Фонд "Традиция" представляет
_____________________________
Сеанс тибетского шаманизма в Московском дворце молодежи
_____________________________
В московском арт-кафе «Арагоста» проект «Phurpa» 30 июля исполнил ритуальную
музыку тибетской традиции Бон
_____________________________
Легендарный проект Алексея Тегина "Phurpa" появился в Москве в начале 90-х. За
время существования состав проекта неоднократно менялся, меняется и сейчас. Музыкальная
составляющая также претерпевала метаморфозы, однако через различные внешние формы
проявлялось неизменное внутреннее содержание – Алексей Тегин и Phurpa следуют
пути Бон.
Бон представляет собой древнюю добуддийскую религиозную традицию Тибета, которую
и в настоящее время практикуют многие тибетцы, как в самом Тибете, так и в Индии.
Иногда Бон сравнивают с шаманизмом. Действительно, у них есть много общего. Как
и шаманизм, Бон имеет дело с различными божествами и духами, в том числе природными,
духами стихий и т.п. Основателем бонской религии считается Тонна Шенраб Мивоче.
Родившийся в 1857 г. до н. э., Тонпа Шенраб женился в молодые годы и имел несколько
детей. Подобно Будде,
в возрасте тридцати одного года он отрекся от своей мирской жизни и начал практику
строгого аскетизма и обучение бонской доктрине.
В наше время Бон как самостоятельная традиция не существует – фактически древний
тибетский шаманизм был ассимилирован буддизмом, подобно тому, как христианство
поглотило и адаптировало языческие культы тех стран, где оно распространялось.
Однако многие элементы бонской традиции сохранились в буддийской среде. К ним
относятся и традиционные ритуалы, сопровождающиеся, как правило, низким "горловым"
пением и игрой на музыкальных инструментах. Последние очень специфичны – для
ритуалов, связанных с определёнными
духами и божествами, используется труба из человеческой берцовой кости, и барабан
из человеческих же черепов.
Проект "Phurpa" реконструирует архаичное обертонное пение священнослужителей-бонпо,
для которого характерны инфратональная насыщенность вкупе с использованием более
низкого регистра, нежели в буддийских литургиях.
В традиции Бон пять главных йидамов (божеств), проявляющихся в гневной форме,
известны под именем "Пять Высших из Цитадели Божеств" (Сэкар Чог На). Каждый
из них представляет собой один из аспектов просветленного сознания, а именно:
аспект Тела, аспект Речи, аспект Ума, аспект Качества, аспект Действия.
"Phurpa" - имя божества-персонификации трехгранного ритуального кинжала. Он представляет
собой аспект Активности, и полное имя его – Валпур Нагпо, "Пламенеющий Гневный
Phurpa".
Программа, звучащая на концертах-перформансах "Пхурпы", представляет собой вполне
реальные комплексы бонских ритуалов. Так, комбинация "Девять мелодий" (гон гу)
– это девять видов звуковых модуляций, которые позволяют священнослужителю непосредственно
общаться с различными существами не из мира людей.
Приведу список мелодий, прозвучавших 30 июля:
1. Мелодия рыка бирюзового дракона для приглашения сонмов божеств.
2. Мелодия клекота орлицы или коршуна для побуждения к действию гневных божеств.
3. Мелодия утки, потерявшей своих утят, для приглашения "ча", положительной силы
человека.
4. Мелодия павлина, хлопающего крыльями, для призывания "ча".
5. Нежная мелодия кукушки для ублаготворения божеств и демонов.
6. Трель жаворонка для посылания выкупа и ритуальных предметов.
7. Пронзительная мелодия попугая для общения с божествми и демонами.
8. Каркающая мелодия голодной вороны для предостережения о том, что замечены
злобные силы "си".
9. Жужжащая мелодия шершня для усмирения вредоносных действий "си".
Основатель проекта "Phurpa" Алексей Тегин – культовая личность в мире современного
искусства. Родившийся в 1951 году в Москве и получивший художественное образование,
Тегин не ограничивает себя изобразительным искусством и параллельно занимается
музыкой. С 1983 г. начинаются "мистериальные" и "индустриальные" перформансы
с "Группой Алексея Тегина". В 1994 году его работы попадают в новое собрание
Третьяковской галереи. С 1996 по 2000 гг. "Phurpa" регулярно устраивает перформансы
на "Фабрике кардинального искусства"
– так называлась база проекта в здании полуразрушенной фабрики в центре города.
Поскольку в последние годы "Phurpa" не имеет собственной базы, её мистерии-перформансы
проходят на разных площадках Москвы. Среди них фестиваль "СКИФ" и Театр-студия
"Школа драматического искусства" Анатолия Васильева, клуб "Вереск" и культурный
центр "ДОМ". На этот раз повезло посетителям концерта в "Арагост", организованного
ТО "SolAter". Присутствовавшие могли по достоинству оценить ощущения журналиста
"Московских новостей": "Это музыка для нуждающихся в глубочайшей медитации. Полное
ощущение, что вы на
дне огромного кувшина, и света не видно, и звуков извне не слышно: Главное -
слушать "Phurpa" в состоянии незыблемого оптимизма, иначе недалеко до беды".
Алексей Белов,
"Портал–Credo.Ru"
_____________________________