Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Щегол. Донна Тартт/The Goldfinch. Donna Tartt


Обзор на эту книгу долго  не писался — сначала я отложил его на потом, ограничившись восторженным постом на Фейсе. Но прошли недели, а я так ничего и не состряпал. Думаю, объяснить это можно тем, что в Сети существует много литературных разборов, обсуждений. Причем обсуждений умных (заумных, я бы сказал). А мне такое не под силу (да и не хочется). Моя цель заинтересовать, подтолкнуть вас к интересной книжке, а раскладывать по полочкам, что именно хотел сказать автор, какие произведения повлияли на его творчество, — это я оставлю настоящим критикам. Ладно, опустим никому не нужное предисловие и перейдем к самому роману.

 

Щегол. Донна Тартт
/The Goldfinch. Donna Tartt/

 

Роман стал обладателем Пулитцеровской премии прошлого года плюс был назван лучшей книгой года по версии Amazon. Подобное достаточно редкое, на мой взгляд, сочетание говорит о многом — книга нравится не только критикам, но и обычным читателям (хорошо продается).

Итак, имеем толстенную (еще один плюс) книженцию. Это некий сплав семейной саги, воспитательного и плутовского романа: во время теракта в нью-йоркском музее погибает мать Тео Декера, сам же Тео, чудом выжив (мальчик, который выжил!!!), выносит из музея шедевр Фабрициуса «Щегол». Дальше начинаются приключения (злоключения) нашего героя и картины: Нью-Йорк, Лас-Вегас, Амстердам, русский друг Борис, антиквариат, любовь и маленькая картинка со щеглом… Все это безумно интересно и легко читается, и именно этим я и предлагаю вам насладиться. Само собой, это только внешний, первый слой романа — я даже и не возьмусь считать, сколько их там вообще. Думаю, финальный монолог Тео немного приоткрывает завесу, показывает, для чего и о чем эта книга писалась: «В разгар нашего умирания, когда мы проклевываемся из почвы и в этой же почве бесславно исчезаем, какой же это почет, какой триумф — любить то, над чем Смерть не властна. Не только катастрофы и забвение следовали за этой картиной сквозь века — но и любовь». Так вот, мне кажется, что и сам роман это то, над чем Смерть не властна…

Из романа (из первого слоя) может выйти прекрасный фильм. Права уже купили Warner Bros. Настораживает то, что в продюсерах значится Бретт Рэтнер («Час пик», «Как украсть небоскреб»), но, будем надеяться, дальше продюсирования он не пойдет.

Итого: это прекрасный роман, который держит до последней строчки. Для меня было просто катастрофой, когда он закончился. Так хотелось, чтоб он продолжался и продолжался… Я искренне завидую тем, кому еще предстоит прочесть «Щегла».


В избранное