Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Из России с любовью


Сегодня у нас совсем свежие произведения российского кинематографа

 

Спутник

Новая российская фантастика.
На дворе 1983 год.  В результате инцидента, произошедшего на советской космической станции, на землю живым возвращается только один космонавт. Но возвращается он не один…  
Предупреждаю сразу: совсем не мое поле деятельности – фантастику я обычно не смотрю, поэтому в данном случае мое мнение не подкреплено солидным багажом раннее просмотренных фильмов. Впрочем, даже мне ясно, что в данном случае создатели были вдохновлены "Чужим". Точнее сказать, " Чужой" послужил отправной точкой для размышления.  "Спутник" не про то, что таится в космосе, он про обыкновенных людей, некоторые из которых рождены, чтоб сказку сделать былью, а некоторые так и останутся ползать. Мне кажется, что хорошая качественная фантастика именно об этом и должна говорить: фантастические реалии всего лишь повод поставить людей в неординарные ситуации и показать, как они в подобных условиях будут себя вести. А всякие технические детали кораблей, количества рук и ног у инопланетян и  чем/кем они питаются – дело десятое. Может быть, именно поэтому мне фильм скорее понравился, чем нет, и именно поэтому любители фантастики, скорее всего, будут плеваться.
Кстати, обращение к прошлому тут чисто условное – подобная ситуация могла произойти и в наше время, и даже в другой стране.
Конечно, есть очень стандартные сюжетные ходы, уже давно набившие оскомину, но общее ощущение – в плюс.  
Отличная актёрская работа Федора Бондарчука, прекрасная Оксана Акиньшина.
Кстати, говоря о Бондарчуке и о российских фантастических блокбастерах, невозможно не упомянуть  " Притяжение" и  "Вторжение" – отлично сделанную дилогию о любви к иному. Как и "Спутник", эти фильмы могут показаться вторичными и слишком голливудскими, но я уверен, что если бы их снимали в Штатах, то первые строчки сборов были бы обеспечены. Конечно, это совсем не показатель качества, но, тем не менее, показатель уровня.  
Итого, очередной блокбастер от российских кинематографистов. Как по мне – совсем неплохой.

Зулейха открывает глаза

За последнюю неделю только ленивый не писал об этом сериале. Из-за карантина и из-за шума вокруг его посмотрели все. Впрочем, есть зрители, подобные мне, которые смотрели сериал в первую очередь из-за отличного романа, легшего в  его основу и из-за Чулпан Хаматовой.
Краткое содержание для тех, кто  романа не читал, сериала еще не смотрел и не знает о чем речь:
30-ые. Компания раскулачивания в самом разгаре, и наша героиня тоже попадает под раздачу. Впрочем, для нее это в какой-то степени спасение от мужа и свекрови, которые обращались с ней как с собакой.  Дальше – долгий путь в Сибирь, жутчайшая первая зима и новая жизнь. Тяжелая, но иногда счастливая. И, самое главное, с хеппи-эндом.  Семейная сага, растянутая на тридцать лет, рассказывающая о том, что счастье возможно даже тогда, когда все черным-черно, и о том, что люди выживают в любых условиях.
Первыми на сериал (да и на книгу) обиделись татары. Они посчитали, что  сериал очерняет сложившийся веками уклад семейной жизни. Никто никогда и ни за что не относился (и не относится!) к своим женам так, как относились к Зулейхе.  
Параллельно  обиделись сталинисты: ничего подобного никогда не имело места быть. Ни раскулачивание, ни отношение к раскулаченным, как к скоту. Все это придумали недобитые демократы, которым лишь бы оговорить наше славное прошлое и любимые силы госбезопасности, на которых все держится.
Демократы, в свою очередь, с самого начала ничего хорошего от фильма и не ждали: все на самом деле было гораздо хуже и суровее, и никакого счастья при тирании (ни тогда, ни сейчас) невозможно в принципе. Кроме того, Чулпан Хаматова это вообще персона нон-грата, так как она поддерживает сами знаете кого.
Все эти реакции вполне предсказуемы и, честно говоря, лично меня нисколько не волнуют. Мне главное, чтоб интересно было. Поэтому я считаю, что сериал  вполне удался.
 Конечно, экранизация во многом уступает роману. Впрочем, это закон с очень редкими исключениями, и никто тут не виноват. У каждого читателя уже есть в голове своя сложившаяся картинка, и что бы создатели ни делали, полного совпадения не выйдет.   Да и не всегда можно снять то, что написано словами – при переносе на экран уходят мелочи, которые создавали глубину.  А с другой стороны – растянули на целых восемь серий, хотя можно было бы и покороче. Да и мелодраматизма порой через край.   
Немного про актеров:  Чулпан Хаматова слишком стара для этой роли. Правильнее было, если бы вначале Зулейху играла другая актриса.  Впрочем, Чулпан все равно прекрасна. Евгений Морозов - новое для меня лицо (российские сериалы я почти не смотрю) – вполне неплох. Маковецкий, как всегда и везде, переигрывает.  Мадянов и Баширов настолько слились с ролями подонков, что их появление на экране сразу вызывает только отрицательные эмоции. Хотя, дело они свое знают и играют отлично. Юлия Пересильд хороша и вполне на месте.
 Итого, из отличного романа вышел обычный, не стыдный сериал. С хорошими актерами. Смотреть вполне можно. Но лучше – читать.  


В избранное