Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культурный мир. Последние новости Чем славен клипер Катти Сарк?


Информационная рассылка Культурный мир

Была ли эпоха Возрождения в России?

Этот вопрос отнюдь не академический, тем более в Академии наук или в художественных и гуманитарных вузах РФ вряд ли на него ответят, не заглянув в интернет. Если уже заглянули, самые продвинутые студенты и профессора уже знают ответ.

При этом следует сразу заметить, речь не идет о «ренессансе» с маленькой буквы, то есть о ренессансе страхования, туризма, религий и т.п., об отелях и фирмах по выращиванию гладиолусов и изготовлению перил и оград с названиями «ренессанс». Возрождение частного предпринимательства, равно проституции и преступности, целительства и шарлатанства в колоссальных масштабах никак не назовешь Ренессансом, скорее его обратной стороной, проступившей на фоне закатных явлений.

И вообще, что такое Ренессанс? Не знаю, кто как, я еще со школьных лет имел какое-то представление об эпохе Возрождения в Италии, о величайшем расцвете искусств и мысли, и мне всегда казалось странно, что в отношении России ничего подобного не говорят, толкуют больше об ее отсталости и заимствованиях со времен Петра I - от европейских фасонов одежды до художественных направлений. Все взято оттуда, мол, и плохо приспособлено к условиям русской жизни.

Между тем именно через русский язык и русскую литературу, с изучением еще в школе истории Древнего мира, Древней Греции и Рима, стало быть, и греческой мифологии, я получил предсталение о том, что ни одна цивилизация не развивалась без заимствований. Греки очень много взяли из древнейших цивилизаций Востока и особенно Египта; мифология и культура греческих государств легли в основу Римской империи и европейской цивилизации и культуры, с эпохой Возрождения классической древности в Италии в XIV-XVI веков.

Эпоха Возрождения в России в эти же столетия не вызрела, а могла бы вызреть, если бы, по словам Петра I, не были воспрепятствованы нашими предками проникновению греческой премудрости в пределы Руси. Царь-реформатор знал, где первоистоки европейской цивилизации и культуры, поэтому в его начинаниях изначально присутствовал ренессансный импульс, и он сам выступил как универсальный мастер. Таким образом, на вопрос «Была ли эпоха Возрождения в России?», я могу дать всесторонний ответ.

Самое удивительное, была да еще какая! И не менее парадоксально то, что многие до сих пор о том ничего не ведают и не хотят верить, привыкли считать, что в преобразованиях Петра Великого ничего хорошего не было, кроме заимствований и т.п. Между тем программа преобразований царя-реформатора, насквозь просветительская, еще до просветителей, по основным направлениям и, главное, по результатам в течение XVIII-XIX столетий явилась эпохой Возрождения в той же мере, как в Италии XV-XVI веков.

Основные признаки такого явления, как Ренессанс, - это развитие городской культуры, с переходом от Средневековья к Новому времени, как во Флоренции в ее Золотой век и в других городах раздробленной Италии, с сформированием нового миросозерцания, в отличие от средневекового, в котором доминировал Бог, с выделением в центр мира Человека, с открытием природы и классической древности.

Гуманизм - это не только один из основных признаков Ренессанса, а самая сущность Ренессанса, его философская основа, вместе с открытием античной эстетики, с сформированием эстетики Ренессанса, с преодолением эстетики иконописи, романского стиля и готики, одним словом, средневековой эстетики, что произошло лишь в Италии в чистом виде, с возрождением классического искусства. Поэтому Италия среди стран Западной Европы одна выступает как страна классического Ренессанса.

Второй страной классического Ренессанса явилась, - не падайте в обморок слабонервные, а тупоголовые могут сколько угодно фукать, профукав великое государство, - Россия. Петр I не окно прорубил в Европу, это всего лишь метафора, а открыл классическую древность, с устройством празднества в честь античной гостьи, с явлением в миросозерцании русских поэтов от Ломоносова до Пушкина богов Греции, с непосредственным соприкосновением с культурой Эллады, с зарождением новой русской литературы и с формированием национального литературного языка, как было и в Италии, с развитием архитектуры, живописи, музыки до высокой классики в Золотой век русской культуры.

Ренессанс в России - это не повторение западноевропейского, русская классическая литература выработала новый гуманизм, а носителем его выступила русская интеллигенция, с ее сочувствием народу, с идеей его просвещения и борьбы за его свободу. Ренессанс - это культурная революция, зачинателем которой выступил царь Петр, сам мастер на все руки, но меценатство царей и вельмож в условиях крепостной зависимости крестьян не вызывало ни у кого особого восторга, ренессансные явления в России не были узнаны и осмысленны в свое время, что сказалось трагически на судьбах первейших гениев.

Если бы в эпоху, какую мы называем пушкинской, было осознано, что это Золотой век русской поэзии и культуры, с утверждением классического стиля, как в Италии XV-XVI веков, то есть как Высокое Возрождение, то судьбы Пушкина и Лермонтова, Карла Брюллова и Ореста Кипренского, Михаила Глинки сложились бы иначе, стало быть, и России. Императору Николаю I не пришло бы в голову присвоить гениальному поэту придворный чин камер-юнкера, как в насмешку, что прекрасно понимал не только Пушкин, но и Геккерны видели его униженное положение при дворе. Трагическая судьба Пушкина повторится в судьбе Лермонтова.

И все же блистательное развитие русской классической литературы продолжается, с достижением мировых вершин в творчестве Гоголя, Льва Толстого, Тургенева, Достоевского, Островского, Чехова. С завершением дворянского периода истории Российской империи на сцену выходят разночинная интеллигенция и купечество, и эпоха XIX-XX столетий, эпоха модерна, напоминает Флоренцию или Венецию времени заката эпохи Возрождения в Италии.

Есть книга «Ренессанс в России» (2002). В последние годы ее усиленно читают в интернете, и таких запросов: «Была ли эпоха Возрождения в России» приходит все меньше. Ренессанс в странах Западной Европы, даже в Италии, проходил в условиях жесточайшей феодально-церковной реакции, не говоря об инквизиции, что повлияло и на классический стиль, в основе которой присутствовали классицизм и барокко (результат воздействия библейской мифологии), с выделением последнего, впавшего в мистицизм, на закате эпохи Возрождения в Италии, но в Испании, в Англии барокко явилось эстетикой Ренессанса, особенно в развитии театра.

Поэтому нет ничего странного в том, что Ренессанс в России начинается с барокко, но без тени смятенья и мистицизма, а праздничное, поскольку ренессансные явления шли по восходящей линии, с переходом к классицизму, а затем к ренессансной классике Пушкина, Карла Росси, Кипренского, Карла Брюллова, Михаила Глинки в Золотой век Санкт-Петербурга.

Зарождение, развитие и величайшие достижения русского искусства не были осмыслены как ренессансные явления, в частности, из-за односторонностей западничества и славянофильства, с их постоянным самоуничижением и юродством, что ныне доведено до разрушения Российского государства. Не пора ли опомниться?

Нет, не только не поняты ренессансные явления русской истории и искусства, умудрились отвернуться и всячески оклеветать Великую Октябрьскую социалистическую революцию, открывшую новую веху в истории человечества, и это тогда, когда социализм как социально-экономическая формация уже отчетливо проступает в развитых странах и становится путеводной звездой в странах третьего мира.

Выбор 90-х годов был неверен и преступен. Кто от великого отказывается, тот впадает в ничтожество, вот что ныне представляет РФ. Руины сверхдержавы, которая возрастала в своем могуществе в течение трех веков Русского Ренессанса и определяла ход мировой истории - с разгромом армии шведского короля Карла XII, перед которым дрожала вся Европа, с разгромом наполеоновских войск, с распадом четырех монархий в итоге Первой мировой войны, благодаря революции в России, с разгромом фашизма во Второй мировой войне, - чьи же это достижения? Европы?

Нет, России, страны, пребывавшей в условиях всплеска Ренессанса, а социальная и культурная революции в СССР были лишь его звеньями, ибо Ренессанс и есть величайшая культурная революция, с установлением нового миросозерцания и с построением нового мира. Все это закончилось распадом СССР. А вы знаете, как закончилась эпоха Возрождения в странах Европы? Торжеством инквизиции, всеобщим обращением, религиозными войнами и революциями в Голландии и в Англии, - с новым пробуждением Европы в век Просвещения..

Эпохи расцвета, как было и в Афинах V-IV веков до н.э., к сожалению, сменяются упадком, утратой свободы и независимости. Но высшие достижения искусства и мысли остаются, составляя основу национальной культуры народов и стран. У нас есть неоцененное наследство, которое важно не только для нас, россиян, а для всего человечества. Нравственное убожество Запада воцарилось ныне и в РФ. Для нас это вопиющая нелепость. С осознанием этого Россия воспрянет от дурного сна либерализма и антисоветизма и обретет вновь себя. Если уже не поздно.

По материалам: Newsland.ru

Читать дальше...

Всем шампанского!

Понятие бизнес-леди появилось недавно. Между тем, предприимчивая женщина во все времена находила себе занятие по душе, ведь, как и любой другой, талант делать деньги даже из воздуха дается при рождении и не дает хозяину покоя. Вот и мадам Клико создала целую империю из... пузырьков.

Читать дальше...

Гай Ричи снимет фильм о короле Артуре

Кинокомпания Warner Bros. запускает в производство фильм, посвященный легендарному королю Артуру. Как сообщает издание Variety, режиссером проекта станет Гай Ричи, который поставит картину по собственному сценарию, написанному в соавторстве с Джоном Ходжем (John Hodge).

Утверждается, что в основе проекта будет произведение Томаса Мэлори "Смерть Артура", написанное в конце XV века. В нем рассказывается о короле бриттов, который в VI веке нашей эры смог отразить нападение вторгшихся на территорию современной Англии саксов.

Считается, что Мэлори собрал воедино кельтские сказания, многочисленные легенды и романы о короле Артуре и "рыцарях Круглого стола" и, переработав их, создал свои романы-компиляции, отражавшие настроения своего времени.

Читать дальше...

Сережки для технофанаток

Девушки бывают разными. Одни девушки не представляют себе жизнь без дорогущих подарков стоимостью в десятки тысяч долларов, а другие готовы отдать душу и сердце человеку, подарившему им сережки с bluetooth-гарнитурой или даже сережки в виде компьютерных чипов. Главное ведь – любовь.

Сережки для технофанаток

Каждый мужчина-техногик мечтает о том, что ему в жизни встретится женщина, которая, как и он, ловит кайф от всяческих плат, чипов, светодиодов. И именно для того, чтобы такие мужчины дарили таким женщинами подарки, и созданы эти сережки в виде компьютерных чипов.

Читать дальше...

Чем славен клипер Катти Сарк?

Да, в 1870 году время для парусников, пусть даже и очень быстрых, заканчивалось. Но именно в этом году в шотландском городке Дамбартон (Dumbarton) на воду был спущен еще один чайный клипер под названием Катти Сарк. Владелец клипера, Джон Уиллис (John Willis), был горячим поклонником парусного флота. Настолько горячим, что когда ему удалось перекупить у Ост-Индской компании пароход Пенджаб, он снял с него паровой двигатель, поставил паруса, несколько удлинил корпус и превратил в клипер Твид.

Судно выглядело массивным, но ход у него был очень хорошим. Поэтому Джон Уиллис требовал скопировать корпус нового корабля с корпуса Твида, надеясь что благодаря этому мореходные качества нового клипера будут превосходными. Тем более, что конструктивно корабль находился на высшем уровне тогдашнего парусного кораблестроения. Остов у него был чугунный, обшивка ниже ватерлинии из специального сплава меди и цинка, который предохранял днище корабля от зарастания ракушками. Выше ватерлинии борта обшивали досками из тика и вяза. Эти древесные породы не гниют в морской воде.

Читать дальше...

Бесплатная электронная библиотека. Скачать книги.


В избранное