Продолжаем изучение книги Александра Александровича
Васильева «Красота в изгнании»
ГЛАВА 1
РУССКИЕ СЕЗОНЫ И МОДА
Сюжет «Шахерезады»
оказал влияние на мораль и нравы того времени. Сладострастные утехи полуобнаженных
одалисок с черными мускулистыми полуголыми рабами на подушках дворца казались шокирующими
и манящими одновременно. Михаил Фокин
первым из
хореографов привнес на сцену элемент чистой сексуальности, тем самым
раскрепостив взгляды женщин и мужчин на эту сферу жизни. Нарушение табу вызвало
гнев
критиков-моралистов.
Бакста объявили
эротическим маньяком, а Русский балет Дягилева — дегенеративным предприятием...
Скандальная слава «Шахерезады» лишь способствовала успеху, публика
ломилась на
представления. Все ожидали увидеть на сцене неописуемые гаремные оргии.
Краски и цветовые
сочетания костюмов и декораций, созданных Львом Бакстом, оказали огромное
влияние на моду XX века. На сцене сошлись, казалось бы, несочетаемые цвета:
лиловый с синим, желтый с красным, зеленый с оранжевым. Подобные контрасты шли
вразрез с представлением о прекрасном, которое долгое время внушалось цивилизованному
миру художниками ар нуво. Лишь сочетания блекло-розового с нежно-сиреневым, водянисто-голубого
с фисташково-зеленым считались хорошим тоном. Яркость красок Русского балета
Дягилева заставила посмотреть на мир сквозь призму других цветовых ощущений,
полюбить цвет в его первозданном виде. Например, сочетание оранжевого с
зеленым, предложенное Бакстом, было принято с восторгом и привилось надолго.
Перекочевав со сцены Русского балета в мир моды и убранство интерьеров, оно было
чрезвычайно популярным в 20-е годы.
Другие постановки
труппы Дягилева в сезоне 1910 года — балеты «Жизель» с Нижинским и Карсавиной,
«Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского и дивертисмент «Ориенталии» вызвали
неоднозначную реакцию. Романтический балет «Жизель» многим показался
старомодным, а «Жар-птица» в декорациях Александра Головина и костюмах Бакста
восхитила.
Как бы то ни было, русский балет после двух триумфальных
сезонов стал неотъемлемой частью художественной жизни Парижа.
Постановки последующих лет — «Петрушка», «Видение розы», «Нарцисс»,
«Синий бог», «Лебединое озеро», «Тамар» и «Послеполуденный отдых фавна» — были
вехами в истории европейской культуры. Передавая впечатления многих
современников, французский писатель Луи Жилле отмечал: «Это было событие,
неожиданность, порыв бури, своего рода потрясение. "Шахерезада",
"Князь Игорь", "Жар-птица", "Лебединое озеро", "Видение
розы". Одним словом, я могу без преувеличения сказать, что моя жизнь
делится на две части: до и после русских балетов. Все наши идеи, наши
представления преобразились. Завеса упала с глаз».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.