Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Перформанс-группа "KALIMBA"

  Все выпуски  

Перформанс-группа "KALIMBA". Рецензия Вадима Пономарева на DVD KALIMBA


Привет подписчикам!

http://www.newsmusic.ru/news_5_3512.htm
http://www.ark.ru/ins/articls/ponomarev-kalimba.html

Ольга Арефьева и "Kalimba"

Это вовсе не концертный DVD, как можно того было ожидать, а запись одного из спектаклей перформанс-группы Kalimba с деятельным участием Ольги Арефьевой. Она выступила в роли актрисы, певицы, режиссера, идейного вдохновителя и ангела-хранителя этого пластического театрика.

Постановка изобилует красивыми пластическими образами, световыми эффектами, бликами воды, горящими факелами, наготой и прочими красивостями. Как это принято в современном перформанс-театре, сюжет отсутствует напрочь. Череда эффектных визуальных образов должна подтолкнуть зрителя к самостоятельному размышлению над тайнами мироздания.

Театр Kalimba находится в русле "искусства представления", не очень популярного в России. Мы все-таки любим попереживать, посочувствовать герою. Нам нужно, чтобы сердце кровью обливалось, и никак не меньше. А холодные отточенные телодвижения вряд ли вызовут у зрителя какую-либо другую эмоцию, кроме вздоха о том, как же все красиво.

В России подобными пластическими опытами занимался уже закрытый театр "Арлекино" (его руководитель ушел в бизнес), театр "Дерево" (переехал в полном составе в Германию) и пребывающий в анабиозе театр пластической драмы п/р Гедрюса Мацкявичуса (по болезни маэстро). Из действующих можно назвать разве что Московский музыкальный театр пластических искусств на Басманной и омский театр пластической драмы "ЧелоВЕК".

В титрах DVD с благодарностью упоминается бывший питерский театр "Дерево", из чего можно сделать вывод, что именно компания Адасинского являлась образцом и вдохновителем для молодой труппы "Калимбы".

Спектакль O.V.O. отличается высокой культурой пластического движения, и символизмом, возведенным в антропологический культ. Актеры сознательно превратили свои тела в пластилин для лепки символов. Они с легкостью перемещаются из эпохи в эпоху, потому что говорят о вневременных вещах. Шаги по воде, человеческий эмбрион, человек-паутинка, человек-кукла, совершенный человек Леонардо да Винчи, человек-руки-ноги. Калейдоскоп образов стремительно нанизывает антропологические одежки на любой яркий знак, на любой глубокий образ. Кажется, что дай актерам взлететь в космос, они и там покажут что-то символическое и вечное.

Нас, конечно, более должен интересовать музыкальный аспект перформанса. Разумеется, никаких привычных песен Ольги Арефьевой мы в спектакле не услышим. А вот звукоподражания, плачи в духе Диаманды Галас - звучат. Однако большая часть звуковой дорожки все же состоит из эмбиентного электронного шума, с вкраплениями различных колоколов и колокольчиков.

Не могу не упомянуть о таком очевидном факте. Ольга во многих сценах отчаянно напоминает своим пронзительным взглядом прелестную Джулию Робертс.

Кроме спектакля, на DVD записаны несколько превью других постановок Калимбы, а также видеоклип на песню Арефьевой "Оборотень". Клип снят(*) на одном из концертов Арефьевой, и видеоряд почти полностью состоит из фрагментов спектакля O.V.O.

DVD рекомендуется сторонникам "красивого" визуального ряда и авангардных перформансов. Не рекомендуется тем, кто ищет песни Арефьевой и "Ковчега".

Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
Оценка NEWSmusic: 7/10.


* Точнее: песня для клипа записана на одном из концертов, а видеоряд полностью сделан из фрагментов спектакля. (примечание группы KALIMBA)


Отрывок из репортажа Алекса Драйвера о концерте Ольги Арефьевой во Пскове 30 сентября 2006 (о показе DVD KALIMBA перед концертом):

http://www.nneformat.ru/forum/viewtopic.php?p=7130#7130
http://www.ark.ru/ins/articls/driver-tirclub.html

Как и большинство (судя по прессе) концертов Арефьевой и КОВЧЕГА, псковский также начался со своеобразного перформанса. Перед собственно выступлением на большом экране демонстрировался видеоспектакль "Calimba" с участием самых разных артистов - от мастера странных игр Антона Адасинского (*) до самой Ольги.

Вряд ли возможно достоверно передать ощущения от происходившего на экране. Мрачноватый, бессюжетный сюрреализм, полное отсутствие текста, - ни одного слова вообще. Только странная, неестественная, нечеловеческая пластика почти полностью обнаженных людей, - при полном отсутствии не только пошлости, но вообще эротизма; только зыбкие, не остающиеся в памяти декорации стен и строений, средь которых то бьются в экстазе, то словно вязнут в невидимой паутине людские фигуры.
И, конечно, музыка. Музыка подстать действу - полная неидентифицируемых шумов, мрачновато-давящая, лишённая прямолинейной мелодики и словно бы затягивающая внутрь происходящего на экране... Как оказалось позже, по мотивам спектакля смонтирован ещё и замечательный видеоклип на песню Ольги Арефьевой "Оборотень" - на этот раз с текстом. Желающие увидеть это - сюда

Стоило ли демонстрировать это перед концертом? Не знаю, может быть, и да, а может быть, нужно какое-то специальное оформление (свет, объявление и т.д.). Но факт остаётся фактом: в переполненном, галдящем, ожидающем концерта клубе для значительной части публики спектакль вообще прошёл незамеченным. И даже, когда за 5-6 минут до конца показа на авансцене появилась Арефьева, её вообще не узнали. Картина же была странной и несколько нереальной, словно бы часть спектакля: тонкий, четкий, словно бы на старинных дагерротипах профиль, - и этот же профиль, только в зеркальном отображении - рядом, на экране. Такой реальный сюр...


* Правильное название спектакля - "KALIMBA". Антон Адасинский в нём участия, к сожалению, не принимал. (примечание группы KALIMBA)


В избранное