Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости и Анонсы ГЦСИ

  Все выпуски  

Новости и Анонсы ГЦСИ - УГО ДОССИ: МОСТ К БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Государственный Центр современного искусства
представляют:

ИНТЕРАКТИВНОЕ ВИДЕО КАК ФЕНОМЕН ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
УГО ДОССИ: МОСТ К БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ

(В рамках программы «Видео-cinema»)

24 января, 18.00
25 января, 16.00

ГЦСИ, Аудитория (Зоологическая улица, 13, строение 2)

Встречи с художником Уго Досси в Государственном Центре современного искусства станут своеобразным завершением «московского турне» мастера, только что проведшего в российской столице две успешные выставки – в Третьяковской галерее на Крымском Валу и в Stella Art Gallery.
Работы Уго Досси имеют международную известность. Они демонстрировались на кассельской Documenta, Венецианской Биеннале, выставлялись в крупных европейских музеях. В их основе лежит соединение двух начал – искусства и науки.
На творческой встрече в Государственном Центре современного искусства, где будут демонстрироваться видеоработы, не вошедшие в состав московских экспозиций, Уго Досси предполагает объяснить принципы своего искусства, явившиеся базовыми для его выставок. Программно он называет эти основы «мостом к бессознательному», а провокационно – «контрабандой».
Основной акцент в своем творчестве художник делает на разрабатывание связей между сознательным и бессознательным. «Контрабанда» – подходящая метафора в данной ситуации: она предполагает наличие границ и барьеров, преодолеваемых контрабандистом, цель которого – доставить «на другую сторону» предметы или информацию. Художник, в представлении Уго Досси, занимается тем же, и потому является «контрабандистом», или «мостом».
Речь здесь в первую очередь идет о переводе художником содержаний и образов из области бессознательного в визуальную форму. Затем начинается встречное движение: оформленная художником в зрительные образы информация «контрабандным путем» достигает зрительского бессознательного, и там эти образы и смыслы начинают свою невидимую работу.
Для пересечения границ и порогов Уго Досси использует два пути: автоматическое рисование и сублиминальные картины. Каждому из них посвящается отдельный вечер в Государственном Центре современного искусства:

24 января, вторник, 18.00
Феномен «Автоматическое рисование». Универсальный язык образов бессознательного.

Автоматическим рисованием, по аналогии с «автоматическим письмом», называют феномен, при котором рука, создающая рисунки и тексты, не управляется сознанием, но следует бессознательному импульсу. В качестве техники письма и рисунка этот феномен был введен в современное искусство первыми сюрреалистами, которые, в свою очередь, заимствовали термин у психолога Пьера Жане. Жане экспериментировал со спиритическими медиумами, уверявшими, что их рукой водят не они сами, но «сверхчувственные создания, психические бытия и духи». Исследователь в шутку называл медиумов «моими автоматами», а записанное или нарисованное ими – «автоматическим».
С помощью автоматического письма [écriture automatique] сюрреалисты пытались найти «королевский путь» (Андре Бретон) к той области, которую они назвали «над-» и «подсознательным» [sur-realitée].
Уго Досси увлекся феноменом автоматического рисования в начале 1970-х. Он разработал систему тренировок, которая сделала возможным обучение этому методу. Свою систему Досси преподавал на семинарах во многих высших художественных школах. На его курсах и частных сеансах в самых разных точках земного шара, на всех континентах за эти годы возникли сотни автоматических рисунков.
Выполненные людьми, принадлежащими к самым разным культурам, эти рисунки поражают как общностью изобразительного языка, так и интенсивностью содержания. В них всегда идет речь о человеке, его архетипических границах, желаниях и страхах. Эти рисунки не отягощены отчетливыми внешними приметами национальной культуры, языка или религии. Все они манифестируются как форма выражения общего, охватывающего весь мир коллективного бессознательного. По мнению художника, сегодня, когда противостояние между общечеловеческим и узконационалистичным, фанатически-религиозным сознанием предельно обострено, это вселяет особую надежду.

25 января, среда, 16.00
Феномен «Сублиминальные картины»

В программе: демонстрация сублиминальных видео «Вода» (2005) и «Танец мертвых» (2000).

Вечер посвящен феномену сублиминальной проекции, тому «инструменту контрабанды», посредством которого Досси переносит образы в зрительское бессознательное.
Сублиминальные, то есть подсознательные элементы являются изображениями, целенаправленно внедряемыми «под порогом» осознанно воспринимаемого. Речь идет о суггестивных, предельно интенсивно и кратко высвечиваемых изобразительных элементах. Подобная образная информация воспринимается и перерабатывается иначе, нежели обычные визуальные сигналы.
Впервые сублиминальные проекции Уго Досси использовал в своей инсталляции «Неопалимая купина» в 1987 году на Dokumenta-8. Речь тогда шла об изобразительных элементах, проецируемых на сверхкороткое время. Глаз эти проекции практически не читает, но в подсознании они оказываются воспринятыми и переработанными. Как раздражители подсознательного уровня, сублиминальные элементы обходят и фильтры рассудка, и эмоциональные барьеры и становятся действенными лишь в подсознании. Художнику они дают единственную в своем роде возможность с помощью почти невидимых знаков и изображений вызывать у зрителя как конкретные зрительные образы, так и конкретные эмоции.
Сублиминальные художественные средства являются средствами совершенно новыми, открывающими доселе незнакомые пути воздействия и возможности формообразования. Переданная сублиминально изобразительная информация воспринимается не как готовое, законченное изображение, но складывается из воспоминаний и ожиданий зрителя, приведенных в действие подсознательным возбудителем. В своих работах Досси успешно использует пиктограммы, производные от автоматических рисунков: происходя из сферы бессознательного, они в качестве сублиминальной проекции легко находят туда обратный путь.
В конце встречи художник рассчитывает вызвать аудиторию на дискуссию.

Вход на встречи с художником Уго Досси свободный.

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) - Москва, 123242, Зоологическая, 13. - Тел. (+7 495) 254-0674; 254-8492; www.ncca.ru
National Centre for Contemporary Arts (NCCA), Russia - Moscow, 123242, Zoologicheskaya, 13. - Tel. (+7 495) 254-0674; 254-8492; www.ncca.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.news.nccanews
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное