Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Афиша мероприятий Еврейского агентства в России


Информационный Канал Subscribe.Ru

Афиша Еврейского Агентства в России
www.ear-org.ru


25 августа — 18 сентября 2003 г.

Архитектура FUTURE CONTINUOUS

Авторы: профессор Михаэль Бурт, архитектор Давид Яннай

Совместно с Государственным музеем архитектуры им. Щусева
При поддержке Джойнта
Под эгидой посольства Государства Израиль

Парадоксально, но слова "модернизм" и "футуризм" звучат сейчас для нас ностальгически, смутно вызывая в памяти то ли двадцатые, то ли шестидесятые годы.

Шестидесятые, пожалуй, были последней революционной эпохой в культуре. В частности, они были последним всплеском футуристического и даже утопического мышления в архитектуре, связанного с поиском принципиально новых форм организации пространства, градостроительных концепций, конструктивных решений и пластического языка. Потом были только всяческие post-, что чаще означало contr-.

В нашу декадентскую эпоху архитектура, оставшаяся в русле поиска и продолжающая ставить серьёзные задачи, стала редкостью.

Михаэль Бурт и Давид Яннай сформировались как архитекторы в те самые шестидесятые в контексте, включавшем "шагающие города" "Архигрэма", высокоплотные мегаструктуры Паоло Солери, модулярные растущие сооружения японских метаболистов и тентовые конструкции Отто Фрая.

Архитектор в шестидесятые — был больше, чем архитектор. Процесс решения новых задач неизбежно вёл к изучению дисциплин, на первый взгляд, не архитектурных. Конечно, архитектура всегда была предметом междисциплинарным, граничившим с совершенно различными областями, но именно в шестидесятые годы эти размытые границы оказались в центре внимания и подарили ей новое содержание.

Михаэль Бурт начал свой путь в архитектуре в 1963 году — тогда он закончил хайфский Технион и выиграл международный конкурс на серию мостов через реку Яркон. В 1968 году он защитил магистерскую диссертацию на тему "Геометрические тела и системы, обладающими криволинейными поверхностями и их использование в архитектуре" (ему сразу же была присуждена докторская степень — редкий случай в истории Техниона). Эта работа и дальнейшие морфологические исследования стали основой для проектирования пространственных сооружений — подводного комплекса "Aquaville", представлявшего Израиль на Биеннале в Париже в 1969 году, разнообразных мембранных конструкций, например, перекрытия части здания архитектурного факультета Техниона, проектов пространственных структур для стадионов и аэропортов. Бурт — автор 11 международных патентов, лауреат премии "PIONEERS AWARD", присуждаемой международной ассоциацией проектировщиков пространственных конструкций.

Вторая тема Михаэля Бурта — градостроительство. Эта тема, надо сказать, нередко тесно смыкается с первой — например, в проектах многофункциональных домов-мостов, перекинутых между крутыми холмами Хайфы.

Один из самых крупных градостроительных проектов Бурта — "Синяя Аллея Страны", представляет собой систему искусственных островов вдоль средиземноморского побережья Израиля, позволяющая разместить до 2-х миллионов человек. Это решает важную задачу в условиях большой плотности и быстрого роста населения. Прибережная зона всегда привлекательна и цены на жилье около моря очень высоки. Увеличение береговой линии может дать импульс развитию туризма и спорта. Разумеется, также потребуется значительное развитие транспорта — наземного, водного и воздушного. Качество жизни в такой футуристической "Венеции" можно только себе представить!

Для возведения таких островов (с учетом того обстоятельства, что в Израиле имеется дефицит природных материалов) было предложено три варианта — губчатые волнорезы (представляющие собой бетонные пустотелые модулярные структуры, которые пропускают воду через себя), плавучие платформы-контейнеры и, наконец, здания-мосты.

Другой "морской" проект Бурта в 1990 г. занял первое место на международном конкурсе на проект водного парка в Японии. Он носил название "Nagisa — how to live in harmony with the sea" ("Нагиса — как жить в гармонии с морем").

Давид Яннай также принадлежит к новому поколению архитекторов шестидесятых. Один из его первых осуществлённых проектов — Институт океанографии. Здание построено на основе квадратной модульной сетки, формирующей основные объёмы. Эти объёмы создают градостроительную ситуацию в минимальном масштабе, открываясь приглашающим двором в сторону улицы и города, а над морем нависают, как нос корабля. Открытые внутренние лестницы и галереи организуют бесконечное движение, подобное ленте Мёбиуса.

Здание "Дома солдата" в Хайфе (реабилитационный и культурный центр для инвалидов войн) — на вид еще более "геометрично". Ажурные белые соты, спускающиеся с горы. Математическое барокко. Каждая из стальных рам — либо пол, либо стена, либо потолок.

На протяжении всего своего пути Давид Яннай участвовал во множестве архитектурных конкурсов — израильских и международных, в том числе, на проект комплекса правительственных зданий в Берлине (1992), Никосийского Университета (1998), библиотеки и культурного центра в Хайфе (1999) и многих других.

Каждая из его работ вырастает из определенной математической идеи, определяющей модуль, ритм, объёмно-пространственную композицию и создающей, в итоге, свой пластический язык.

Интересно, что Яннай фактически первым в Израиле стал проектировать (именно проектировать) с помощью компьютера, найдя в нём самый подходящий инструмент для выражения своей мысли. Его подачи подчёркнуто "компьютерны", лишены какого-либо "живого" антуража, и на них архитектура пребывает в мире идей, еще не оскверненной прикосновением реальности.

Не случайным было и обращение Янная к генерирующим структурам, как к источнику архитектурного вдохновения. Совместно с архитектором Гади Полити им была разработана теория, названная "GENETIC FORM GENERATORS AND COMMON DENOMINATORS ORGANIZED TO FORM ARCHITECTURE".

Начав свой путь в революционные шестидесятые, пройдя без ущерба через неоклассические обольщения восьмидесятых, Яннай и сегодня очень актуален — даже на фоне новаторских поисков пластики, которыми заняты многие современные архитекторы.

Соня Чернякова

Мы ждем вас в Государственном музее архитектуры им. Щусева
с 25 августа по 18 сентября 2003 г.
ул. Воздвиженка, д.5
Справки по телефону: 291-21-09, 290-05-51



Дорогие друзья, напоминаем вам, что анонсы мероприятий Еврейского Агентства в России, а также других еврейских организаций Москвы вы всегда можете найти на сайте www.afisha.sohnut.ru.


Посетите наш сайт - www.ear-org.ru
Пишите нам на e-mail info@ear-org.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное