Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хиппи

  Все выпуски  

Сетевой дом русских хиппи День животных.


Информационный Канал Subscribe.Ru

СЕТЕВОЙ ДОМ РУССКИХ ХИППИ

Только что я смотрела передачу Интер@ктив по т/к Культура. Никогда не думала, что услышу слова "биоэтика", "Сингер", "зоозащита", "нравственный долг человека" в таком ключе на официальном русском канале. Показали многие проблемы, правда, трактовка была немного традиционной. Однако аспект фотографирования с животными, трагедии приютов, насилие, законодательные проблемы, дефекты образования и низкий уровень культуры, намеки на ALF - были. Павлову - показали. Ни слова о вегетарианстве. Ну что же. Празднуем день животных? Помогите сегодня хотя бы одному животному. Не убивайте животных сегодня даже косвенно. Хорошо?

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДНЯ ЗАЩИТЫ ЖИВОТНЫХ

Решение о праздновании 4 октября Международного дня защиты животных было принято в 1931 году на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции. Общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно отмечать эту дату и организовывать разнообразные массовые мероприятия. Во многих западноевропейских странах считается, что домашние животные - это часть семьи, и они имеют такие же права, как и другие её члены: свои праздники, медицинское обслуживание, хорошую еду. 4 октября было выбрано не случайно, это день ангела и смерти святого Франциска Ассизского, родившегося более 800 лет назад.

Святой Франциск Ассизский (1182-1226) родился в богатой семье в небольшом городишке Ассизи а Италии. Он являлся основателем Францисканского ордена монахов римско-католической церкви. Канонизирован в 1228 году. Одним из первых не только в христианстве, но и западной культурной традиции стал подчеркивать духовное равноправие с природой, проповедовал любовь и сострадание ко всему живому, пытался заменить идею о безграничности владычества человека на идею равенства всех живых созданий, включая человека. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально назвал святого Франциска Ассизского патроном экологов. Однако в странах СНГ идеи святого не известны.

Святой видел всю природу как отражение своего создателя и именовал зверей, птиц, лупу, звезды, воду своими "братьями" и "сестрами". Только землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался, как к своим близким родственникам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? - Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции до включения всего сущего и стало проявлением гениальности святого. Его забота о животных привела его к тому, что он не убивал их, хотя и строгим вегетарианцем не являлся. Он выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них или освобождал. Святой спас несколько диких голубей, которых несли на базар. Святой Франциск восклицал: "Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его, ради любви к Богу и ко мне издать указ запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков". Сокол добровольно служил ему как будильник. Он уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он расширил концепцию сообщности до каждого природного создания. Он заставил людей кормить волка взяв с него клятву не красть овец. Он просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества.

За семь веков до А. Швейцера, св. Франциск убирал червяков с дороги, где они могли быть раздавлены. Франциск в любой жизненной форме видел элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких трав, дабы "красота цветов могла возвещать о возможностях отца всех существ" (Hughes, 1996), создав своего рода прообразы заказников для дикой природы.

Он верил, что природа сама по себе имеет значение, потому что создана Богом и не зависит от ценности, придаваемой ей человеком. Таким образом, он предвосхитил краеугольную идею экологической этики о внутренней ценности дикой природы, разрабатываемой современными экофилософами.

По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимозависимости. Природа значима не благодаря своей пользе для людей, но и благодаря многочисленным формам выражения благожелательного присутствия Бога (Hughes, 1996).

Франциск Ассизский подчеркивал присутствие Бога в разнообразии существ и желании того, чтобы люди радовались этому разнообразию и прославляли Бога за это. Его набожность не превращала множественность в единство, но прославляла Бога в каждом созданном существе и восхищалась их индивидуальностью.

Он считал, что восхваление должно выражаться действиями, согласующимися с уважением к созданному разнообразию, а не просто соблюдением строгого правила воздержания от причинения вреда живому. Также, по мнению святого, со всеми живыми созданиями следует обращаться как можно более мягче.

Новшеством Франциска стало его проповедование напрямую животным и растениям. Он читал Библию птицам, цветам и рыбам. Франциск полагал, что не существа должны служить человеку, а человек существам. В этом он стал еще радикальнее джайнистов.
Святой настаивал на изначальном добре и считал животных одной семьей с людьми. Все творения, по его мнению, хороши, в них он видел Бога.

Франциску Ассизскому было понятно чувство равенства творений Божьих, чувство одинакового достоинства всех и вся, космического родства, которое вдохновило его написать знаменитый гимн:

Восхваляем Ты, мой Господь,
и за сестру луну и звезды,
которые на небе ты сотворил яркими,
драгоценными и прекрасными.
Восхваляем Ты, мой Господь,
за брата ветра и за воздух, и облака,
и ясность, и всякую погоду...
Восхваляем Ты, мой Господь, за сестру воду,
которая полезна весьма и доступна, и ценна, и чиста,
Восхваляем Ты, мой Господь,
за сестру нашу мать землю,
которая нас поддерживает и направляет,
и производит различные плоды
с яркими цветами и травой...

Франциск Ассизский умер в нищете. Говорят, что в момент его смерти стая жаворонков взлетела, чтобы сопровождать святого на небо.

Американский историк Линн Уайт-младшая справедливо назвала святого Франциска Ассизского "величайшим радикалом в христианской истории после Христа" (Уайт-мл., 1990). Действительно непонятно, как за свою "ересь" он не кончил костром - ведь жил и проповедовал свои эколого-этические идеи в средние века! Недаром однажды его чуть было не выгнали из церкви. В дальнейшем настоятели францисканского ордена отказались от большинства учений его основателя, и только в середине 1960-х годов, после большого Второго Ватиканского Совета Римской католической церкви, ордену францисканцев было наказано "вернуться" к своим первоистокам. С этого времени Францисканцы стали принимать самое деятельное участие в охране природы.

Таким образом, святой Франциск опять вернулся к нам - возможно еще вовремя.

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О ПРАВАХ ЖИВОТНЫХ

  • что вы понимаете под термином "права животных"?

Права животных подразумевают, что интересы животных заслуживают определенного внимания, вне зависимости от того, красивы ли они, полезны ли для человека, имеют ли какое-либо значение для людей (так же как и психически больной человек имеет определенные права, несмотря на то, что он не зачастую приносит никакой пользы, порой он обременителен для окружающих). Исходя из вышесказанного, следует признать, что животные не являются нашей собственностью, их жизнь сама по себе имеет ценность, поэтому мы не имеем права использовать их для удовлетворения своих потребностей. То есть, человек не должен есть мясо животных, носить их мех и кожу, ставить на них опыты, использовать их в развлечениях.

  • в чем разница между понятиями "права животных" и "благополучие животных"?

Концепция благополучия животных признает, что у них есть определенные интересы и потребности, однако ставит потребности человека выше. То есть, согласно этой теории, животных можно "приносить в жертву" человеку.

Между тем концепция прав животных подразумевает, что интересами животных нельзя пренебрегать или жертвовать только для того, чтобы человек получил от этого какую-то пользу. Как уже было отмечено выше, организации по защите прав животных пытаются подвести общественность к мысли, что человек не должен есть "братьев наших меньших", одеваться в их шкуры, использовать их для экспериментов и развлечений. Однако концепция благополучия животных допускает все это при условии хорошего содержания и безболезненного убоя.

  • какие права должны иметь животные?

Потребности людей и животных должны рассматриваться на равных. Например, собака, несомненно, страдает от боли, следовательно, мы должны обратить на это внимание и не причинять собаке боль.

Однако у животных не всегда такие же права, как у людей, потому что некоторые человеческие потребности просто неприменимы к жизни животных. Например, собака не заинтересована в участии в выборах, поэтому нет нужды предоставлять ей избирательное право. Для собаки это столь же абсурдно, как для маленького ребенка.

  • где вы проводите черту?

Великий гуманист Альберт Швейцер, так много сделавший за свою жизнь и для людей, и для животных, всякий раз нагибался, когда видел червяка на раскаленной дороге: он поднимал его и пускал во влажную почву. Этот человек считал, что мы должны решить как можно более мудро и милосердно любую нравственную проблему, которая возникает перед нами в обыденной жизни.

  • а как же убийство растений?

В настоящее время нет оснований считать, что растения чувствуют боль: у них нет центральной нервной системы, нервных окончаний и мозга. Существует теория, что животные наделены способностью чувствовать боль в целях самозащиты. Если человек или другое живое существо дотронется до чего-то причиняющего боль, то впредь не станет прикасаться к этому объекту. У растений чувство боли было бы излишеством, поскольку они не могут двигаться и спасаться от агрессоров.

Физиология растений очень сильно отличается от физиологии млекопитающих. Если у животного отрезать кусок тела, то он больше никогда не восстановится. Однако у растений большинство утраченных частей способно вырасти заново, например, при сборе плодов человек не причиняет абсолютно никакого вреда растительному организму.

Кроме того, сельскохозяйственные животные съедают значительно больше растений, чем человек. Для производства 1 фунта говядины требуется 16 фунтов травы, зерновых и бобовых, поэтому вегетарианцы спасают гораздо больше растений, чем мясоеды.

  • вы, конечно, можете верить в права животных, но зачем же указывать другим, что делать?!

У каждого есть право на свободу мнения, но это не всегда означает право на свободу действий. Вы можете думать, что хотите, но Вы не имеете право причинять вред другим. Вы вправе считать, что животных можно убивать, негров - порабощать и т. д., но это не значит, что Вы имеете право реализовывать Ваши убеждения.

Всегда существуют какие-то законы, которые управляют поведением и образом жизни людей. Всегда есть категория людей, вносящих коррективы в общественный жизненный уклад. Во многом благодаря их усилиям люди больше не используются в качестве рабов, женщины и мужчины обладают одинаковыми правами. Но, как показывает мировой опыт, всякое прогрессивное реформаторское движение встречается с сопротивлением людей, которые не желают отказываться от своих привычек и т. д.

  • животные не понимают своих прав, почему за них тогда надо сражаться?

Ребенок или психически больной человек также не понимают своих прав, но это не значит, что у них надо отнять их права. Животные не способны выбрать для себя тот или иной вариант поведения, но у человека всегда есть возможность пойти таким путем, при котором можно обойтись без причинения вреда животным.

  • ведь практически невозможно отказаться от любого использования, убийства животных или причинения им вреда: если Вы все равно причиняете животным страдания, пусть даже не осознавая этого, то какой смысл стараться?

Действительно, практически нереально прожить жизнь, ни разу не причинив никому вреда. Все мы случайно наступали на муравьев, но это не значит, что надо причинять страдания животным НАРОЧНО. Человек может ехать на машине и случайно сбить пешехода, но не будет же он специально давить людей.

  • многие наши привычки, обычаи и. т. д. связаны с использованием животных, к тому же, при отказе от эксплуатации животных многие люди останутся без работы.

Изобретение автомобиля, окончание Второй Мировой войны отмена рабства, - из-за всех этих событий многие профессии также сделались ненужными. "Упразднение" ряда профессий является непременной составляющей любого социального прогресса. Это не должно быть поводом для торможения прогресса.

  • разве активисты за права животных не совершают теракты?

Ненасилие - один из ключевых принципов в движении за права животных. Люди, выступающие за права животных, не приемлют любое причинение зла - как людям, так и животным. Однако, как и в любом другом крупном движении, в движении за права животных есть фракции, выступающие за применение силы.

  • как же вы можете оправдать организацию "фронт освобождения животных"? они уничтожили имущество, стоящее миллионы долларов!

В мировой истории бывали случаи, когда для достижения справедливости приходилось нарушать закон. "Фронт освобождения животных" - это название группы людей, совершающей нелегальные действия чтобы помочь в борьбе за права животных. Для того чтобы спасти жизнь, они ломают стереотаксисы и устройства для обезглавливания. Они также устраивают поджоги пустых помещений, в которых в иное время животные подвергаются пыткам и погибают. "Рейды" этой организации открыли общественности глаза на невероятную жестокость к животным, легальным путем это сделать было бы невозможно. Благодаря такой подпольной деятельности против некоторых были заведены уголовные дела, в Акте о благосостоянии животных появился черный список экспериментаторов, печально прославившихся своей жестокостью по отношению к животным. А некоторые лаборатории закрылись навсегда.

Очень часто рейды этой организации в лаборатории влекли за собой всеобщее осуждение жестокости по отношению к лабораторным животным даже в научных кругах.

  • вы тратите время на животных, а в мире стольким людям нужна помощь!

В мире много очень серьезных проблем, заслуживающих нашего внимания. Жестокость к животным - одна из них. Мы должны стараться облегчить страдания везде, где это представляется возможным. Помогать животным точно так же важно, как и помогать людям. Страдания людей и животных взаимосвязаны.

  • большая часть животных, которых используют для получения пищи, мехов, а также большинство экспериментальных животных, специально выращиваются для этого.

Любые животные, вне зависимости от того, выращены ли они для каких-то целей или нет, чувствуют боль и страх.

  • бог создал животных, чтобы человек ими пользовался, библия дает нам власть над животными.

Власть и тирания - разные вещи. Королева Великобритании имеет власть над своими подданными, но это не дает ей право есть их, одеваться в них или ставить на них опыты. Если Бог нам дал власть над животными, то это для того, чтобы мы защищали их, а не использовали для удовлетворения собственных потребностей. В Библии Вы не найдете оправдания жестокому убийству миллиардов животных. Библия подчеркивает ценность жизни.

  • гитлер был сторонником прав животных.

Хотя нацисты собирались принять закон против вивисекции, они это не сделали. Более того, закон предписывал им проводить опыты сначала на животных, а потом на людях. Эксперименты на людях не стали альтернативой экспериментам на животных, напротив, существование первых давало возможность существовать вторым. Джон Вивьен в книге "Темное лицо науки" отмечает: "Эксперименты на заключенных при всем своем разнообразии имели одну общую черту - все они были продолжениями опытов над животными. В лагерях Бухенвальд и Аушвиц эксперименты на животных и на людях были составляющими одной и той же программы и проводились одновременно".

Кроме того, об идее нельзя судить по ее сторонникам и противникам. Почему мы не должны верить в эволюцию только от того, что в нее верил Гитлер? А что бы мы делали, если бы Ганди тоже верил в эволюцию? Об идее надо судить по ее содержанию.

  • животные при промышленном разведении и в лабораториях не так уж страдают, потому что они ничего другого не знают.

Такие животные не могут реализовать самые основные инстинкты, и это причиняет им громадные страдания. Даже те животные, которые с рождения сидят в клетках, испытывают потребность выпрямить конечности, двигаться и т. д. Стадные и стайные животные испытывают депрессию из-за того, что или они живут в одиночестве, в изоляции, или, если вокруг находится слишком много их сородичей, от неспособности узнать других "членов стаи". Кроме того, все животные в неволе страдают от скуки - до такой степени, что у них развивается стереотипное поведение.

  • если бы эксплуатация животных была злом, ее бы запретили.

Законность не гарантирует нравственности явления. В настоящее время вопрос о том, что легально, а что нелегально, решают наши законодатели. Законы меняются по мере изменения общественного мнения, а также политической обстановки, общепринятый взгляд на различные этические проблемы меняется достаточно медленно.

Давайте посмотрим, что еще недавно было совершенно законно - детский труд, рабство, дискриминация женщин.

  • вы когда-нибудь были на бойне или в экспериментальной лаборатории?

Нет, но там побывало много других людей, которые описали и засняли на пленку все происходящие там кошмары. Чтобы выступать против сексуального насилия или жестокого обращения с детьми, вовсе необязательно непосредственно это увидеть, точно также необязательно напрямую смотреть на жестокую эксплуатацию животных, чтобы всей душой осуждать это.

  • животные не так умны и развиты, как люди.

Более умный человек, как известно, не имеет права жестоко обращаться с менее умным человеком, так почему же мы позволяем себе делать это по отношению к животным?

Иногда животные, вне сомнения, умнее, находчивее, чем люди (например, шимпанзе по сравнению с младенцем или с психически больным человеком). Но отсюда ведь не следует, что шимпанзе должны иметь права, а младенцы и психически больные люди - нет!

Материалы альянса защиты животных.

 

Как мне кажется, обычно людей отталкивает от зоозащитного движения кажущаяся непоследовательность борцов за права животных. Обычно человеку не может прийти в голову, что отказаться от эксплуатации животных реально.  Сложно поверить, что кто-то всё время думает о своем нравственном долге? Но вы такой же человек, как и мы. У вас такое же сердце, как у нас. Вы так же можете помогать природе, как и мы. Это не сложно. Л.



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.news.hippy
Отписаться

В избранное