Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости и Анонсы ГЦСИ

  Все выпуски  

Новости и Анонсы ГЦСИ - ЯКОВ ЧЕРНИХОВ И ЛЕОНИД ЛАММ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Государственный Центр современного искусства
представляют:

ЯКОВ ЧЕРНИХОВ И ЛЕОНИД ЛАММ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД ПРОСТРАНСТВА


В рамках фестиваля искусств «Рукописи не горят»

Вернисаж - 1 декабря 2005 в 18.00

Выставка на мансарде ГЦСИ посвящена проблеме поиска современным искусством универсальных композиционно-пространственных структур, позволяющих емко выражать самый широкий спектр образов и идей, от социо-культурных до чисто эстетических. Созданные прославленным отечественным архитектором-художником Яковом Черниховым в 1930–40-е годы графические листы соседствуют с работами его ученика Леонида Ламма. В 2003–2005 годах Ламм сделал свои ранние композиции, выполненные под непосредственным влиянием теоретических идей Чернихова, основой компьютерных визуальных систем. Из сопоставления работ учителя и ученика рождается диалог между художественными стилями, художественными сознаниями и технологиями.

Яков Чернихов (1889–1951) – одна из самых поразительных и ярких творческих фигур советской архитектуры первой половины ХХ века. Включившийся в движение конструктивизма во второй половине 1920-х годов, Чернихов стал знаменит своими книгами архитектурных фантазий: «Основы современной архитектуры» (1929–1930), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933). «Умение фантазировать и претворять образы фантазии в видимые начертания есть первая основа новой архитектуры», – утверждал Чернихов. Его фантазии были утопичны, но именно из их утопической универсальности выросло многое из того, что существует сегодня в мировой архитектурной практике.
Своеобразие архитектурно-графического языка Чернихова во многом питалось глубоким увлечением проблемами орнамента и ритма («ритмы старше образов – и в сознании, и в искусстве») и поразительным мастерством во владении всеми известными видами графической техники. Архитектор был уверен, что в новый век графика станет вторым языком цивилизации, и потому необходимо не только знать его, но и свободно владеть им, уметь выражать с его помощью мысли и возникающие представления, конструировать и компоновать новые формы. Отдавая много времени и сил преподавательской деятельности, Чернихов учил своих студентов не копировать то или иное построение, а, постигая внутреннюю логику, компоновать его. «Мне удалось доказать, что графической грамотности можно также научиться, как можно человеку вообще стать грамотным, » – писал архитектор. От работ по созданию обучающих «Энциклопедии геометрического черчения», «Методов изображения», курсов по «Проекционному черчению» и т.п. Чернихов пришел к циклу, основанному на возможностях чисто формальной структурной комбинаторики. Его название – «Аристография» – можно перевести с греческого как «Изображение лучшего».
Преподавательская деятельность архитектора продолжалась и после того, как был разгромлен конструктивизм, Чернихов подвергся жесткой критике, его книги были изъяты из библиотек, а уже склишированные труды так и не увидели свет. Одним из учеников, захваченных идеями архитектуры будущего, о которой с таким увлечением умел говорить Яков Чернихов, был Леонид Ламм.

Леонид Ламм (р. 1928) усваивает и развивает принципы проектирования своего учителя уже не в границах утопической мысли. Визуальная система Чернихова, ее методы потенциально содержали в себе виртуальные модели, реализация которых стала возможна с появлением компьютерных технологий. Именно превращение потенциальной виртуальности черниховской архитектуры в конкретную виртуальность компьютерной образности – тема работ Леонида Ламма 2003–2005 годов.

В составе выставки – более 40 произведений Якова Чернихова и примерно такое же число воспроизведений компьютерных визуальных систем Леонида Ламма, основанных на проективной геометрии учителя, а также видеоматериалы, компьютерные проекты Л.Ламма, издания знаменитых архитектурных фантазий Я.Чернихова.

Выставка «ЯКОВ ЧЕРНИХОВ И ЛЕОНИД ЛАММ. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД ПРОСТРАНСТВА» проходит в рамках фестиваля искусств «РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ», приуроченного к 65-летию романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Фестиваль, организованный по инициативе телеканала «Россия», проводится в Москве с 9 по 31 декабря 2005 года.

Куратор - Виталий Пацюков
Выставка открыта со 2 по 25 декабря 2005 года
Зоологическая ул., д. 13, строение 1 (Мансарда)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) - Москва, 123242, Зоологическая, 13. - Тел. (7-095) 254-0674; 254-8492; www.ncca.ru
National Centre for Contemporary Arts (NCCA), Russia - Moscow, 123242, Zoologicheskaya, 13. - Tel. (7-095) 254-0674; 254-8492; www.ncca.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.news.nccanews
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное