Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Человек с Бульвара (обзоры дилетанта) представляет кино от Ефраима: альтернативный Гарри Поттер


Сегодня у нас опять последний фильм про Гарри Поттера.  Полученный мной обзор настолько оригинален, что я не мог не выложить его, даже не смотря на политическую составляющую.

 

 

Гарри Поттер и орден Феникса
/Harry Potter and the Order of the Phoenix /


 
Жанр: фэнтези
Производство: США, Англия
Год выпуска: 2007
Продолжительность:  138 мин

Режиссер:  Дэвид Йэтс/David Yates
В ролях: Дэниэл Рэдклифф/Daniel Radcliffe, Эмма Уотсон
Emma Watson, Руперт Гринт/Rupert Grint и др.

оценка 4 из 5

Пятый фильм эпопеи резко отличается от первых четырех стилем и настроем. Первые четыре фильма, при всех ужасных ситуациях в которых оказываются главные герои, все-таки ассоциируются у меня с понятием «карнавал». Даже – «цирк». Хогвардс первых четырех фильмов – волшебный замок, с милыми привидениями, обильными пирами и буйством красок игры в квиддич.

Пятый фильм начинается на детской площадке с качелями,  где Дадли со своими дружками издевается над Гарри. Возникает вопрос - почему качели? Герои уже далеко не дети, и вряд ли катание на качелях является их любимым времяпровождением. Логичнее было бы выбрать аллею парка в качестве декораций для этой сцены.

Разгадка заключается в том, что качели – своего рода метка. Метка эта – возможно на подсознательном уровне – ведет нас к классическому сериалу ужасов – «Кошмар на улице Вязов». Раскачивающиеся пустые качели, движение которых сопровождается песенкой-считалкой про Фредди Крюгера, в фильмах о нем является  знаком, предшествующим нарушению естественного хода вещей и появлению Фредди.
«Гарри Поттер и Орден Феникса» сделан в стиле сериала про страшного Фредди. Здесь мы найдем такое же слияние сна и реальности, такой же неуловимый переход одного в другое и тот же мотив вторжения в подсознание жертвы. И Вольдеморт в этом фильме создан по образцу и подобию Фредди. Его недостаточно победить в реальности – Гарри должен изгнать его из себя, из своих снов.
 Итак, фильм этот – фильм ужасов, и в качестве такового он, в отличие от первых четырех, не очень подходит, для детской аудитории.
 В целом фильм удачен. Основная идея книг про Гарри Поттера – дуальность человеческой личности, амальгама добра и зла в душе каждого из нас и необходимость сознательного выбора между первым и вторым – нашла в этом фильме свое наиболее четкое выражение. Гарри оказывается своего рода двойником Вольдеморта, проникшего в его подсознание, и мучается страхом перед открытием темных сторон собственной натуры.
К неудачам фильма отнесу слабое раскрытие одной из ключевых сцен книги – жестокого издевательства и травли Снейпа Джеймсом Поттером и его друзьями во время их учебы в Хогвартсе. Это не просто еще один пример темы дуализма – для Гарри, который сам неоднократно подвергался издевательствам и травле в детстве, это открытие неблаговидного поведения собственного отца, его идеала и защитника (патронуса) даже после собственной физической смерти,  явилось тяжелым психологическим испытанием и экзаменом на зрелость. Таким же испытанием, каким явился для Алеши Карамазова дух тления, исходивший от трупа боготворимого им старца. В фильме, к сожалению, сцена эта дана вскользь – с трудом можно понять, что в ней происходит, а душевные муки Гарри по этому поводу выброшены из сюжета вовсе.

 

Теперь я хотел бы взглянуть на сюжет фильма глазами израильтянина и провести некоторые параллели с нашей действительностью.
Мир волшебников – в большинстве своем талантливых и незаурядных личностей – управляется Министерством Магии, и управляется из рук вон плохо. Во главе Министерства стоит функционер и карьерист Корнелиус Фадж, абсолютно неспособный управлять подвластным ему миром в минуты опаснейшего кризиса. Поведенческие мотивы его можно охарактеризовать двумя словами: « total denial «. Концепция его гласит, что Вольдеморт вернуться не может, поскольку это нарушает естественный порядок вещей в волшебном мире. Поэтому тех, кто бьет тревогу по поводу второго пришествия Темного Лорда и надвигающейся волны терроризма он и его приспешники попросту объявляют лгунами и сумасшедшими.
В процесс травли «лгунов» активно включается пресса. Включается активнейшим образом, полностью игнорируя очевидное, и сваливая все катастрофы и убийства на дежурного козла отпущения - «страшного преступника Сириуса Блэка».
Как это напоминает поведенческие стереотипы наших левых, отказывавшихся на протяжении многих лет признать правду о происходящем в Палестинской автономии и в южном Ливане после ухода оттуда наших войск! Фантазии о «Новом Ближнем Востоке» так пленительны – зачем же надо верить фактам и мрачным предсказаниям о ракетах, направленных на Ашкелон?
С целью навязывания волшебному миру своего мировоззрения Министерство Магии решает нанести удар по системе образования, являющейся в глазах истеблишмента очагом опасного вольнодумства. С этой целью в Хогвартс направляется Долорес Амбридж, дьявол в розовых цветочках. Задача ее – выхолостить процесс подготовки новых волшебников, обезоружить их перед врагом. Она с первого появления в Хогвардсе обрушивает на слушателей поток демагогии, и демагогия эта, жестокая идеологическая диктатура в шелковых перчатках постепенно занимает собой все пространство обучения. Как не вспомнить тут мантры про наследие Рабина, а также деятельность нынешнего министра образования – Юлии Тамир, особенно в свете последнего её решения представить в учебниках для детей арабского сектора образование государства как Накбу – национальную катастрофу для них.
Долорес Амбидж – несомненно, прекрасный образ, удачная находка… в отличие от Дамбльдора, начисто лишенного харизмы и выглядящего в фильме растерянным стариком.
Желаю всем приятного просмотра!


В избранное