Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Человек с Бульвара (обзоры дилетанта) Аксенов. Москва ква-ква


Аксенов. "Москва ква-ква"

Сегодня мы с вами отдохнем от важнейшего из искусств и поговорим о книгах. Тем более что ничего стоящего мной в последнее время просмотрено не было – всякие левые комедии и боевики в счет не идут. Пользуюсь случаем, чтобы еще раз напомнить о существовании каталога (http://www.baku.ru/ctg-list.php?id=1&t=cmm&cmm_id=39), где можно прочесть отзывы на всякие новые фильмы, не упомянутые в обзорах. А теперь – к делу.
Новый роман Аксенова с провокационным названием «Москва Ква-ква» не ругал разве что ленивый. Чего только не ставили автору в вину: и что высотка, в которой происходит действие романа, была построена позже, и что сам роман ничего общего с реальными историческими событиями  не имеет, и сюжет подкачал… Читая все эти критические статьи, я пребывал в полнейшем недоумении – как можно ставить в вину Аксенову то, что, собственно говоря, и является Аксеновым, ведь все то, что привело критиков в негодование, появилось не в этом романе, а гораздо раньше. Разве много исторической правды было в Вольтерьянцах? А вся эта фантасмагорическая чертовщина (ура, выговорил!), разве не появилась она еще раньше? В «Ожоге», скажем? Если и есть за что ругать Аксенова, так за его приверженность «новому сладостному стилю». А стиль этот не для всех, это точно. Но если вы любите Аксенова, «Москва ква-ква» вас не разочарует.
Впрочем, увлекшись спором с критиками, я позабыл рассказать, о чем же, собственно, новое сочинение. Итак:  год 1952, последний год сталинской эпохи – еще чуть-чуть и не станет вождя всех народов (чуть-чуть наступит в конце книги). Стоит на Котельнической набережной высотный дом, и живут там герои нашего романа: Глика Новотканная – спортсменка, комсомолка, красавица и «символ советской девственности» со своими заслуженными родителями и спецприслугой, поэт-лауреат-фронтовик Смельчаков (желающие найдут параллели с Константином Симоновым), знаменитый летчик Моккинакки и многие-многие другие, включая и самого автора, выступающего под именем Так Таковский. А еще в романе есть Сталин, Тито, немножко Гитлера, дрессированные тигры, подводные лодки, Минотавр и все остальное, что ваша душенька пожелает. И, конечно, все это приправлено джазом и любовью, любовью и джазом. Смельчаков любит Глику, Моккинакки любит Глику, Юрка-джазист любит Глику, Сталин любит Смельчакова и боится Тито… пересказывать роман абсолютно бессмысленно, поскольку главное в нем это не что, а как – сама атмосфера Москвы того времени.
Итого, как уже было сказано, Аксенов vulgarius. Что, на мой взгляд, хорошо. А на ваш?
Цитата-бонус: «Все люди проходят свои лабиринты, / И каждого ждет свой Минотавр».
Прочитать журнальный вариант романа можно в двух первых номерах «Октября» (http://magazines.russ.ru/october/2006/1/aks1.html).

Обсудить книгу можно по адресу: http://www.baku.ru/pubs/reviews/11728_ru.php или послав мне письмо eugene_vig@bigfoot.com и я с удовольствием опубликую ваши письма в следующем выпуске.

В избранное