Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Человек без границ"

  Все выпуски  

Человек без границ. Самое интересное в культуре и науке.


   "ЧЕЛОВЕК БЕЗ ГРАНИЦ":    чем выше поднимаешься, тем дальше видишь
bez-granic.ru
Сайт "Человек без границ" - Чем выше поднимаешься, тем дальше видишь

Скачать пилотный номер в формате .pdf (2,5 Мб.)Пилотный номер
    НОВЫЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ

> о современных научных исследованиях
> о тайнах природы
> о человеческих взаимоотношениях
> о философии и психологии.
> о загадках истории
> о людях, чьи имена были несправедливо забыты
> о людях, создавших самих себя и изменивших мир к лучшему

НО, САМОЕ ГЛАВНОЕ, О ЧЕЛОВЕКЕ И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ
ПОНЯТЬ СЕБЯ, ОТКРЫТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ.
  Актуальные Nовости
  Наука

Выявлена связь между языковым и биологическим разнообразием.
Как считают ученые, более половины из 7 тыс. языков находятся под угрозой исчезновения и многие из них могут навсегда выйти из обращения в следующем столетии. Однако исследование, проведенное неправительственной организацией Terralingua, показало, что лингвистическая программа может также способствовать сохранению многих видов растений и животных. (подробнее...)

Вблизи Донецка обнаружен аналог Стоунхенджа.
Ученые Донецкого краеведческого музея, исследующие артефакты индоарийской культуры, обнаружили сразу три прекрасно сохранившихся погребения в окрестностях Константиновки (2 детских и одно, предположительно, женщины-воина), датируемые 22–19 вв. до н. э., сообщает газета “Провинция”. Погребения относятся к так называемой “катакомбной” культуре. (подробнее...)

"Вояджер 1" продолжает углубляться в неизвестность.
Автоматическая исследовательская станция НАСА "Вояджер 1" (Voyager 1), запущенная три десятка лет назад и в настоящее время уходящая из Солнечной системы в межзвездное пространство, преодолела рубеж в 100 астрономических единиц. (подробнее...)

Планет Солнечной системы станет больше.
Количество планет, вращающихся вокруг Солнца, может возрасти до 12, и это - не предел, считают астрономы, решившие перекроить Солнечную систему. (подробнее...)

Полярная прародина древних ариев: неожиданное подтверждение.
Результаты нового исследования показывают, что в прошлом температура вод Северного Ледовитого океана составляла около 23 градусов Цельсия, что противоречит всем существующим климатическим моделям, но зато странно согласуется с описанной в Ведах полярной прародиной древних ариев. (подробнее...)

  Культура и Общество

Ученые обнаружили "ген эволюции", превративший обезьяну в человека.
Американские ученые обнаружили ген, сыгравший ключевую роль в эволюции обезьяны в человека. Несколько миллионов лет подряд определенная часть генома наших обезьяноподобных предков развивалась в 70 раз быстрее, чем их общий генетический код. (подробнее...)

Россиянин поможет сломавшему ногу, но заберет чужой кошелек.
Россиянин готов помочь ближнему, сломавшему ногу, и не верит, что ему вернут утерянный кошелек с деньгами, свидетельствует опрос, проведенный ВЦИОМ. А готовность верить деловым партнерам на слово прямо пропорциональна достатку. (подробнее...)

Познакомьтесь с самым умным человеком в мире.
Он, может быть, самый умный человек на планете: загадочный и любящий одиночество гений, потрясший академический мир своим заявлением о том, что решил одну из труднейших математических задач. Намекают, что он получит математический эквивалент Нобелевской премии за свою работу о вероятных формах Вселенной. Но множатся слухи, что блестящий российский математик презрительно отвергнет самую высокую награду, какую могут получить его коллеги. (подробнее...)

Всемирный день леворуких. Налево пойдешь - гением будешь?
Человеку даны две руки, левая и правая. По сложившемуся в обществе стереотипу, тот, кто лучше владеет правой рукой - прав, и это подчеркивается даже в языке. Например, в русском: правый, правда, право, справедливый, правильный; в английское right и для "правильный", и для "правый"; французское droit также обозначает оба понятия; в немецком recht и richtig - однокоренные. (подробнее...)

Вышел в свет августовский номер журнала "ЧЕЛОВЕК БЕЗ ГРАНИЦ"
Содержание номера Вы можете посмотреть здесь >>>

Где купить новый номер Вы можете узнать здесь >>

Подписаться на электронную версию можно здесь
Информацию о подписке на бумажную версию Вы найдете здесь

  Статьи из нашего архива

Волшебная флейта. Тайна, открытая каждому

Дмитрий Зубов

"Но что меня радует больше всего - это немое одобрение!" - напишет Моцарт жене после первых представлений "Волшебной флейты". Даже громкие овации широкой публики не смогли заглушить тихой похвалы неведомых зрителей, чье мнение Моцарт ценил намного больше. Причиной тому, как полагают, была особая миссия "Волшебной флейты": хранить и передавать сквозь столетия тайну масонского ордена.

Либретто оперы написал товарищ Моцарта по масонской ложе Э. Шиканедер. В основу сюжета легли сказки К. М. Виланда «Лулу, или Волшебная флейта», «Лабиринт», «Умные мальчуганы»; либретто К. В. Хенслера к опере «Праздник солнца у браминов»; драма Т. Ф. фон Геблера «Тамос, царь египетский»; роман Ж. Террасона «Сетос».

О масонском ордене написано более 60 000 работ, и, казалось бы, все тайны уже давно известны. Кроме того, по мнению многих исследователей, тайны никогда никакой и не было. Во всяком случае, в ее обычном понимании: свое членство в ордене никто не скрывал, доступ в ложи был открыт почти для всех, документы общества не раз публиковали сами масоны.

И все же тайна существовала. Хотя правильнее назвать ее не тайной, а таинством…

Таинством рождения "нового человека", таинством обретения души через познание истины, через встречу с самим собой. Такую тайну невозможно раскрыть кому бы то ни было; ее невозможно да и не нужно скрывать. Тайник, хранящий ее, расположен не где-то в загадочных кладовых масонской ложи, он совсем рядом - в сердце каждого человека. Разгадывание ее - это путь, порой равный жизни, поскольку истинные тайны масонов - те, которые человек "сам должен научиться узнавать постепенно, разбирая символы по слогам, по буквам". Принудить его к этому нельзя, можно только помочь встать на путь, дать верное направление.

Секрет «Волшебной флейты» не в словах или репликах героев и не в символическом описании масонских церемоний и ритуалов (такие описания в опере, безусловно, есть, и внимательный зритель легко их находит), а в способности обращать человека к поиску сути вещей.

Сцена из оперы

Масонство оказало значительное влияние на литературу Нового времени. Среди произведений, отмеченных масонскими идеями: «Натан Мудрый» Лессинга, «Скиталец» фон Мейерна, «Годы учений и годы странствий Вильгельма Мейстера» Гете, «Волшебная гора» Томаса Манна.

И не важно, идет ли речь о законах природы или о законах внутреннего мира самого ищущего. «Лишь бы основной массе зрителей доставило удовольствие очевидное, а от посвященных не укроется высший смысл», — сказал о «Волшебной флейте» Гете. «Основную массу зрителей» отличает от «посвященных» лишь степень внутренней зрелости. Она выражается в готовности угадывать в шедевре Моцарта «высший смысл» происходящего и в способности постигать Тайну собственного сердца, что одно и то же.

И неудивительно, что «Волшебная флейта» вызывала и вызывает столько жарких споров. Кто-то видит в ней историю великой любви, преодолевающей все трудности и препоны; кто-то — красивую сказку со счастливым концом о кознях злой волшебницы и забавных приключениях героев; кто-то усматривает в ней социальную сатиру, в которой масонство (Зарастро) вступает в битву с церковью (Царица Ночи) за души простого народа (Памина)… А кто-то узнает в ней вечную философскую притчу, на языке символов повествующую о пути человека в этом мире… И каждый по-своему прав.

Только не стоит ограничиваться уже найденным: пытливый взор всегда отыщет в этой истории гораздо больше, чем находил до сих пор, и даже больше, чем искал…

Декорации к "Волшебной флейте"
Египетские декорации — часть общего замысла «Волшебной флейты». Тайные знания египетских жрецов — один из источников масонского учения.

Попробуем дать свою трактовку «Волшебной флейты». Это не «истина в последней инстанции» — это всего лишь еще одна попытка постичь великую Тайну. Ту Тайну, которая очень точно записана масонскими символами и передана волшебной музыкой Моцарта.

При беглом знакомстве с сюжетом возникает желание поделить всех героев оперы на пары «положительный - отрицательный». Например, противопоставить благородного и смелого Тамино болтуну и врунишке Папагено. Или увидеть во главе враждебных друг другу сил мудреца Зарастро и коварную Царицу Ночи. Или сравнить сюжетные линии, повествующие о Трех Дамах — прислужницах Царицы, похожих на злых фей из сказок, и о Трех Гениях ангельского вида, посланниках Храма. Но такой черно-белый взгляд заводит в тупик, когда требуется объяснить некоторые парадоксы сюжета.

К примеру, Царица Ночи плетет заговоры против сил Света, но при этом она же оказывается матерью Памины — прекрасной, чистой, доброй девушки, возлюбленной принца Тамино. Волшебная флейта — чудесный инструмент, ведущий и оберегающий Тамино в его испытаниях, тоже, похоже, ее дар. Да и одну из самых прекрасных арий (ария Царицы Ночи) Моцарт не случайно вкладывает в уста этой якобы злой волшебницы. Три Дамы ведут себя под стать хозяйке: спасают главного героя от дракона, который его преследует, «лечат» Папагено от лжи, помогают Трем Гениям устроить судьбу принца. Верховный жрец Зарастро, воплощение образа идеального владыки, тем не менее совершает жестокую расправу над мавром Моностатосом, не замечая его попыток оправдать себя.

Удивляет и то, что стражи Храма силой, против его воли, заставляют Папагено проходить испытания вместе с Тамино, хотя первый и уверяет их в полном безразличии к высоким целям и стремлениям, присущим принцу. Таких противоречий можно отыскать множество.

Но все они исчезают, лишь стоит посмотреть на действующих лиц «Волшебной флейты» не как на привычных персонажей оперного спектакля, а как на символические олицетворения разных граней человеческого характера, разных качеств человеческой души. Тогда мы увидим не сказочную историю, разыгрываемую на театральных подмостках, а персонажей нашего внутреннего мира, которые изо дня в день играют пьесу нашей внутренней жизни. Их голоса, часто заглушающие друг друга, порой звучат как стоны и вопли наших прихотей, капризов, желаний, а порой как пронзительный голос долга, разума, совести.

Кто же они, наши внутренние герои?

Тамино
Тамино

Тамино — олицетворение того, что мы привыкли называть нашим «Я», фокус нашего сознания, луч прожектора, скользящий по мыслям, эмоциям, мечтам и устремлениям. Тамино — наш «внутренний герой», его задача — совершить правильный выбор, когда нужно выбирать; сражаться, если ситуация требует сражения, быть начеку, не упускать из виду главное, когда жизнь втягивает в водоворот повседневности. В «Волшебной флейте» он предстает то смелым и решительным, то слабым и беззащитным. Его мысли исполнены благородства, но порой его терзают сомнения. Его сердцем владеет любовь, но находится там место и гневу, и жажде мщения. Все зависит от того, за кем он идет, чьи советы слушает, к чему стремится.

Папагено

Где-то в самых основаниях нашей сути мы обычно знаем, что нам делать, а чего не делать. Но иногда тот клоун, коего мы называем «Я», ведет себя таким отвлекающим образом, что мы не замечаем внутреннего голоса. Мария-Луиза фон Франс.

Папагено — обратная сторона Тамино, смешная и карикатурная копия принца, его «телесная» часть. Стремления Папагено приземлены, его мысли сосредоточены исключительно на материальных потребностях: «Я для себя не прошу ни мудрости, ни борьбы, — заявляет Папагено жрецу перед началом испытаний, — для меня достаточно спать, пить и есть; а если б я к тому имел еще подругу, то был бы совершенно доволен». Тамино и Папагено в спектакле неразлучны, как неразлучны в жизни требования тела и потребности души. Это закон природы, но сделать так, чтобы желания нашего внутреннего Папагено не стали препятствием для высших устремлений Тамино, можем только мы сами. Как с этим справляется Тамино, хорошо видно в сцене испытаний обоих героев.

Зарастро — Разум… Именно так, Разум с большой буквы, наш внутренний голос. Он хранит нас от ошибок, во всех ситуациях готов подсказать, как должно поступать. Правда, его советы не всегда хочется слышать и тем более им следовать — слишком сложно бывает человеку соответствовать требованиям «внутреннего Жреца». Но его роль, роль строгого учителя, неоценима: он дает Свет и Ясность нашему внутреннему миру, дает критерии добра и зла, правды и лжи. Он мудр, добр, но суров по отношению к невежеству, корысти и коварству. Эти низменные пороки символизирует в «Волшебной флейте» мавр Моностатос. Именно он захватил и удерживает в плену Памину — чистую, светлую Душу человека.

Памина — еще и хранительница Любви… «Но это необыкновенная любовь!» — утверждает Тамино. Она усыпает путь розами, она неустанно влечет за собой, к своему Дому — к небу, полному звезд; она озаряет жизнь вечным светом жертвенности и сострадания.

Царица Ночи
Царица Ночи

Памина и Тамино не разлучаются даже тогда, когда они физически далеко друг от друга. Таково волшебное свойство этого чувства… Поиски возлюбленной для каждого человека, по сути, — это поиски самого себя. Лишь обретая вторую половину, мы становимся целостными, соединяем в себе все лучшее и открываем двери в храм мудрости. Говоря герметическим языком (столь близким и понятным масонству), приходит время Алхимической свадьбы: человек обретает бессмертную душу и становится совершенным.

Чтобы подтвердить чистоту помыслов и верность принципам добра и справедливости, герои обязаны пройти ритуальные испытания четырех стихий. Но прежде нужно избавиться от страхов и сомнений, которые в таком множестве выпадают на долю влюбленной пары благодаря усердию великой испытательницы — Царицы Ночи. Из мрака бессознательного извлекает она все новые и новые искушения для героев.

Масонство — инициатическая традиция, и путь к Истине в нем лежит через обряд посвящения, через символическую смерть и воскрешение. «Кто в этом ужасном месте ищет мира и добра, кто борется с волнами, огнем и льдом и ужасы смерти победит, перед тем раскроются небеса и все тайны нашего божества», — объясняют испытуемым стражи подземелья. Чтобы родиться в новом качестве, знающим и мудрым, сначала нужно умереть для старых привычек и иллюзий (на этом основаны и ритуалы масонского посвящения). «Пусть в сердце отвага пылает: тот победит, кто умереть умеет», — поет хор, провожая Памину и Тамино в дышащую пламенем пещеру.

И, наконец, еще один, может быть, самый важный персонаж оперы — сама волшебная флейта… Таинственный дар Богини Звезд, рождающий чарующие звуки… Зов Сердца… Голос Вечности… Именно они зовут человека в дорогу, именно они не дают уснуть, упасть или сбиться с пути: «…звуки эти защитят тебя и будут твоим путеводителем. Они помогут тебе угадывать желания души и сердца; они заставят забыть горе и страдания, и самая зачерствелая душа узнает любовь».

Похоже, и сам Моцарт был хорошо знаком с Волшебством сказочной Флейты. Ее звуки слышатся в его лучших творениях, приоткрывая всем двери великой Тайны.


Полный текст статьи находится на нашем сайте MANWB.ru

Обратная связь: admin@manwb.ru
Дорогие наши подписчики! В связи с летними отпусками в нашей рассылке будет перерыв до 11 августа. Просим извинить нас, и до скорой встречи в августе!

В избранное