Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Афиша мероприятий Еврейского агентства в России


Информационный Канал Subscribe.Ru

Афиша Еврейского Агентства в России
www.ear-org.ru


30/09/2002
Творческий вечер Татьяны Бек

Дорогие друзья, Еврейское Агентство в России приглашает Вас на творческий вечер поэта Татьяны Бек и презентацию ее новой книги "Узор из трещин". В вечере принимают участие Евгений Рейн и Дмитрий Сухарев.

30 сентября 2002 г.; 19:00
Музей Марины Цветаевой
Адрес: Борисоглебский пер., дом 6



Центр иудаики и еврейской цивилизации ИСАА при МГУ
Еврейский Университет в Москве
при участии Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах "Сэфер"
и Центра Чейза по развитию иудаики на русском языке
Еврейского Университета в Иерусалиме
при участии Московского образовательного центра
еврейской и израильской культуры "Агнон"
при поддержке Американского еврейского объединенного распределительного комитета
и Еврейского Агентства в России

Приглашает Вас!

ОСЕННЯЯ ШКОЛА ПО ИУДАИКЕ, ноябрь 2002 г.

Мы рады сообщить Вам, что с 5 по 10 ноября 2002 г. под Москвой состоится очередная Осенняя школа по иудаике. В Школу приглашаются принять участие старшеклассники, интересующиеся еврейской историей, культурой, цивилизацией и ориентированные на поступление в гуманитарные вузы. Участники будут иметь возможность прослушать не менее двух миникурсов, охватывающих самые разнообразные области иудаики (программа миникурсов прилагается), а также пленарные лекции крупнейших российских и израильских специалистов. Узнать о еврейских вузах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. При желании - начать работу над собственными исследовательскими и творческими проектами.

Желающие принять участие в Школе должны заполнить анкету (мы просим отвечать на все вопросы максимально подробно - это поможет нам не только в выборе участников, но и в составлении программы Школы) и до 30 сентября 2002 г. передать ее в Центр Иудаики и Еврейской Цивилизации ИСАА при МГУ (103911, Москва, ул. Моховая, д. 11, тел./факс (095) 2033121, E-mail: osenjud@yahoo.com).

Иногородние школьники должны обязательно отправить до 30 сентября 2002 г. копии анкет также координатору образовательных программ Московского Джойнта Светлане Бусыгиной (тел. (095) 7976800, факс (095) 7976801, E-mail: svetab@jdc.ru) и в региональное отделение Джойнта (если Вы не знаете его адреса, его можно узнать у Светланы Бусыгиной).

Отбор участников Школы будет произведен в конце сентября.

С наилучшими пожеланиями,
Оргкомитет

ПРОГРАММА КУРСОВ ОСЕННЕЙ ШКОЛЫ ПО ИУДАИКЕ,
ноябрь 2002 г.

Юлия Тулайкова
Ближневосточная мифология и угаритско-еврейские литературные параллели
Открытие в 1929 году текстов из города Угарита произвело переворот в изучении Библии. Оказалось, что эти тексты представляют собой богатую литературную традицию, в которую уходят корнями многие библейские мифы, истории, поэтические тексты, идеи и отдельные высказывания. Что это за боги, служение которым так осуждали библейские пророки? Для чего вызывали Рефаимов? Кто придумал "козла отпущения"? Сколько голов было у Левиафана? Эти и другие вопросы мы обсудим в курсе.

Илья Животовский
История языка иврит
В ходе предлагаемого курса мы рассмотрим историю языка иврит от момента его возникновения и вплоть до нашего времени, его место в семье семитских языков. Под воздействием каких факторов и почему язык изменялся? Почему на смену древнееврейскому языку пришел арамейский? Что представлял собой иврит во времена жизни евреев в изгнании? Чем современная, полная сленга, речь израильской улицы отличается от "правильного иврита"? Мы сделаем попытку вместе ответить на эти и многие другие вопросы.

Светлана Бабкина
Как кумраниты читали Танах?
Танах - священное писание для всех направлений внутри иудаизма. В него входит определенное число книг, слов, букв. Всегда ли это было так? Всегда ли люди, читавшие эту книгу, понимали ее так, как понимаем сейчас мы? На занятиях этого курса мы поговорим о том, как читали Писание люди, жившие две тысячи лет назад, от которых до нас не дошло почти ничего, только огромная библиотека. Читая их "пометки на полях", комментарии, сочинения, мы постараемся понять, как они думали, было ли в них что-нибудь особенное, отличавшее их от других людей, живших вокруг них, есть ли у них что-то общее с тем, как читаем текст вообще и Танах в частности. Все тексты курса будут читаться на русском языке. Большая просьба по возможности привезти с собой русский перевод Библии.

Юлия Матушанская
Иудейская война
Если Вы хотите последовательно реконструировать ход военных действий в Галилее, Иудее и осажденном Иерусалиме, если Вы хотите знать, во что были одеты римские воины и иудейские повстанцы, какое у них было оружие, какую технику они использовали, на какие военные хитрости шли иудейские и римские полководцы, - этот курс для Вас. Мы рассмотрим политику Римской Империи по отношению к восточным провинциям, некоторые события гражданской войны в Риме, прервавшие усмирение мятежной Иудеи Веспасианом. Мы также попытаемся понять, что послужило основной причиной внутренних распрей в среде иудейских повстанцев. Кто был примером для зелотов в их борьбе за независимость Иудеи? И почему эта война окончилась поражением иудеев? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить на наших занятиях.

Артем Федорчук
Хазарские мифы
История Хазарского каганата, игравший ключевую роль в раннесредневековой истории Восточной Европы, и, в, частности, в формировании Древнерусского государства, остается одной из самых загадочных страниц как мировой, так и еврейской истории. Когда и как произошло обращение хазар в иудаизм? Были ли хазары предками нынешнего ашкеназского еврейства? Наконец, действительно ли Вещий Олег отмстил неразумным хазарам или все было как раз наоборот? Попыткам ответа на эти и другие вопросы и анализу многочисленных мифов, которыми окутана хазарская история, и будет посвящен наш курс.

Надежда Корякина
История средневековой Франции в сочинениях еврейских и христианских хронистов
В рамках курса планируется обсудить еврейские и нееврейские хроники, относящиеся к периоду средневековья в истории Франции. Работы историков будут рассмотрены в контексте их биографий. Мы увидим, чем отличались подходы к историческому знанию и методы историописания еврейских и христианских хронистов. Особое внимание будет уделено сюжетам, общим для сочинений тех и других авторов, например, описаниям крестовых походов и др. Специальной подготовки от слушателей не требуется.

Анна Видро и Полина Скородумова
Средневековая еврейская лингвистическая мысль
Сейчас мы относимся к языку, как к неотъемлемой части нашей культуры. Язык иврит сыграл одну из основных ролей в возрождении еврейского народа в Эрец Исраэль. Каково же должно быть отношение к ивриту: как к священному языку или как к предмету научного исследования? Возможно ли совмещение этих двух аспектов? О том, как эта проблема решалась в эпоху Средневековья - один из самых интересных и загадочных периодов в истории человечества, - будет рассказано в нашем курсе.

Семен Парижский
Любовь и боль, счастье и горе в стихах средневекового еврейского поэта Моисея Ибн Эзры
Один из величайших еврейских поэтов средневековья, автор сотен прекраснейших стихов, а также единственного дошедшего до нас теоретического сочинения о еврейском стихосложении, сполна испивший в своей жизни и чашу радости, и чашу горести, познавший на своем веку и взлеты и падения, чья жизнь завершилась вдали от родного края - все это Моисей Ибн Эзра. В рамках курса мы совершим путешествие в средневековую Гранаду, пройдемся по тропам его поэтического сада, вдохнем его сказочный аромат и взглянем на мир глазами этого поэта.

Мария Эндель
Учение хасидизма в сказках и притчах
Учение о добре и зле, о задачах человека в этом мире, наиболее глубокие идеи еврейской мистики излагаются учителями хасидизма языком сказки и притчи. На первый взгляд хасидские истории часто похожи на обычные волшебные сказки, в которых действуют привычные персонажи и случаются обыкновенные чудеса. Задача этого курса состоит в том, чтобы научиться вскрывать более глубокий смысловой пласт, скрывающийся за подчас незатейливым сюжетом хасидского рассказа.

Мария Каспина
Еврейская народная сказка
Целью данного курса является ознакомление слушателей с фольклорным наследием еврейского народа. Мы будем пытаться охарактеризовать жанровые, национальные и универсальные черты восточно-европейской еврейской сказки. Кроме того, в центре нашего внимания окажутся проблемы авторских и фольклорных сказок. Мы будем сравнивать народные произведения со сказками таких писателей как рабби Нахман Браславский, И. Л. Перец и И. Башевис Зингер.

Анна Молчанова
Еврейская литература и ее связь с литературой окружающих народов
На протяжении веков евреи жили в рассеянии в разных странах. В нашем курсе мы постараемся увидеть, как сказалось влияние культуры окружающих народов на культуре евреев, в частности, на еврейской литературе, и каким образом евреям удалось сохранить национальную литературную традицию. Мы посмотрим, как сочетаются оба этих начала в творчестве еврейских писателей разных эпох.

Константин Бондарь
Евреи и средневековые ереси
Одна из интересных тем культурной истории позднего средневековья в Восточной Европе - участие евреев в жизни окружающих народов, влияние еврейского наследия на духовный климат Руси, Польши, Литвы и других стран. В связи с этим в курсе рассматривается ситуация вокруг "жидовствующих", вопрос о переводах с еврейского на Руси, о восприятии и усвоении Библии. Предполагается работа с еврейскими и славянскими текстами и их русскими переводами.

Илья Баркусский
Еврейское образование в России в XIX в.
Все прекрасно знают, что образование в современной школе разительно отличается от образования в школе, например, средневековой. Для европейской культуры переход от средневековой религиозной системы образования к современной светской - это длительный процесс. На определенном отрезке своего развития этот процесс захватил и еврейское образование. В конце XVIII - начале XIX вв. в Европе появляются первые еврейские школы, в которых наряду с традиционными предметами стали преподавать историю, языки, математику... Как все это происходило, и какую роль сыграли новые светские школы в судьбе евреев Восточной Европы - об этом мы поговорим на наших занятиях.

Ирина Копченова
Три частных случая в антисемитской политике Сталина: кампания по борьбе с антисемитизмом, дело Еврейского Антифашистского комитета и дело врачей
О "черных годах" в жизни советских евреев - 1948 - 1953 гг. - слышали, наверное, все. На лекциях мы посмотрим на антисемитские кампании тех лет изнутри. Нас будет интересовать, как эти кампании зарождались в недрах сталинского аппарата, как подчас цепь случайных событий приводила к жестоким репрессиям против евреев. Мы ответим на вопрос, какие люди стояли за кампанией по борьбе с космополитизмом, делом Еврейского Антифашистского комитета и делом врачей; какова была роль Сталина в этих процессах. Мы узнаем о судьбах отдельных участников событий.

Вячеслав Лихачев
Антисемитизм между религией и расой
Курс посвящен наиболее интересному периоду в истории антисемитизма - Новому времени, когда традиционное для христианской религии негативное отношение к иудеям стало сменяться современным антисемитизмом, характеризующимся неприятием евреев как этнической общности. По нашему мнению, именно это изменение в восприятии евреев, определяемое как рождение современного антисемитизма, сделало возможным Холокост. В ходе курса мы рассмотрим, что обусловило кризис старого, религиозного антисемитизма и что обеспечило успех нового - расового. Для определения причин этого процесса в ходе курса мы внимательно проанализируем контекст более глобальных процессов, происходящих в самых разных областях жизни в Европе Нового времени.

Ольга Зыкова
Арабо-израильский конфликт - истоки и современное состояние
Большая часть курса посвящена истории арабо-израильского конфликта со времен средневековья и до наших дней. Основной упор делается на период существования государства Израиль и на арабо-израильские войны. Остальная часть курса касается состояния арабо-израильских отношений с начала интифады Аль-Акса (2000 г.) и до самого новейшего времени, позиций государств мира по ближневосточному конфликту и позиций правых и левых сил в Израиле относительно путей выхода из кризиса.

Дмитрий Марьясис
Арабы в Израиле
Всем известно, что Израиль - это еврейское государство. Но кроме евреев там живут люди других национальностей, например, арабы. Отношения между ними складываются по-разному. А как именно, нам с вами предстоит разобраться в нашем курсе.

Михаил Михалев
Демократия и израильское общество
Израиль считается демократическим государством, но при ближайшем рассмотрении все оказывается не так однозначно. Одна из главных проблем Израиля - отношения внутри общества. Разобраться в этих запутанных перипетиях мы попробуем вместе на нашем курсе.

Виталий Эпштейн
ЦАХАЛ: история становления и развития
В данном курсе предполагается рассмотреть: трудности процесса формирования Армии Обороны Израиля; участие ЦАХАЛ в войнах 1948, 1956, 1967, 1973, 1982 годов; основные положения военной доктрины государства Израиль и проблему материально технического оснащения войск; взаимоотношения армии, общества и государства.

Дмитрий Слепович
Еврейская музыкальная традиция в Восточной Европе
На протяжении многих веков музыка являлась неотъемлемой частью жизни евреев Восточной Европы, сопровождая их в молитве и чтении Торы, обрядах и праздниках, работе и военной службе. В предлагаемом курсе, сочетающем информативный материал и множество музыкальных иллюстраций, а также использование живых инструментов, предлагается осветить три важнейшие ветви восточноевропейской еврейской музыкальной традиции: синагогальное пение (хазанут), инструментальную (клезмерскую) музыку и народную песню на идиш.



Дорогие друзья, напоминаем вам, что анонсы мероприятий Еврейского Агентства в России, а также других еврейских организаций Москвы вы всегда можете найти на сайте www.afisha.sohnut.ru.


Посетите наш сайт - www.ear-org.ru
Пишите нам на e-mail info@ear-org.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное