Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Музыки от specialradio.ru

  Все выпуски  

Новости Музыки от specialradio.ru Режис Кампо (Rgis Campo)



 

Режис Кампо (Rgis Campo, 1968 г.р.) один из самых успешных французских композиторов среднего поколения. Ученик Жерара Гризе в Парижской консерватории, он с 1992г. по 1996г. регулярно консультировался с Эдисоном Денисовым и считает его одним из своих наставников. Стиль Режиса Кампо не поддаётся устоявшимся определениям и неслучайно заслужил репутацию маргинального. Его каталог насчитывает более 250 опусов; среди них две оперы, пять квартетов, концерты, камерная, симфоническая, вокальная музыка для разных составов, музыка к кино. Произведения Кампо исполняются известными музыкантами, среди которых дирижёры Кент Нагано, Джон Нельсон, Марк Минковский, Жан-Клод Казадсю, пианисты Джей Готтлиб и ! Бертран Шамайу, сопрано Фелисити Лотт, а также престижные коллективы (Ensemble intercontemporain, London Sinfonietta, Ensemble Modern, симфонический оркестр Беркли, Филармонический Оркестр Французского Радио и мн.др.). Режис Кампо лауреат нескольких композиторских конкурсов, в том числе: Гаудеамус (1996), конкурс Анри Дютийё (1996), Sacem (2005). В 2015 г. он был номинирован во Франции как композитор года, а в 2017 стал членом Французской Академии изящных искусств.

Корреспондент Специального Радио, музыковед Екатерина Купровская, встретилась с композитором в Париже.

EK: Каковы основные черты твоей музыки?

РК: В моём творчестве два полюса: с одной стороны, мелодический, иногда лирический, который часто характеризует русскую музыку Эдисона Денисова, например. Я всегда поражался тому, насколько органично в его творчестве совмещаются современный стиль и глубокий лиризм, способный создать сильнейший эмоциональный накал. С другой стороны, у меня присутствует сильное ритмическое начало нечто вроде непрерывной пульсации. Но это не репетитивная музыка, а, скорее, как у Стравинского, такой внутренний мотор. То есть я постоянно нахожусь между этими двумя полюсами.

Также я стремлюсь избежать всего мрачного, что связано с современной музыкой. Это заставляет меня обращаться к консонантным звучностям. В то же время, если я слишком консонантнен, мне становится скучно и кажется, что я поворачиваю назад. Ведь во Франции есть неоклассические композиторы, но я совсем не люблю это течение. Я даже считаю, что это опасно в политическом отношении.

С другой стороны, во французской музыке есть и острый аванград, который зачастую заходит так далеко, что я в нём теряюсь. Поэтому в своём творчестве я стараюсь придерживаться равновесия, некой золотой середины.

EK: В одном из интервью ты говорил о том, что тебя пугает академизм серьёзности, или апология серьёзности, свойственная современной музыке.

РК : В сегодняшней французской музыке существует явная неподатливость по отношению к эмоциям. Недавно я слушал интервью Тристана Мюрайя замечательного композитора. Но у меня создалось ощущение, что он был не в состоянии произнести такие слова, как эмоция, чувство, мелодия. Как будто в музыке их не существует, или эти понятия устарели! Но ведь эмоции всегда будут существовать, в этом же и есть смысл любого искусства! Такие композиторы, как Мюрай, напоминают мне учёных из Центра научных изысканий или же гиков, которые живут в своём, параллельном мире, полностью отрешённых от реальности. Смысл творчества состоит совсем не в этом.

EK: В чём тогда, по-твоему, состоит смысл творчества?

РК : Творчество связано, для меня, с детством в Марселе моём родном городе. С ним связано чувство цвета и солнца. Может быть, это выглядит, как клише, но когда я был маленький, я любил проводить время, наблюдая за солнечными лучами, впадая в такое медитативное состояние, какое бывает перед тем, как уснуть или потерять сознание. Для меня музыка это постоянное удивление, очарование, я очень люблю красивую музыку. Наверно, поэтому, когда я впервые услышал Lontano Лигети, я просто впал в безумство несмотря на то, что все эти гармонии были для меня совершенно новыми, это было так красиво! Это было похоже на вид из иллюминатора эти фантастические пейзажи, созданные облаками, и когда чувствуешь себя таким маленьким по сравнению с ними… Таково было моё ощущение от музыки Лигети, мне было тогда примерно 5-6 лет.

EK: В какой момент, в каком возрасте ты осознал, что хочешь стать композитором? Что ты не можешь жить иначе, чем сочиняя музыку?

РК : Я с самого начала сочинял, но это было как бы между делом. Но когда мне было лет 16-17, ситуация изменилась. Я открыл для себя Мессиана, Ксенакиса, Пендерецкого с его новыми звучностями, Реквием Лигети… Особо на меня воздействовал Лютославский, в частности его 3-я симфония. В то время он говорил о том, что ищет новую большую мелодию. Видимо, он имел в виду иную манеру выражения менее сумрачную, ведь до этого он постоянно имел дело с очень плотными кластерами. Я тогда подумал: вот есть же великие композиторы, которые озабочены теми же проблемами, что и я, и эти проблемы имеют для них такое же важное значение. Я слушал Лютославского, изучал его партитуры, и мне стало ясно да, это именно то, чем я хочу заниматься в жизни; что бы ни случилось, я хочу писать музыку.

Я думаю, разделить человека на композитора и личность невозможно, это одно целое. А потому сочинение музыки началось для меня очень рано задолго до того, как я это осознал : в то время, когда я, совсем маленький, смотрел на море и на солнечные лучи, играющие на его поверхности, и уже тогда пытался представить их в музыкальном отображении.

Я поступил в Парижскую консерваторию, в класс Жерара Гризе. Но до этого я учился в Марселе (в региональной консерватории эквивалент музыкального училища в России. Е.К.), где мне посчастливилось быть учеником Жоржа Бёфа. Так что я уже имел немалый музыкальный опыт. Когда я оказался в парижском микрокосме современной музыки, я ощутил в нём опасность академизма.

ЕК : Как ни странно, многие французские композиторы твоего поколения, с которыми мне приходилось общаться, говорят о кандалах академизма, которые они ощутили на себя во время учёбы в парижской консерватории. Тогда как в России нам кажется, что французская школа это питомник авангардной музыки.

РК : В этой связи мне снова вспоминается Эдисон Денисов для меня он является образцом. Когда только начинаешь сочинять музыку, лучшее качество, которым ты можешь обладать это упрямство. И когда ты учишься в классе композиции, нужно делать прямо противоположное тому, чему тебя учат.

ЕК : Чтобы убить отца, в некотором роде?

РК : Совершенно верно! В Марселе моим отцом был Жорж Бёф. Он был слишком милым, чтобы мне хотелось ему противостоять. А вот в Париже я был против всех кроме Денисова и Дютийё. Но они были вне институции. А в консерватории моими учителями были, среди прочих, Ален Банкар и Жерар Гризе. Я всё время был несогласным, мне хотелось быть независимым. Но вообще-то это трудно. С другой стороны, мне нравилось учиться у Гризе он знакомил нас с большим количеством разной музыки, и его собственные сочинения меня тоже интересовали. Но я ни в коем случае не хотел становиться его эпигоном. Кроме того, его всегда раздражал мелодизм, а для меня был очень важен. Можно схематизировать таким образом: я мыслю горизонтально, а он вертикально. Когда я написал Commedia, он сказал мне с иронией: А вы знаете, что вообще-то можно использовать и два голоса? Поскольку на его вкус моё произведение было слишком монодийным. Ещё он не любил в моей музыке то, что я м! ного писал в верхнем регистре, тогда как он предпочитал низкие регистры, более интересные в плане обертонов.

EK: Как проходит твой творческий процесс? Как рождается твоя музыка?

РК : Я пишу каждый день. Это даёт дисциплину. Даже если у меня нет никаких идей, я всё равно пишу. И я знаю, что придёт такой момент, когда идея появится. И сыграет роль магнита, притянет к себе другие. И даже если я сомневаюсь, говорю себе : Ну, это не идея века, тем не менее постепенно она начинает меня затягивать и я понимаю, что просто обязан её использовать.

ЕК : То есть ты пишешь много эскизов?

РК : Да, я стараюсь, чтобы было много идей очень коротких и простых, но обладающих максимальной смысловой нагрузкой и выразительностью. Это могут быть небольшие мотивы по 4-5 нот, но в определённом регистре, с определённым тембром, а также с чётко определёнными ритмом, темпом и динамикой.

ЕК : Некий звуковой объект, в котором все параметры строго определены?

РК : Именно так. Это как персонаж, которого я выдумываю, имеющий своё собственное лицо. Затем я придумываю второй; он может быть контрастным первому. Затем я смотрю, какие между ними могут быть отношения : напряжение, столкновение, взаимодействие, слияние и т.д. Мой процесс вполне бетховенский : в том смысле, что я предпочитаю иметь дело с небольшим количеством первоначальных элементов, но при этом создавать ощущение бесконечного мира.

ЕК : Значит, важную роль играет развитие?

РК : Конечно. Кстати, когда я показал Commedia Эдисону Денисову, он мне так и сказал: Вы умеете развивать. Именно поэтому меня никогда не тянуло к множественности музыкальных элементов, как у Булеза, например. Правда, вначале я немного это делал.

ЕК: Какие из своих сочинений ты считаешь наиболее показательными для тебя ? С какими ты бы хотел познакомить русскую публику?

РК : Прежде всего, конечно, Pop Art (2002).

https://www.youtube.com/watch?v=ZoiEbeIK9Ao

 

Это сочинение написано для традиционного камерного состава, поэтому оно много исполняется разными коллективами. Затем я бы отметил Фортепианный концерт (1998),

https://www.youtube.com/watch?v=oRxeb892fbk&t=123s

 

и Lumen II для оркестра (2006-2013), который представляет собой единую бесконечную мелодию.

https://www.youtube.com/watch?v=rzWD3I-ixhU&t=346s

Назову также пьесу для камерного оркестра, которую я написал в июне 2017г., под названием Street Art (2017). Она построена на одном мотиве, который бесконечно вращается — в течении 16 минут.

У меня есть опера QuaiOuest по пьесе французского драматурга Бернара-Марии Кольтеса (Bernard-Marie Kolts). В ней мне особенно дорог один момент это трио сопрано, большой лирический ансамбль, основанный на одной-единственной фразе Кольтеса. В оркестре там, кстати, появляются квази-спектральные гармонии.

https://www.youtube.com/watch?v=yttOAU6drbY

ЕК : Ты преподаёшь композицию в марсельской консерватории. А что бы ты мог посоветовать молодым русским композиторам ?

РК : Самое главное, что я бы сказал: даже если у вас есть сомнения, беспокойство по поводу вашего творчества пишите музыку несмотря ни на что! Постоянно и как можно больше! Встречайтесь с исполнителями, ходите на концерты, чтобы слушать новые сочинения. И если вам хочется писать оперу пишите оперу! Если вам хочется писать музыку к кино пишите музыку к кино! Делайте то, к чему вас тянет, следуйте своей интуиции, не беспокойтесь : придёт время, и вы будете счастливы, что проделали этот путь.

Конечно, иногда это трудно. Но никогда не нужно жаловаться. Негатив притягивает негатив.

Если вам хочется написать пьесу для оркестра пишите. Даже если вам её никто не заказывал. Однажды ваша партитура притянет своего исполнителя притянет той энергией, которая в ней заложена.

Можно, конечно, взять в пример Сальвадора Дали, который сказал: Единственное различие между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший. Но нужно быть сумасшедшим! Он также говорил: Я так долго старался быть гением, что в конце концов я им стал! Можно перефразировать его слова: если долго стараться написать великое сочинение, то в конце концов ты его напишешь! Когда вам 20 лет, нужно быть безумцем, и позволить себе дерзость сказать: я напишу шедевр. Да, нужно себя настраивать, и магия сработает.

Ещё хочу посоветовать молодым композиторам интересоваться партитурами их ещё более молодых коллег. В 20 лет интересуйтесь тем, что пишут 15-летние; в 30 тем, что пишут 20-летние и т.д. Вы обязательно чему-нибудь научитесь. Я сам с большим интересом общаюсь со своими студентами и не только касательно их музыки. У них всегда есть чему поучиться в самых разных областях.

Как говорил Дягилев тем, кто работал с ним: Делайте что угодно, но удивите меня! Именно это делал Стравинский. В этом и есть смысл творчества: в день концерта, когда слушатели открывают твоё сочинение, нужно, чтобы все были удивлены, даже сам композитор ! И ради этого можно сделать всё, что угодно!

ЕК : Когда ты пишешь музыку, ты следуешь этому девизу?

РК : Именно так!

 


ДЛЯ SPECIALRADIO.RU

Текст интервью на французском языке

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное