Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Человек с Бульвара (обзоры дилетанта) кино от Веши: Жизнь остальных /Leben der Anderen, Das


Жизнь остальных
/Leben der Anderen, Das. Life of others/

Жанр: драма
Производство: Германия
Год выпуска: 2006
Продолжительность: 137 мин

Режиссер:Флориан Хенкель-ДоннерСмарк/ Florian Henckel-Donnersmarck
В ролях: Мартина Гедек/Martina Gedeck, Ульрих Мухе/Ulrich Mühe, Себастьян Кох/Sebastian Koch, Ульрих Тукур/Ulrich Tukur и др

оценка 4 из 5

Оскар за лучший иностранный фильм и еще всякие номинации, которые можно увидеть тут: http://www.imdb.com/title/tt0405094/awards


Отличное кино, очень понравилось.
Обстоятельства достаточно стандартные: дело происходит в ГДР. Служба Безопасности устанавливает слежку за писателем-драматургом. Его квартира начиняется микрофонами и видеокамерами, а на чердаке его дома устраивается наблюдательный пункт, со всем оборудованием необходимым для прослушивания и записи. Два офицера по очереди дежурят день и ночь, пишут отчёты в реальном времени о том, что происходит в квартире.
Всё это наблюдение устраивается для того, чтобы набрать компромат на писателя и его друзей, и узнать об их связях с прессой в ФРГ.
Писатель вообще-то лоялен к режиму. Среди его почитателей – министр безопасности, пьесы его признаны и играются в театрах. Живёт он в хорошей квартире и небедно. Живёт он с талантливой актрисой, играющей главные роли в его пьесах. Между ними и любовь, и творческий союз. Оба они люди искусства, для которых творчество и возможность творить превыше всего на свете.
Почему же наблюдают за драматургом? Дело в том, что министр безопасности вдруг возжелал актрису, любовницу драматурга. Он дал указание найти компромат на драматурга, чтобы держать его в руках, и при этом подобраться поближе к актрисе. Типа приятное с полезным.
Актрисой министр завладевает быстро. Он останавливает свой чёрный шишковоз посреди улицы, принуждает актрису сесть в машину и шантажом и запугиванием овладевает ей. Как запугать актрису? Просто – сказать ей, что она больше никогда не будет играть и выходить к зрителям. Как запугать драматурга? Тоже просто – лишить его возможности писать.
Драматург хорошо это понимает. Поэтому он не даёт никакого повода: не говорит о политике, отталкивает от себя друзей, которые недовольны режимом, увидев актрису выходящей из машины министра и поняв, что она спит с министром, он даже не устраивает скандала, хотя этим очень подавлен. Всё подавляется в драматурге до тех пор, пока однажды он вдруг не узнаёт, что его друг – известнейший режиссёр, который вот уже семь лет в опале, не выдержав бездействия, оканчивает жизнь самоубийством.
Вот тогда в драматурге просыпается злость и боль. Он связывается с друзьями диссидентами, прежде отвергнутыми, и пишет памфлет о самоубийствах в ГДР, который собирается переправить в ФРГ и опубликовать в Шпигеле.
Вот и все обстоятельства.
Но теперь о главном герое фильма. Это, в самом деле, не драматург, а офицер безопасности. Тот самый, что сидит каждый день на чердаке драматурга.
Он проникается и к актрисе и драматургу, понимая и вживаясь, будучи минута за минутой связанным с их жизнью, в удивительную творческую природу этих людей. Что-то от бога и от богов есть и в актрисе и в драматурге, что-то удивительное и притягательное.
И пока нет никакого компромата, офицер с интересом и трепетом смотрит на жизнь этих людей, на их вечера, обеды, на то, как они занимаются любовью любя, в то время как он сам, офицер, живёт совсем один и приглашает к себе на дом время от времени проститутку.
Он влюбляется в актрису и в драматурга, и с удовольствием ведёт свою вахту, печатает отчёты слово за словом, как бы ведя личные дневники о предметах и событиях которые ему небезразличны. И всё идёт хорошо до тех пор, пока вдруг драматург не начинает писать это злосчастную статью про самоубийства, и не собирает у себя дома кружок диссидентов, включая одного приезжего редактора из ФРГ. Этим самым драматург как бы даёт поддых офицеру и идиллия нарушается.

Что происходит дальше, не стану рассказывать. Достаточно вам обстоятельств и конфликта, чтобы понять, что фильм неординарный. Неординарное в нём ещё то, что несмотря на стандартные обстоятельства, обыгранные тысячу раз, в этом фильме нет вульгаризмов, свойственных всем остальным произведением такого рода. Таких, как идейных боссов партии, социалистических лозунгов, хоров трудящихся, указателей на соцсоревнования, и разговоров «ты сегодня выполнил план» - и всех остальных  дешёвых трюков, которыми обычно пытаются передать западному зрителю обстановку социализма и тоталитаризма.
Как раз, наоборот, в фильме столько маленьких подробностей и деталей, что практически нет ни одного персонажа, который бы казался «винтиком» в системе, как это представляется про людей социализма. Все люди живые – и офицеры, и актёры, и диссиденты.

И последнее пересказать один диалог, который происходит между офицером безопасности и его начальником. Разговор происходит во время еженедельного отчёта, и как раз после того, как офицер вдруг понял, что драматург намерен написать статью в Шпигеле. Он пока не сообщил об этом в своём отчёте. Во время доклада он спрашивает у начальника:
- А что вы обычно делаете с людьми искусства, которые замечены в связях с ФРГ и в инакомыслии?
Тот ему отвечает:
- Мы берём их, склоняем к сотрудничеству и сажаем в тюрьму. Но совсем ненадолго. Месяцев на десять. А потом просто выпускаем. И что интересно, по моему опыту, ни один из них после этого казалось бы лёгкого наказания, не написал ничего нового, не сочинил, не сыграл значительную роль. Я не могу объяснить этот феномен. Но так оно и есть
Офицер, услышав это, опускает глаза и молча уходит. Возвращается на свой пост на чердаке.

Веша

Обсудить кину можно по адресу: http://www.baku.ru/pubs/reviews/12374_ru.php
а также послав мне письмо eugene_vig@bigfoot.com и я с удовольствием опубликую ваши письма в следующем выпуске. Напоминаю про каталог фильмов - http://www.baku.ru/ctg-list.php?id=1&t=cmm&cmm_id=39, там полно новинок.
Кстати, существует и книжный каталог: http://www.baku.ru/ctg-list.php?id=1&t=cmm&cmm_id=39


В избранное