Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Белая гвардия


 Слушайте на http://www.radiobaku.com еженедельную передачу "Горячая десятка" - все о кинохитах этой недели

Белая гвардия

 Страна: Россия
Жанр: драма, исторический
Год: 2012
Продолжительность: 8 серий по 60 мин

Режиссер:  Сергей Снежкин
В ролях: Ксения Раппопорт,  Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Николай Ефремов, Евгений Стычкин, Евгений Дятлов,  Алексей Серебряков, Сергей Гармаш, Екатерина Вилкова, Фёдор Бондарчук и др.

Ну вот и свершилось – в дни президентских выборов в России нам показали долгожданную экранизацию булгаковской «Белой гвардии». Почему именно в эти дни, и по два фильма в день, не растянув на пару недель? Не суть важно. Почему долгожданную? Ну как же? Таких актеров собрали вместе – Хабенский, Пореченков, Рапопорт, Гармаш, Серебряков!
Впрочем, будем честны – долгожданная-то она долгожданная, но опасений было тоже немало – ведь уже есть любимый фильм «Дни Турбиных» и играют в нем любимые актеры старой гвардии: Мягков, Басов, Лановой…
Поэтому давайте договоримся постараться не сравнивать два этих фильма, тем более, что и поставлены они по разным произведениям – Басов в основу своего фильма брал пьесу «Дни Турбиных», большей частью состоящей из посиделок на квартире (посиделок, кстати, очень не хватает), создатели же сериала замахнулись на роман «Белая гвардия». Герои в обоих случаях одни и те же, но сюжет несколько разнится, включая трагическую гибель Алексея Турбина в пьесе, и его чудесное спасение в романе.
Но, о чем бы и как бы мы ни договаривались, невозможно не сравнивать актеров – и если Турбин Хабенского еще может равняться с Турбиным Мягкова, то Шервинский Ланового, конечно же, не сравним с Шервинским Дятлова (хотя поет Дятлов сам!), а Мышлаевский Басова, при всей моей любви к Пореченкову, гораздо ярче. А Лариосик! Во-первых, его безбожно мало, а во-вторых, Лариосик Сергея Иванова был гораздо симпатичнее, чем Брюновский, который просто жалок. И наконец, Елена Прекрасная! Ксения Рапопорт, конечно же, отличная актриса, но в этом фильме она совсем не «прекрасная», а скорее безобразная – кто ей придумал этот клоунский парик, а главное, зачем?! Зато Серебряков и Гармаш – в несомненных плюсах фильма. Как, кстати, и Вилкова, неожиданно удачно вписавшаяся в образ роковой женщины 20-х – я бы на месте режиссеров завалил ее предложениями подобных ролей.
Разложив по полочкам актеров, займемся сюжетом – точнее теми огрехами, мимо которых пройти невозможно. Я могу понять, чем руководствовались Марина и Сергей Дяченко, решив немного переписать финал, но зачем вводить в него элементы дешевой оперетки – выше моего понимания. Две финальные сцены с Алексеем Турбиным настолько выбиваются из общей канвы, настолько не булгаковские, что просто обидно становится. Ну не мог Алексей Турбин, никак не мог хладнокровно застрелить петлюровского полковника! Не из того теста он был сделан. А сцена со Шполянским, вдруг проявившим благородство?! Эх, господа хорошие, взялись переписывать Булгакова, так хоть делайте это хорошо, а не абы как – это же не фантастические романы писать… И последняя придирка – зачем понадобилось вкладывать рассказ Шервинского о воскресшем императоре в уста Карасю?! Ведь Шервинского всю дорогу потом попрекали этим «и прослезился…»! Иначе как неуважением к тексту это никак не назовешь.
Впрочем, именно текст и спасает сериал – голос Игоря Квашы, гениально читающего за кадром гениальный булгаковский текст, как-то примиряет, добавляет глубины. Да и все эти роковые изменения появились только к финалу фильма, а потому мой окончательный вердикт будет не столь суров – неплохой сериал, заслуживающий внимания из-за актеров и литературного оригинала.

   


В избранное