Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжный развал, Ноябрь 18


Вот и ноябрьский урожай созрел. 


"1793. История одного убийства" Никлас Натт-о-Даг 

 Начнем со свежего шведского детектива, получившего массу наград на Родине и стремительно набирающего известность вне ее.  Кстати, английский перевод выйдет только в следующем году – русские в этот раз опередили. 
В данном случае, как никогда, будут уместны ближайшие ассоциации – читая Натт-о-Дага невозможно не вспомнить Акунинского Фандорина и Ревертовского Алтаристе в пору их рассвета: отличный детективный сюжет на фоне исторических событий плюс весьма колоритные главные герои. Будем надеяться, что на одном романе приключения Мишеля Карделя не закончатся. А вот с Сесилом Винге придется, увы, расстаться (хотя, чем черт не шутит). Впрочем, давайте по порядку.
Конец 18-го века, Стокгольм, упадок шведского королевства, проигравшего войну. Отставной солдат-инвалид Кардель находит обезображенный труп. Жертве поочерёдно отрубили все конечности, выдавили глаза, вырвали язык. Расследовать дело берется судейский чиновник Сесиль Ванге, известный независимостью суждений и умирающий от чахотки. Вместе с Карделем им предстоит распутать это дело и найти убийцу.
Отличный исторический детектив, от которого невозможно оторваться, даже несмотря на мрачность описываемых событий (а что вы хотели? Скандинавия!). Спасибо Галине Юзефович за рекомендации

"Ночной дозор". Сара Уотерс
night watch

Сару Уотерс называют современным классиком, ее романы трижды номинировались на Букер. "Ночной дозор" один из этих номинантов (2006).
В романе параллельно развиваются несколько историй , которые , конечно же, в конце переплетутся между собой. Впрочем, сказать "в конце" не совсем верно. Роман построен в обратном хронологическом порядке: начинается он в послевоенном Лондоне (1947), а заканчивается в самом начале войны, под бомбежками (1941). Таким образом читатель сначала узнает финал историй и лишь потом завязку. 
Итак, имеем: первая сюжетная линия  - Вив. Она  работает с Хелен и крутит многолетний безнадежный роман с женатым мужчиной. 
Вторая сюжетная линия - Дункан. Младший брат Вив, отсидевший в тюрьме за отказ идти воевать. 
Третья героиня - Хелен, живущая с известной писательницей  Джулией. 
Четвертая - загадочная Кей. Из тех женщин, которые так и не смогли найти себя после войны. 
Как все эти люди связаны – узнаете, если прочтете.
Я  не уверен, что рекомендую к прочтению – все отлично сделано, добротный роман с прекрасно прописанным историческим фоном, но как-то не задевает, оставляет равнодушным. Если сравнивать с моей любимой Аткинсон , тоже описывающей это время – даже близко не стояло. Но при этом ставить на Уотерс крест пока не собираюсь – попробую еще одну книгу.

"История пчел." Майя Лунде

Еще один скандинавский гость. На этот раз – из Норвегии. 
Имеем три истории:
2007-ой год, Америка. Пчелы только начинают исчезать.  Джордж Сэведж – потомственный пасечник, но вот его сын хочет писать романы, а не собирать мед.
1852 год, Англия, Уильям Сэведж – вечный неудачник, погрязший в быте вместо великих научных открытий, которые виделись ему в молодости. 
2098 Китай, Тао опыляет фруктовые деревья вместо давно исчезнувших пчел.
Как вы сами понимаете, все три истории связаны одной пчелиной нитью. Тут вам и антиутопия, и семейная сага, и дешевые экологическо-философские идеи. 
Есть верный признак: когда на обложке написано, что роман переведен на кучу языков и бешено популярен во всем мире,  то это либо детектив, либо что-то такое, от чего надо держаться подальше. 'История пчел"- не детектив.
Итого, сорри, но в минус.

И еще один минус

"Осень." Али Смит

Тоже, кстати, претендент на Букер в прошлом году.
Рассказать, о чем этот роман, я не берусь. Это просто какой-то поток слов, мыслей, образов. Основная сюжетная нить - это любовь между стариком и маленькой девочкой, любовь, которая возможна только между двумя родными душами. А еще много рассуждений на тему жизни, смерти.  Если растаскивать роман на маленькие зарисовки, на фразы – наберется очень много. Беда в том, что цельной картины из этих обрывков никак не выходит. Это как коллаж, в котором каждый может увидеть свой смысл, а может пожать плечами и пройти мимо. Что, впрочем , вполне могло быть задумкой автора, потому как главный герой этой книги – Полин Боти, представительница английского поп-арта, рисовавшая именно такие коллажи.  И могу гарантировать, что после прочтения романа вы полезете в интернет посмотреть на ее работы. Кстати, абсолютно непонятно, почему одну из них не вынесли на обложку книги. 
Итого, не мое, но не лишено художественной ценности.


В избранное