Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Человек с Бульвара (обзоры дилетанта): Облачный атлас. Дэвид Митчелл


Слушайте на http://www.radiobaku.com еженедельную передачу "Горячая десятка" - все о кинохитах этой недели

На сегодняшнюю книгу я вышел через киношные новости – слишком много шумихи было вокруг готовящейся экранизации «Облачного атласа». Тут и целых три режиссера: Том Тыквер и братья-сестры Вачовски, и список звезд, привлеченных к съемкам: Том Хэнкс, Холли Берри, Хьюго Уивинг, Сьюзен Сарандон, Джим Броудбент и Хью Грант. Каждый из актеров сыграет несколько ролей, Том Тыквер будет снимать исторические сцены, а Вачовски – фантастику. Ну как, заинтриговало? Меня да. А прочитав о том, что роман вошел в шортлист Букеровской премии, понял, что читать надо. Итак,

Облачный атлас. Дэвид Митчелл
/Cloud Atlas. David Mitchell/

Пересказ сюжета начну, пожалуй, с цитаты из романа: ««секстет накладывающихся соло»: фортепьяно, кларнет, виолончель, флейта, гобой и скрипка, причем у каждого инструмента свой язык — своя тональность, гамма и тембр. Сначала каждое соло прерывается последующим, а потом все то, что было прервано, возобновляется по окончании предыдущего, в обратном порядке. Революция или выпендреж?». Конечно, это было описание музыкального произведения, но и роман построен точно так же – он состоит из шести историй, отдаленных друг от друга как по времени, так и географически. Да и сами истории сделаны в совершенно разных ключах. Связаны же они между собой тем, что они якобы происходят с перерождениями одной и той же души.
История первая – дневник злоключений американского нотариуса Адама Юинга, пересекающего Тихий океан в середине XIX столетия.
История вторая – приключения молодого композитора Фробишера, залегшего на дно в Брюгге. Наш герой не слишком честен на руку, спит с кем придется, и считает себя непризнанным гением. Дело происходит в 1931 году.
История третья – 70-ые годы, США. Журналистское расследование Луизы Рей, борющейся против открытия атомной станции. Дефективчик.
История четвертая – наше время. Лондонский издатель Тимоти Кавиндиш, скрываясь от преследователей, оказывается в эдинбургском доме для престарелых, откуда не так уж легко и выбраться (легкий вариант «Пролетая над гнездом кукушки»).
История пятая – антитоталитарная фантастика. Клон Сонми-451 борется за равенство между людьми и клонами.
История шестая, заключительная – постапокалиптика. Рассказ козопаса на закате цивилизации.

Ну, что сказать? Революцией этот роман, конечно, не назовешь, сама идея множественных сюжетных линий уже давно не нова, достаточно вспомнить Павича. Правда, у него выходило гораздо интереснее и неожиданнее. Из шести историй хороши только вторая и четвертая, остальные, на мой взгляд, слишком топорны и вторичны. Создается впечатление, что автор не в состоянии написать чего-нибудь стоящего в одном из жанров, и потому он пускается в подобное смешение эпох и жанров (насколько я понимаю, это фишка Митчелла – почти все его романы написаны в подобном ключе).
Но, даже несмотря на мой критический тон, надо отметить, что роман читается с интересом. Так что если вам нечего почитать, то можете без боязни браться за книгу – вполне терпимое чтиво. Ну а фильм – будем посмотреть, когда выйдет.


В избранное