Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Умберто Эко. Таинственное пламя царицы Лоаны. Малена


Умберто Эко. Таинственное пламя царицы Лоаны
/Umberto Eco. La misteriosa fiamma della regina Loana/


Помню, я в детстве очень любил читать журнал «Мурзилка». Из номера в номер там публиковали некое советское подобие комикса (это сейчас я знаю такое слово, а тогда даже представить не мог, что даже в журнал для самых маленьких прокралось тлетворное влияние Запада). А позднее были журналы «Пионер», «Костер» и газетка «Пионерской правды»…
Вот и у Умберто Эко в его итальянском военном детстве были любимые комиксы. Причем любил их он так горячо, что написал целую книгу про них. Впрочем, не только и не столько про них. У Эко, как всегда, несколько слоев. Поговорим о тех, что я сумел заметить.
Но вначале о сюжете: Шестидесятилетний миланский букинист Джамбаттиста Бодони утрачивает память. И не то, чтобы “тут помню, а тут не помню”, а напрочь отрезало – никаких личных воспоминаний не осталось. Зато все прочитанное, увиденное – все крепко сидит в памяти. Лишь изредка, при виде какой-то картинки, звука, запаха, на секунду мелькают какие-то воспоминания. «Таинственное пламя царицы Лоаны» – так называет он эти проблески, даже не помня, откуда пришли в его память эти слова. А в остальном – полная пустота. Как жить дальше? Чтобы вспомнить все, наш герой отправляется в загородный дом, где прошло его детство и юность. Там ждут его комиксы, пластинки, старые газеты…
Первый слой – самый верхний – основная нитка сюжета. Читатель вместе с Джамбаттистой пытается вспомнить, понять, ощутить.
Второй слой – история итальянского комикса. Я вполне серьезен – это исследование тянет на докторат как минимум. Особенно учитывая многочисленные иллюстрации.
Третий слой – самый для меня интересный – картинка военной Италии. И не просто картинка, а со звуком. Наш герой читает раскопанные на чердаке газеты и слушает пластинки того времени. Даже странно, что к книге не был приложен CD с мелодиями.
Для того, чтобы ответить на вопрос, что же интересного в этом слое, вспомним, что в Италии был фашистский режим. А поскольку нынешний Джамбаттиста помнит, что фашизм это плохо, но не помнит, что ощущал, нося черную рубашку (необходимый атрибут тех времен – а-ля красный галстук в нашем детстве) – очень интересно следить за постепенно восстанавливаемой им картиной тех времен глазами ребенка. Тут можно найти и много общего с моим поколением, воспитанным в ненависти к Америке (как сейчас помню, как боялся за Горбачева во время его первого визита в США – «мама, они же его убьют!»).
Четвертый слой – масса цитат отовсюду, включая самого себя, любимого (реверансы к «Маятнику Фуко» и к остальным книгам Эко) – прослеживается уже с трудом, хотя есть обширные комментарии переводчика, из которых можно сделать отдельный роман. Этот слой я оставлю эковедам и прочим ученым от литературы. Обычным читателям, таким как я, этот слой недоступен.
Итого – все это было бы очень интересно, если бы не объем и не многочисленные отступления. Поэтому к концу – читалось уже с трудом. Особенно последняя часть – когда весь основной сюжет уже позади, и происходит непонятно что – читалось уже просто на автомате из желания узнать, чем же все кончится. Но это мое личное мнение. Может быть, у вас будет по-другому. По-любому, почитать, наверное, стоит. Тем более, что Эко заявил о том, что этот роман – последний. Больше мэтр писать не будет.

Ну, а теперь к важнейшему для нас искусству. Издателям я бы советовал продавать книжку с CD с песнями и с фильмом «Малена» – прекрасная иллюстрация к детству героя. По-крайней мере я, посмотрев фильм уже по прочтении книги, воспринимал его именно так.

Малена 
/Malena /


 Страна: Италия
Год выхода: 2000
Жанр: драма
Продолжительность: 84 мин

Режиссер: Джузеппе Торнаторе/Giuseppe Tornatore
В ролях: Моника Беллуччи/Monica Bellucci, Джузеппе Сульфаро/Giuseppe Sulfaro и др.

оценка 5 из 5

Сюжет: маленький итальянский городок. Малена – красавица-вдова, предмет вожделения всех без исключения мужчин городка и ненависти всех женщин. Первые домогаются ее, вторые распускают про нее грязные сплетни. Время – то самое, которое описал Эко – вторая мировая война.
Просто великолепная история. Пронзительно грустно и очень правдиво. О том, что в нашем жестоком мире красота обязательно должна кому-то принадлежать, она не может быть сама по себе. А уж о том, чтобы мир спасти, и речь не идет.
Лучший кадр – истерзанная Малена с воем уходит прочь с площади. Это даже не вой, это стон, крик души. Это надо видеть.
Безусловно лучшая роль Моники Беллуччи и прекрасный образчик итальянского кино. Смотреть просто обязательно.

приходите в гости к нам:
обсуждение этого фильма: http://baku.ru/pubs/reviews/13304_ru.php
каталог фильмов со всеми новинками, не вошедшими в обзор: http://www.baku.ru/ctg-list.php?id=1&t=cmm&cmm_id=39
каталог книг: http://baku.ru/ctg-list.php?id=3&t=cmm&cmm_id=69
или пишите мне на eugene_vig@hotmail.com


В избранное