Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Прогулки в Интернете - обзоры сайтов, посвященных культуре


Информационный Канал Subscribe.Ru

Прогулки в Интернете.

06.10.2005 - Еврейский вопрос

За несколько дней до Рош ха-Шана я получил письмо в "Гостевую книгу", предлагающее коллекцию еврейских национальных рецептов на сайте "Академия кулинарии". И было вознамерился прогуляться по нему вместе с вами, да вовремя вспомнил, что этот номер "Вестей" читатели получат в день поста Гедалии и незадолго до Судного дня. Рассуждать в такое время о кулинарных изысках - форменное издевательство, даже если человек постится с полным сознанием правоты дела, которому таким образом служит...

Поэтому мы сегодня продолжим прогулку по другому еврейскому Интернет-местечку - сайту Ben Zion. Но прежде чем пуститься в путь, напомню кое-что о вышеупомянутых постах. Собственно, про Йом-Кипур знают все и всё. А некоторые знают даже больше, чем всё, ибо небылиц вокруг важнейших дней еврейского календаря сложено не меньше, чем былей. Поэтому тем, кто предпочитает знакомиться с сутью дела не по слухам, а с помощью знающих людей, предлагаю заглянуть на сайт EVREY.COM, найти там в меню, располагающемся в колонке слева, раздел "Праздники и памятные даты", а в нем отыскать ссылку "Йом-Кипур". Из статьи рава Элиягу Эссаса вы узнаете, почему данный день называется Днем очищения и исправления , рядом найдете "Краткий словарь" терминов, связанных с этой датой в нашем календаре (в этом году она приходится на 13 октября календаря солнечного, начинаясь, как и положено, накануне вечером, за 18 минут до захода солнца), а также подробное описание заповедей и обычаев Йом-Кипур .

О посте Гедалии, который верующие евреи соблюдают на третий день нового года, сразу после двух праздничных дней, известно меньше. Краткие сведения о нем вы можете отыскать на этом же сайте, если заглянете на страницу, посвященную 9 ава, открыв на ней свой "Краткий словарь", а в нем - статью "Четыре поста". Имеются в виду посты, связанные с памятью о разрушении Иерусалима и Храма. Коль скоро у вас нет возможности, читая мой текст, сразу заглянуть в Интернет, приведу следующую цитату (тот, кто сидит в Интернете, может познакомиться с ней прямо на том месте, откуда я ее взял): "Четвертый пост - 3-й день месяца тишрей... называют также "Цом Гедалия" (пост в память о Гедалии). События, в память о которых установлен этот пост, происходили уже после разрушения (первого. - В. Л.) Храма. В Эрец-Исраэль осталась горстка евреев, которые пытались сохранить от еврейской жизни все, что было возможно. Эту группу возглавил член царской семьи Гедалия бен Ахикам. По доносу он был схвачен и убит. Его гибель завершила, по сути, процесс разрушения еврейской жизни в Эрец-Исраэль. Она возродилась только через 50 лет (окончательно - через 70), когда вновь отстроили Храм". Несколько более подробный рассказ о Гедалии бен Ахикаме можно прочесть на сайте "Маханаим", если в разделе "Календарь" щелкнуть по пункту "Дни траура", а на открывшейся странице - по ссылке "Смерть Гедалии".

Парадокс нашего времени: одни евреи постятся в память о ликвидации еврейской жизни в VI веке до н. э., а другие призывают выбросить эту самую еврейскую жизнь на свалку истории, слившись в братских объятиях со всем остальным миром. При этом, правда, будут нарушены планы Создателя нашего мира, но разве они должны волновать людей, точно знающих, что мир это случайно родился из хаоса и никакой особой цели в его существовании и существовании человека нет?

На сайте Ben Zion, в разделе "Юмор" я наткнулся на такой анекдот (передаю своими словами):

"Учительница в одесской школе, объяснив школьникам, что Бога нет, предлагает для закрепления пройденного материала плюнуть в небо. Все радостно плюют, один Йося не участвует в торжестве атеизма. Учительница: "Йося, а ты почему не плюешь?" Йося: "Если Бога нет, то в кого мы плюем? А если есть, то, может, лучше на всякий случай все-таки не плевать?"

Итак, прислушаемся к остроумным одесситам и не будем плевать на святые ценности нашего народа. Хотя бы на всякий случай! Тем более что другие народы что-то не очень спешат сливаться с нами в братских объятиях. И, что характерно, даже с теми из нас, кто изо всех сил доказывает, что они и не из нас вовсе. В своем лучшем проявлении такое нежелание объясняется тем, что другие народы знают, например, из своих священных книг, для чего нужно было, чтобы евреи появились, существовали и не исчезли в вареве истории. Или, даже не веря в это, следуют такому знанию, как одесский мальчик Йося, "на всякий случай". В худшем варианте с евреями обниматься не хотят, потому что они кого-то там продали, в "правильных" пророков верить не захотели, живут особой жизнью, задаются, претендуют на богоизбранность, и вообще пахнет от них не тем и носы у них не такие. Называется этот худший случай антисемитизмом.

У Бенциона на сайте ему посвящен отдельный раздел в рубрике "Еврейский вопрос". Тут пока две статьи. Одна из них, "Антииудейское законодательство", рассказывает вкратце о том, с чего начался официальный христианский антисемитизм. Вторая, "Интервью с человеком, спасшимся от Холокоста", - документальный рассказ о том, чем это, как правило, заканчивается.

Если вас действительно интересуют история этого явления и различные попытки его объяснить, рекомендую заглянуть снова на сайт "Маханаим", там найти в меню пункт "История и современность", а в раскрывающемся списке - ссылку "Антисемитизм". Тут тоже имеются два названия. Одно из них - ссылка на очень обстоятельную работу Д. Шейнина "Об антисемитизме и его причинах". Автор посвятил отдельную главу краткому обзору имеющихся к настоящему времени объяснений рассматриваемого им явления, а затем подробно изучает особенности многочисленных обвинений против евреев. Они объединены им в четыре группы. Первая - "гиперхимеры", то есть обвинения, основанные на заведомо ложных посылках. Таких, например, как "кровавый навет" на народ, которому употребление крови в пищу категорически запрещено Законом, нарушать который осмеливаются только люди, смело плюющие на все и на вся. Но таковых как раз ни в чем таком не обвиняли... Вторая - попарно взаимоисключающие обвинения. Скажем, цитирую, "правые, консерваторы и националисты обвиняют евреев в левизне, подрыве устоев и космополитизме, в то время как левые, либералы и интернационалисты предпочитают обвинения в засилье еврейского капитала, в национализме и религиозной нетерпимости евреев и их нежелании "следовать нормам международного сообщества". Знакомо, не правда, ли? Примечательно, что родилось все это далеко не вчера! Третья группа - "обвинения, в которых еврейский народ фигурирует как обладающий свободой воли субъект". Самое знаменитое из обвинений такого рода - "евреи распяли Христа". При этом, замечает автор, высказывания вроде "русские нехороши тем, что погубили Рауля Валленберга", "французы - преступный народ, ибо они отправили Лавуазье на гильотину", "афиняне виновны в том, что они принудили Сократа выпить яд" звучали бы странно и немедленно вызвали бы подозрение в некоторой недоразвитости говорящего". Довершает картину отдельно стоящее обвинение в "оdium humani generis" - "ненависти к роду человеческому". Например, по Вольтеру, евреи "невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и их же обогащают". Заметьте, это написано задолго до Гитлера, в другой стране, и автор - гений эпохи Просвещения! Каковы плоды этого просвещения, мы уже знаем...

Далее Д. Шейнин переходит к своему собственному объяснению причин столь устойчивого явления. Он утверждает, причем весьма доказательно, что оно порождено иррациональным страхом перед евреями. И нынешнее отношение к еврейскому государству продиктовано все тем же не поддающимся логическому обоснованию страхом.

Коль скоро мы заговорили о Государстве Израиль, то самое время вернуться на сайт Ben Zion и заглянуть в раздел "Сионизм". "В двух словах, - пишет создатель сайта во вступительном абзаце, - сионизм можно грубо назвать буржуазно-националистически-патриотическим течением". Слов на самом деле четыре, но не в этом дело. Приведенный далее в этом разделе цикл статей Пинхаса Полонского (кстати, это тоже не только автор, но один из создателей культурно-религиозного центра "Маханаим", на сайт которого мы так часто заглядываем, когда речь идет о еврейских делах) как раз доказывает, что сионизмов было несколько (по крайней мере, три) и что зародился сионизм задолго до того, как подобная мысль пришла в голову Теодору Герцлю. (В скобках замечу, что довольно наивно называть "отцом сионизма" человека, одно время прелагавшего создать еврейский национальный очаг в Уганде, где горы Сион никогда не было и нет по сию пору.) Рассуждает Полонский и о том, зачем евреям нужны их "святые места". И приводит поразительную цитату из статьи несколько ушедшего в последнее время в тень Йоси Сарида, опубликованной когда-то, между прочим, в газете "Вести". Сей политический деятель, издеваясь над восхищением посетителей Хасмонейского туннеля, писал: "Ведь этот туннель всего-навсего древний водопровод! Ведь если бы через две тысячи лет раскопали бы современную систему водоснабжения Иерусалима, разве это стоило бы таких восторгов?" И этот человек одно время, пусть и непродолжительное, был у нас министром образования! Я же говорю - плоды просвещения...

Есть у Бенциона в рубрике "Еврейский вопрос" и раздел "Имена и фамилии". Но, во-первых, об именах тут речь если и идет, то только косвенно, поскольку многие фамилии на именах основаны. А во-вторых, почти весь материал позаимствован из раздела "Как тебя зовут" сайта Sem40, хотя это никак не оговаривается. Странно, в разделе "Знаменитости", заимствованном из того же источника, Бенцион более щепетилен...

В заключение обращу ваше внимание на одну из статей, приведенных в разделе "Разное". Она написана В. Вихновичем и называется "Евреи и жиды". Ее будет полезно прочитать всем, кто не знает, что слово "жид" когда-то не было ругательным даже в русском языке, и до сих пор не имеет ярко выраженной отрицательной коннотации, например, в украинском и польском. Напротив, польские евреи в прошлом именно слово "еврей" воспринимали как оскорбление! Здесь, между прочим, любопытно вот какое обстоятельство: то или иное оскорбительное имя для евреев у всех народов обязательно водилось!

Другие выпуски и коллекцию ссылок вы можете найти на нашем сайте "Прогулки в Интернете"


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.news.webprogulki
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное