Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Узнай больше об искусстве!

  Все выпуски  

Узнай больше об искусстве!


Приветствую всех моих подписчиков!

Сегодня вашему вниманию предлагаются 3 статьи. Имена искусствоведа Джона Рескина и художника Джона Миллеса тесно связаны между собой творческой и жизненной судьбой. Сегодня вы познакомитесь с этими именами, а в следующих выпусках мы обязательно продолжим разговор. 

 

 Джон Рескин – писатель, искусствовед, художник

 

Англичанин Джон Рескин, проживший долгую жизнь, оставил заметный след в британском искусстве. Писатель, искусствовед, художник. Он родился в семье, твердо соблюдавшую правила религиозного благочестия, что в значительной мере оказало влияние на его взгляды и последующую жизнь.portrait

Д. Рескину было суждено родиться в 1819;  королева Виктория родилась в этот же год ( и пережила его на год). Современник королевы, он стал символом эпохи ее правления огромной империей. Бурное развитие промышленности в XIX веке шло рука об руку с религиозной верой.

Отец Джона любил искусство и заботился о материальном обеспечении семьи. Он был совладельцем фирмы, импортирующей херес. Родители ничего не жалели для сына и с 13 лет Джон путешествовал вместе с семьей по странам Европы, жадно впитывая впечатления от увиденного.

Джон был талантливым рисовальщиком; его учителями стали английские художники К. Филдинг и Д. Хардинг. Рескина восхищала готическая архитектура и он выполняет множество архитектурных зарисовок.

7ee97660f248

 

 

 

 

 

 

 

 

 

800px-La_Merveille_Mont_St_Michel_Ruskin

i (1)

 

 

 

 

 

 

 

Его интересы были разнообразными: в колледже Оксфордского университета Джон изучает геологию, пишет лирические поэмы, пробует себя в написании искусствоведческих статей. В 17 лет стал автором сочинения, в котором говорил о Тернере, как великом пейзажисте. Это был один из любимых его живописцев. Достигнув совершеннолетия (21 год), Д. Рескин получил от отца приличное содержание и они оба увлеклись собиранием картин Дж. Тернера (1775-1851). Рескин вернулся к своему ранее написанному сочинению об этом художнике и в 1843 появился первый (из пяти) том «Современные художники».

Искусство завладело всей его натурой. Уже без родителей, взяв лишь лакея, Джон Рескин совершил в 1845 году творческое путешествие в Италию. Останавливался в Пизе, Лукке, Флоренции и Венеции; наслаждался одиночеством и искусством.

 Джон Рескин - писатель, искусствовед, художник, испытал настоящий восторг от живописных полотен на религиозные сюжеты Якопо Тинторетто и Фра Анджелико. Свои впечатления Джон изложил во втором томе «Современных художников». Готическая архитектура по-прежнему привлекала его. В 1849 появился труд «Семь светильников архитектуры», который полностью соответствовал духу викторианской эпохи. Идеи, изложенные там, оставались актуальными не одно поколение. Готовя книгу «Камни Венеции», собирая для нее материал, он жил два года в этом городе, бродил по узким улочкам, восхищался каналами, дворцами и церквами, впитывал сам дух Венеции.

        Все увиденное  в путешествии Д. Рескин воплощал в свои картины.

120px-Coast_Scene_near_Dunbar96px-Trees_and_Rocks

516px-In_the_Pass_of_Killiecrankie

 

 

Вернувшись в Англию, Рескин по настоянию отца работает над третьим и четвертым томами «Современных художников». Однако его интересы к искусствознанию на некоторое время переместились в сферу социального преобразования. Д. Рескин считал, что необходимы реформы в образовании в области ремесел, выступал за всеобщую занятость и помощь инвалидам.

Стремясь к этой цели, он вел уроки рисования в Рабочем колледже Лондона, всерьез заинтересовался идеями Т. Карлейля, в Манчестере читал курс лекций по политической экономии искусства, вошедших позднее в книгу «Радость навеки».

 

 

Следует сказать о некоторых особенностях характера Рескина, его личности.78px-John_Ruskin_CDV_by_Elliott_&_Fry,_1867

Он ненавидел машинное производство, считая, что оно обезличивает не только сам труд, но и человека в труде. Приветствовал кустарное производство, ремесла. Материально независимый, получив большое наследство, он свои проекты стал осуществлять на практике. Основал Коммуну Святого Георгия, члены которой должны были сочетать ручной труд с молитвой и быть этому рады. Естественно, что как и всякий утопический проект, Коммуна просуществовала недолго.

Странное недовольство прогрессом проявилось даже в отношении к собственным сочинениям. Д. Рескин требовал для издания его трудов бумагу, изготовленную вручную и ручной станок, на котором эти труды печатались. Кроме того, книги нельзя было везти по железной дороге. Поэтому книгоиздательство Рескина было устроено в чистом поле; из средств передвижения использовалась подвода.

Этот странный англичанин ухитрялся приобретать себе одежду, изготовленную из полотна или сукна вручную. Конечно, это стоило огромных денег. Возникла мода дарить в качестве подарка на свадьбу рескинское полотно. Нежелание прогресса стало неожиданным образом блестящей рекламой для Джона: его баснословно дорогие книги приносили огромный ежегодный доход.

  Рассматривая личность Джона Рескина, особо следует сказать о его взаимоотношениях с Братством прерафаэлитов. Группа английских художников, отошедшая от официального академизма, создавала свои живописные полотна в собственной манере.

Их произведения поражают новизной как в раскрытии религиозных сюжетов, так и в технике написания. Публике непривычно было воспринимать их и критика беспощадно обрушивалась с резкими замечаниями на молодых мастеров. Джон Рескин активно выступил в их защиту.

К этому времени он достиг высокого признания как искусствовед, писатель, художник; с его мнением считались и его слово ценилось высоко. Усилиями Джона Рескина Братство было спасено.

Особое внимание он уделил Д. Миллесу, считая его наиболее талантливым из всех.

d160f2dfed62Миллес

Благодарный Джон Эверетт Миллес создал портрет своего покровителя. (продолжение в следующей статье).

 

 

377950_milles_djon_reskin

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 5-ом выпуске рассылки (от 15 августа) вы могли прочитать статью "Прерафаэлиты - кто они?" В новой, сегодняшней статье вы узнаете о Джоне Эверетте Миллесе, вдохновителе "Братства прерафаэлитов".

 

Джон Эверетт Миллес – глава викторианских бунтарей

 190px-Millais_-_Self-Portrait

В середине 19 века этот художник пользовался бешеной популярностью. Выставки его картин вызывали неизменный интерес зрителей; многочисленными тиражами расходились литографии с его полотен. Чтобы приобрести картины Миллеса, коллекционеры не стояли за ценой, а те, кто хотел заказать живописцу свой портрет, становились в очередь.

Как же все начиналось? Художник родился в графстве Хэмпшир, в Саутгемптоне. Семья была материально обеспеченной, что позволило Джону получить хорошее образование. Тяга к рисованию проявилась у мальчика с раннего детства и уже тогда он решил, что станет художником. Родители не возражали и всячески поддерживали сына в его начинаниях. Взлет к вершинам мастерства у Джона Миллеса был стремительным. Как известно, знаменитыми художниками не рождаются, ими становятся.

При Королевской академии художеств была Школа живописи и в 11 лет Джон стал ее учеником. За все время существования академии это был первый случай появления студента такого возраста. Учеба давалась легко. Через 6 лет он получил право выставить свою первую картину на серьезную историческую тему: «Захват Писарро верховного инки Перу». John_Everett_Millais_-_Pizarro_seizing_the_Inca_of_PeruПисарро берет

Восхищенные зрители не могли поверить, что автору многофигурной, сложной по композиции картине всего 17 лет.

Однако академические профессора восторгов не выражали и награду картина не получила, хотя в числе претендентов на нее была. Естественно, юноша был разочарован таким отношением к себе, но духом не пал и продолжал работать. Его упорство в достижении цели – заявить о себе – было отмечено уже через год. Д. Миллесу была вручена золотая медаль за картину на довольно сложную библейскую тему «Племя Бенджамина захватывает дочерей Шилоха». Критики отметили значительный рост мастерства молодого художника.

Полученная награда обрадовала Д. Миллеса и вдохновила на новые работы. Однако юношеский максимализм не давал ему покоя. За годы учебы ему надоела рутина, тот академизм и традиционный подход к живописи, который господствовал в стенах академии. Он считал, что живопись не развивается и зашла в тупик. Его мнение не было одиноким.

Друзья по учебе – молодые талантливые живописцы Уильям Хант и Данте Габриэль Россетти были солидарны с Миллесом. Всем им хотелось простора в решении живописных задач, новизны в изображении. Примкнувшие к ним еще несколько человек образовали в 1848 году «Братство прерафаэлитов»: 4 художника, 2 искусствоведа и один скульптор. Молодые бунтари желали изменить, преобразовать всю английскую живопись. Они считали британское искусство неискренним, надуманным, оторванным от жизни. За эталон они взяли художественный стиль эпохи, которая предшествовала творчеству великого Рафаэля, которого они считали академиком. Та далекая эпоха – 14-15 века стала для молодых бунтарей примером благочестивого, нравственно чистого художественного стиля.

Трое художников отлично дополняли друг друга: Уильям Хант был теоретиком, мыслителем;

Данте Россетти , 220px-Rossetti_selbstнемного эксцентичный, любил таинственность и загадки, его неуемная энергия заражала всех. Ну а Джон Эверетт Миллес - глава викторианских бунтарей  был заметнее всех, хотя и моложе. William Holman Hunt: Sir John Everett Millais,1853.

Техника его письма была настолько заметной, что выделяла его из всех живописцев.

Члены Братства начали со всей серьезностью изучать мастерство старых живописцев, копировать их произведения, чтобы понять манеру их живописи. Гораздо позднее У. Хант вспоминал: «Каждый из нас наперебой отмечал черту за чертой то наивное простодушие, что одушевляло художника и руководило его замыслами. Мы старались стремиться к подобной же простоте.»

Создавая собственные произведения, художники Братства не копировали слепо стиль старых мастеров, а старались воссоздать сам дух раннего Возрождения. Молодые мастера приняли решения подписывать свои картины тремя буквами: P. R. B. Собственно, это придумал Россетти. Эти загадочные буквы на полотнах художников волновали общественность.

Приближалась очередная академическая выставка. Джон Миллес первым из членов Братства подготовил картину, написанную по-новому.

Его «Изабелла» напоминала фресковую живопись. 800px-John_Everett_Millais_-_Isabella

Однако картина не произвела впечатления, на которое надеялись. Ни у критики, ни у зрителей интереса «Изабелла» не вызвала. Зато на следующий год разразился настоящий скандал. Его спровоцировало полотно Д. Миллеса «Христос в доме родителей». О картине резко отзывались все: зрители, критики, общественность и даже художники, не входившие в Братство.

800px-Sir_John_Everett_Millais_002

По общему мнению, библейскому сюжету на его картине не хватало нужной божественности и благообразия. Художника обвиняли в грубо упрощенной живописной манере, ненужном натурализме и чувственности изображенных персонажей. Особенно нападал Чарльз Диккенс. Ему не нравилось слишком буквальное изображение религиозного сюжета, непочтительное отношение к Святому Семейству.

Джон Миллес, конечно, был расстроен неудачей, но встретил резкие выпады критики с достоинством и продолжил писать картины в новой манере. Правда, религиозные сюжеты он оставил навсегда. Его последующие работы также вызывали споры и разногласия, но в то же время они были приняты с большим пониманием и сочувствием. «Марианна»,

467px-Millais_-_Mariana«Дочери дровосека», «Возвращение голубя в Ковчег».

1852 год стал для Миллеса переломным. Его творчество стали признавать и критика отнеслась благожелательно к «Гугеноту» на выставке. 25D55221-0419-4E7B-85EA-2FB2337E692F

 

А через некоторое время весь художественный мир Лондона потрясла «Офелия».

 

78836217_large_JohnEverettMillaisOphelia

Джон Эверетт Миллес - глава викторианских бунтарей познал славу. Полотно, сделавшее художника знаменитым, вызвало восторги критиков и зрителей, которых так долго ждал автор. (продолжение следует).

 

 3-я статья посвящена художнику, чье творчество резко отличается от привычных нашему глазу картин. Его имя - Лайл Мотли. Американец, наш современник. Удивителен способ создания его картин; из статьи вы узнаете об этом, а также посмотрите галерею произведений Л. Мотли. 

 

pic (14)  Лайл Мотли...Его картины восхищают и очаровывают. Чем он только не занимался в своей жизни! Родившись в США (штат Колорадо), молодой американец сначала увлекся скульптурой и керамикой. Затем его потянуло заняться музыкальной деятельностью. Лайл Мотли сам сочинял и исполнял собственную музыку, попутно занимаясь делами издательства, иллюстрируя книги.

В 2006 году он оставил коммерческую деятельность и целиком перешел на создание картин. Именно создание, которое заключается вот в чем. Лайл использует изогнутые стальные прутья, покрывает их бронзой; Пространство внутри прутьев художник наполняет вырезанными панелями подходящего размера и расписывает всю композицию масляными красками. Картина готова!

Лайл Мотли - известный в Америке художник. Его необычные композиции заслуженно популярны. Выставки состоялись в Лос-Анджелесе, Чикаго, других городах США. Написанные яркими красками картины вызывают только позитивные чувства. Милые, добрые, очаровательные лица, поражающие своей какой-то наивной чистотой...Смотришь на них и хочется разгадать смысл, заложенный художником. Нарочитая ассиметрия придает необыкновенный шарм и в то же время глубину замысла художника.  На некоторых картинах у героев закрыты глаза, они полностью погружены в себя...pic (16) Дождь    pic (15)

Незавершенность

 

 

pic (20) Стать другим

pic (23)

Воздушная телеграмма

 

 

pic (25)      Желание увидеть

pic (26)

Фонарик

 

 

pic (28) Муза

pic (30)

Бумажные крылья

 

pic (17)  Композиция для арфы и виолончели

pic (19)Покрывало

 

pic (24)         pic (27)Центр ножниц

 

 

pic (29)Из этого

pic (21)

  Хороши картины, правда? Какая-то наивность, незащищенность героев чувствуется в них. "Композиция для арфы и виолончели" - так и хочется услышать, что же за музыку играют эти двое? Или девушка, которая вяжет, а думает о чем-то своем ("Незавершенность"). Почему картина так называется? У каждого из нас при просмотре могут быть, конечно, собственные ассоциации.

 

Если вам нравится почтовая рассылка "Узнай больше об искусстве!" приглашайте своих друзей и знакомых подписаться. Вас ждет множество интересных материалов! Введите в поисковую строку http://shchiptsova.ru и на сайте нажимайте ОК на прямоугольник справа внизу. 


В избранное