Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Прогулки в Интернете - обзоры сайтов, посвященных культуре


Информационный Канал Subscribe.Ru

Прогулки в Интернете.

18.09.2003 - Карикатура

Уже давно среди моих заготовок лежал адрес сайта Дмитрия Москина "Краткая энциклопедия карикатуры", да все никак руки не доходили. Между тем, он достоин не кратковременного визита, но подробного рассмотрения. Поэтому сегодня мы с вами туда отправимся.

Прежде всего познакомимся с автором. Для этого щелкаем по его имени над заголовком сайта. Тут сообщается, что Дмитрий Николаевич Москин, выпускник Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. В. Мухиной, ныне живет в Петрозаводске и работает в Издательском доме "Петропресс". Он участник и призер многих выставок карикатуры в России и за рубежом. О своем детище Москин рассказывает на странице "Послесловие автора". Цитирую:

"Электронная версия "Краткой энциклопедии карикатуры" представляет собой сокращенный вариант одноименной неизданной книги, которая, в свою очередь, входит в проект "Мир карикатуры". Проект включает четыре части:

1. Краткая энциклопедия карикатуры (100 глав).

2. Краткая история российской карикатуры (120 глав).

3. Краткая история мировой карикатуры (150 глав).

4. Путешествие в страну Карикатурию (книга для детей - 50-100 стр.).

В настоящее время я работаю над 2-й и 3-й частями проекта, а также собираю материалы для 4-й части".

Вот такой грандиозный замысел. Насколько он всеобъемлющ в рамках избранной автором темы, можно судить хотя бы по тому "сокращенному варианту", который уже сегодня доступен нам на сайте, где мы находимся.

В оглавлении 80 разделов, перечислить которые у меня просто нет физической возможности. Да это и не нужно. Давайте заглянем только в некоторые из них.

Все начинается, как водится, ab ovo. А поскольку яйцо в данном случае - это карикатура, то первый раздел так и называется: "Что такое карикатура". Несмотря на некоторую несерьезность темы, настраивающую на легкомысленный лад, формулировки вполне научны и чеканны:

"Карикатура - это произведение или отдельный художественный образ, в котором в юмористической или сатирической форме преувеличиваются характерные особенности, чаще отрицательные, а иногда и положительные как у отдельного человека, так и у общества или явления, с целью их осмеяния или возвеличивания.

Б. Виппер среди средств карикатуры подчеркивает три основных:

1. Одностороннее преувеличение или подчеркивание уродства, безобразия, низости и т. п.

2. Однако, изображение отклонения от нормы, нарушения естественности допустимо, но до известной границы.

3. Карикатура, даже если она не изображает человека, должна иметь какое-то родство, сходство с человеком".

Мы узнаем, что "Адам и Ева не смеялись в раю. Вероятно, смех - плод первородного греха, а сам змей-искуситель своим внешним видом и поведением способствовал зарождению чувства юмора".

Приводится здесь и пример "рождения карикатуриста": "В детстве Ф. Гойя нарисовал деву Марию с синими усами и старого Иосифа с трубкой в зубах, за что и был наказан. Но этот инцидент не повлиял на его творческую судьбу". Тут можно поспорить, потому что впоследствии Гойя прославился все-таки отнюдь не в качестве карикатуриста. Но, безусловно, ранний опыт с усатой богоматерью как-то отразился, например, в знаменитой серии "Капричос".

На этой же странице демонстрируются некоторые карикатуры, иллюстрирующие теоретические положения введения, например готическая карикатура "Ряженый демон". Кстати, во всех других разделах иллюстрации точно так же будут даваться в виде небольших картинок под номерами. Список заголовков под теми же номерами приводится всегда в конце текста. А сами картинки можно увеличить, щелкая по ним. Имейте в виду, что раскрываются они в том же окне, причем кнопки для возврата на самой странице нет. Так что придется пользоваться кнопкой Back ("Назад") вашего браузера. Правда, страницы, в том числе и графические, раскрываются тут довольно быстро. Но все же советую пользоваться правой кнопкой мыши и пунктом в контекстном меню Open in New Window ("Открыть в новом окне"). Тем более что иногда почему-то просто по щелчку картинка не желает раскрываться.

Вернуться к оглавлению можно с помощью ссылки, которая, как правило, находится над иллюстрациями.

Следующий раздел в нем - "Когда появилась карикатура". Мы узнаем, что в каменный век, когда не было карандашей и бумаги, "карикатуры "рисовались" на камне, то есть вырубались. Осмеиваемые этого очень боялись, потому что позорились на века. Сатириков задабривали или попросту убивали". Не знаю, откуда Дмитрию Николаевичу это известно. Вроде бы никто из тогдашних "сатириков" не оставил мемуаров типа "Как меня сначала задабривали, а потом чуть не убили". Но, подходя ко всему с юмором, можно узнать многое. Например, что матриархат так быстро закончился, потому что женщины-вожди выглядели в изображении тогдашних карикатуристов достаточно неприглядно, и народное эстетическое чувство этого долго не выдержало.

А знаете ли вы, откуда пошла "положительная" карикатура (кстати, с таким термином я встречаюсь впервые, привычнее все-таки "дружеский шарж")? Так вот: "В более цивилизованные времена, например в Древнем Египте, карикатуристы перешли на папирус и сатирой не злоупотребляли. Рамзесу III понравилось, что его изобразили львом, да еще выигравшим в шашки у придворного-антилопы мешочек с золотом". Чем не дружеский шарж? Между прочим, вы можете увидеть его на этой странице под номером 2. А также рисунок "Кто посмел сделать на меня карикатуру?" из знаменитой серии Жана Эффеля "Сотворение мира".

Заглянем в раздел "Мода". Знаете ли вы, например, что "в конце XIX века юмористы смеялись над эмансипированными дамами-велосипедистками, одетыми в короткие штаны, однако не расстающимися с пышными прическами и невообразимыми шляпами"? Но уж наверняка многие помнят, что желание молодежи модно одеваться советская власть называла пережитком прошлого или объясняла тлетворным влиянием гнилого Запада. Главный журнал советских карикатуристов "Крокодил" печатал карикатуры на стиляг - людей, увлекающихся цветастыми рубахами, брюками в дудочку, ботинками на микропоре "в рубчик".

А вот с иллюстрациями на этой странице что-то случилось. От первых двух остались только черные квадратики с красными крестиками. Картинка № 9 переехала сюда с предыдущей страницы и явно не соответствует подписи. Другие же увеличиваются только с помощью фокуса, доступного счастливым обладателям надстройки MyIE2, о которой я когда-то писал и которую сам с удовольствием использую. В ней можно как бы схватить картинку указателем мыши. И когда этот указатель превратится в квадратик со знаком "плюс" внутри, у вас откроется новое окно с увеличенной картинкой, причем в качестве адреса указывается временная директория Temp вашего Windows!

Заглянул я и в раздел "Музыка". Он напомнил мне, что первыми "музыкальными" карикатурами были народные картинки с шутами и скоморохами. И шут Фарнос на лубке XVIII века - несомненный предтеча героя балета "Шут, семерых шутов перешутивший" Сергея Прокофьева, а лубок с Петрушкой, главным персонажем кукольных представлений, - ближайший родственник "Петрушки" Игоря Стравинского. Иллюстрации же на этой странице, если не ошибаюсь, взяты из довольно известной в советском прошлом книги "Музыканты смеются", изданной на Украине.

За музыкой идут две страницы, посвященные карикатурам на церковные темы, связанные с церковью в России и церковью вообще. Богохульство? Не думаю. Если, конечно, представлять себе Создателя сущего в виде дедушки с бородой, восседающего на облаке, то и рисунки Эффеля - богохульство. Если же подходить к этому вопросу так, как учит главная Книга первой на Земле монотеистической религии, то Эффель смеется над тем, над чем готовы посмеяться и вполне религиозные люди. Позабавиться же над церковниками, присваивающими себе право на посредничество между человеком и Всевышним, сам Всевышний и велел...

А вот страница "Медики шутят". Правда, с медициной обычно шутки плохи, но раз сами медики не боятся шутить, почему бы и нам не посмеяться вместе с ними? Например, над упитанным врачом, который, восседая рядом с исхудавшим и, мягко говоря, не блещущим здоровьем человеком, уверяет, что у того все в порядке, да мнительность подводит. Заодно мы узнаем тут, что потеря способности воспринимать карикатуры - это признак начинающейся шизофрении. Берегитесь!

Разумеется, есть на сайте и страница о пьяных ("Хмельной" юмор"), над которыми не смеялся только ленивый. Но доводилось ли вам читать или слышать о том, что в середине XVII века благодаря гравюрам Уильяма Хогарта "Улица джина" и "Улица пива" английский парламент запретил незаконную продажу джина? О такой действенной силе искусства можно только мечтать! Впрочем, в СССР тоже пытались ограничить продажу спиртного. Что из этого вышло, мы с вами хорошо знаем. Могучий Союз развалился, а на его необозримых просторах как пили, так и пьют. И никакие Кукрыниксы тут не помогут...

Дальше путешествуйте сами. Разделов, напомню, - 80, хватит надолго. Во всяком случае, до нашей следующей встречи.

Иллюстрированный вариант этой статьи, а также другие выпуски и коллекцию ссылок вы можете найти на нашем сайте "Прогулки в Интернете"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное