муравьев, И. А. Анненков) приняли активное участие в подготовке крестьянской реформы 1861 года.

История всегда была предметом нечистых спекуляций, так что историки советского времени, руководимые партией большевиков-ленинцев и вдохновлявшиеся "самым верным учением", вертевшимся как флюгер вместе с "линией партии", ничего нового в этом смысле не изобрели. По поводу истории декабрьского бунта существовал ряд ленинских штампов типа "страшно далеки они были от народа" (предполагалось, что сам Ленин был к народу ближе, ибо "к товарищу милел людскою лаской", а "к врагу вставал железа тверже" - "кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз" по словам другого поэта, сказанным о верном ученике и продолжателе дела Ильича). Во времена перестройки в Советском Союзе настало время "штампов наоборот", продолжающееся на постсоветском пространстве и поныне, штампов столь же лживых или основанных на недоразумении и незнании истории. Разбор новых постулатов и аналогий вы найдете в очень интересной статье сотрудницы Государственного исторического музея в Москве Веры Михайловны Боковой "Декабристы и их время". Статью эту я обнаружил на сайте "Николаевский базар", на этой странице. Приведу одну большую, но важную, на мой взгляд, цитату из этой статьи:

"...Расставаясь на словах с "марксизмом", наша публицистика по сути своей сохраняет верность абсолютному большинству "марксистских" (а точнее, ленинских, или даже вообще "партийных") догм и штампов. Так и в случае с декабризмом соблюдается безусловное следование пресловутой ленинской теории "трех этапов" и знаменитому "декабристы разбудили Герцена" ("потому, - как неизменно, хихикая, прибавляют, - что он в то время спал"). Кстати сказать, "разбудили" тринадцатилетнего мальчика Герцена вовсе не декабристы. На его счастье, ни в 1825 году, ни позднее он так и не узнал, чего же, собственно, те хотели, не держал в руках ни одного из основных написанных ими политических проектов и лишь слышал о них в позднейшем и более чем обобщенном пересказе. Прочти он их - и распростился бы со многими иллюзиями. Потрясло же его кое-что, связанное с казнью пятерых из них: невиданное нигде в мире и противное христианским законам повторное повешение, судебное убийство человека (Пестеля), повинного лишь в инакомыслии (обстоятельство, поразившее и смутившее в то время многих), благодарственный молебен по случаю успешного совершения казни..."

Стоит познакомиться и с интервью, которое та же В. М. Бокова дала газете "Правда" в ноябре нынешнего года. Называется оно "Кто такие декабристы: масоны-бунтовщики или прапорщики-дураки?" (последнее мнение - из грибоедовской характеристики: "...Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России... Я говорил им, что они дураки". - В. Л.), и опубликовано на сайте "Правда.ru" в материале от 30 ноября нынешнего года в связи с выставкой в Москве "Первенцы свободы". Тут, кстати, тоже несколько страниц, но их номера со ссылками вы найдете под текстом.

Интересно познакомиться с изложением событий, данным знаменитым русским историком Василием Осиповичем Ключевским в его лекциях. Оно пересказано на сайте "Заневский летописец", в материале от 15 декабря 2003 года, так и названном - "Декабристы".

Тут лично для меня особенно любопытными показались несколько обстоятельств, связанных с событиями, предшествовавшими мятежу. Во-первых, оказывается, мотивом отречения великого князя Константина Павловича от престолонаследия было то, что его дети от второго брака (первая его жена была бездетной, по этой причине он и разошелся с ней, женившись на польской графине Грудзинской) не могли претендовать на трон. Во-вторых, оказывается, Александр I издал специальный манифест, в котором назначал наследником престола младшего брата Николая. Но тут завязалась целая династическая интрига. Манифест "по каким-то неизвестным нам причинам был засекречен и положен в трех экземплярах (в Успенском соборе Москвы, в Сенате и в Государственном Совете) с собственноручной надписью государя: "Вскрыть после моей смерти", и не был даже доведен до сведения нового наследника!". Более того, "после смерти Александра никто из пяти человек, знавших о манифесте, не смог или не захотел сообщить о нем Николаю". И тот, получив скорбное известие о смерти старшего брата, не мешкая, присягнул Константину.

Если вы хотите разобраться в механизме этой интриги, стоит прочесть статью Ивана Крылова (не баснописца!) "Созвездие маневров и мазурки", опубликованную в еженедельнике "Культура" от 8-14 ноября нынешнего года и доступную на Интернет-портале этой газеты. Герой этого материала - прототип того персонажа, о котором в знаменитой комедии Грибоедова "Горе от ума" сказаны слова, вынесенные в заголовок статьи И. Крылова. Имя его - Михаил Андреевич Милорадович. Да-да, тот самый петербургский генерал-губернатор, который был убит на Сенатской площади то ли Каховским, то ли Оболенским. Мы-то с подачи советской историографии привыкли считать его этаким монстром-ретроградом. Да и авторитет Грибоедова подтверждал - кем иным мог быть прототип Скалозуба! Но не все так просто в реальной жизни.

Оказывается, Милорадович был противником крепостного права (последними его словами было распоряжение отпустить своих крестьян на волю). И не только на словах! Цитирую:

"...В конце 1819 года... генерал-губернатор просил одного из основателей общества декабристов, Николая Тургенева, составить записку, в которой бы доказывалась политическая неизбежность освобождения крестьян сверху. Впоследствии Тургенев вспоминал: "Представив мое рассуждение государю, граф Милорадович сообщил, что Его Величество имеет несколько подобных планов и намерен со временем избрать лучшее из всех..."

Вот это да! Так почему же декабристы убили именно Милорадовича, а не Николая, с которым, оказывается, один из них даже беседовал в день восстания? К тому же по статье Крылова получается, что Милорадович как раз и затеял заговор с целью привести к власти более либерально настроенного Константина, вопреки недвусмысленно, хотя и тайно выраженной воле покойного императора. Почему же он оказался на стороне Николая, а не декабристов? Вопросы, вопросы...

Между прочим, а были ли сами декабристы столь уж "объективно прогрессивны", если воспользоваться формулой все той же советской исторической науки? Познакомиться с их воззрениями и прожектами мы, в отличие от Герцена, вполне можем. Кстати, о них можно было почитать еще в советское время в книге Милицы Васильевны Нечкиной "Декабристы". Просто всех нас учили по таким главам этой книги, как "Ленин о декабристах". А главы, анализировавшие декабристские тексты, игнорировались. А сегодня можно этот пробел в своем образовании (если у вас он есть, конечно, если нет - прошу прощения!) восполнить с помощью тех страниц сайта "Хронос", где опубликованы некоторые аналитические главы из книги Нечкиной, а также есть ссылки, позволяющие прочесть, например, сам текст "Русской Правды" Пестеля.

С точки зрения известных реалий сегодняшнего дня весьма поучительна и статья Якова Гордина "Декабристы и Кавказ. Имперская идеология либералов", опубликованная в "Вестнике Европы" № 1 за 2001 год.

Но нельзя забывать и того, что многие декабристы сыграли очень важную роль в развитии экономики и культуры российских окраин. Обширные материалы на эту тему мы находим на сайте "Декабристы в Енисейской губернии", созданном еще к 175-летию мятежа на Сенатской площади. А также в книге Лидии Чуковской "Декабристы - исследователи Сибири". Кстати, ее я нашел в Сети на очень интересном сайте. Но о нем - в следуцющий раз.

Другие выпуски и коллекцию ссылок вы можете найти на нашем сайте "Прогулки в Интернете"


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.news.webprogulki
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное