Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Модная культура от Алексея Фанталова. Театр Ленсовета.


Театр Ленсовета.

 

 

 

Место театра в жизни общества в различные эпохи сильно варьирует. Обычно роль данного института резко возрастает в период, непосредственно следующий после ослабевания влияния религии (он начинает выполнять близкие функции). Так было в период античной классики, когда творили Эсхил, Софокл и Еврипид (именно подобное явление стремился возродить Вагнер, создавая Байройт - увы, тщетно). Так было в Европе Нового времени. Так было в СССР в шестидесятые - восьмидесятые, когда люди шли на спектакль, в надежде услышать хоть словечно правды.

Однако, согласно неумолимой "силе вещей", следующий этап - измельчание жанра, превращение его в развлекалово. Так было в эпоху поздней античности и в буржуазной Европе. Так произошло и в перестроившейся России.

Театральная жизнь в данную эпоху держится на двух основаниях. Во первых - традиция (то есть сила инерции). Во вторых - мужчине надо куда-то пригласить симпатичную ему женщину, и театр весьма подходящ (не все же по ресторациям ходить).

Ну, казалось бы, тоже неплохо. Однако наше время, с его техническими возможностями, породило массу вариантов проведения досуга, а в недалекой перспективе породит еще больше (были бы деньги и сам оный досуг). И в этом феерическом блеске театр бледнеет и глохнет. Так что, думаю, его перспективы не слишком многообещающи.

Недавно я смотрел в театре имени Ленсовета "Гедду Габлер" (пьеса Генрика Ибсена, постановка Владислава Пази). Для тех кто не в курсе ее содержания (которого я и сам не знал до просмотра) сообщаю следующее.

Действие происходит в Норвегии. Некая модная дама Гедда Габлер, дочь генерала Габлера (засл. арт. России Елена Комиссаренко) недавно вышла замуж за Йоргена Тесмана (арт. Виктор Бычков - это который "Кузьмич" в "особенностях национальной охоты"). Йорген занимается гуманитарной научной работой, сейчас бы сказали - культуролог. Звезд в своей науке он явно не хватает, но материал знает и любит. Очень любит также своих старых тетушек, ходит в ночном колпаке и т.д.

Данного персонажа наши современники могли бы назвать "лохом". Однако с другой стороны, Йорген ожидает хорошого места, женился на блестящей женщине и приобрел небольшой, но милый особняк. Так что какой уж там лох?

В немецкой и скандинавской литературе, начиная с эпохи романтизма в литературе возникает образ филистера - (самодовольного обывателя), как главного антагониста гения. Не вполне свободен от этой традиции и Ибсен. Но, забегая вперед, скажем, что не Йорген здесь "оператор мирового зла".

Гедда, конечно, новоиспеченного супруга не любит. Однако, она уже не первой молодости (кажется, была вдовой), а женщине и в наше время выгоднее быть замужем, что уж говорить про девятнадцатый век.

Для покупки дома, как выясняется, деньги ссудил некий асессор Бракк (нар. арт. России Дмитрий Барков). Он вроде бы состоит в каких-то родственных связях, но главное - ему нравится Гедда, и у них в прошлом что-то было.

Правда, героиня не стремится к установлению треугольных отношений. Конечно, данный асессор по нашему - успешный юрист, еще не слишком стар, отнюдь не зануда, и так же циничен, как и она (мне Бракк напомнил Комаровского - героя "Доктора Живаго", совратившего несовершеннолетнюю Лару). Но Гедда очень эгоистична и своенравна (чтобы не сказать - взбалмошна), и мысль, что Бракк смотрит на нее, как на законную добычу, раздражает женщину не меньше, чем муж в ночном колпаке. Да и зачем валькирии черный альв? Пока она развеивает тоску экстримом - стрельбой из пистолетов. А, как мы знаем, если на сцене в первом акте висит ружье, в последнем оно должно выстрелить.

А тут на сцене появляется некий Эйлерт Левборг (арт. Сергей Кудрявцев) - тоже "культуролог", в прошлом - подававший блестящие надежды молодой человек. Однако женщины и кутежи не довели Эйлерта до добра (кутить надо тоже с умом - вот как асессор Бракк) и местное общество исключило его из своих рядом (не забывайте - на дворе у нас девятнадцатый век). Наш герой нашел пристанище в доме некоего провинциального фогта (если не ошибаюсь - главы муниципалитета), в качестве секретаря.

Но вот до четы молодоженов доходят слухи. что Эйлерт взялся за ум, и написал отличную книгу. И растроганный свет готов вернуть раскаявшуюся овцу в свои ряды. Приятно, конечно, что в позапрошлом веке удачный научный труд по проблемам культуры интересовал провинциальное общество.

К тому же, оказывается, Эйлерт написал еще одну книгу (уже совершенно гениальную).

А у Гедды, как выясняется, был с "культурологом" роман (тогда она еще носила фамилию Габлер). И изнывающая от скуки львица решает обратить на него свое благосклонное внимание. Сами труды Левборга, эту умную женщину, естественно, абсолютно не интересуют. Но общественный резонанс - о, это совсем другое дело (не зря многие наши современники так стремятся попась в телевизор - хоть тушкой, хоть чучелом).

Но есть проблема. Вслед за Эйлертом в город тайно приехала и жена фогта Фру Теа Эльвстед (засл. арт. Киргизии Нина Скляренко). Она до безумия влюблена в нашего героя. Еще бы - супруг стар, зол, и держет Теа (свою вторую жену) "в черном теле".

Она вообще неудачница. Когда-то имела легкий роман с Йоргеном Тесманом, а еще раньше - училась в одном пансионе вместе с Геддой, которая (будучи "звездой" уже там) всячески третировала Теа, угрожая отрезать ее золотые волосы.

Однако, глупая любовь Теа к Эйлерту Левборгу изрядно раздражает Гедду. Поэтому она подыгрывает асессору Бракку и тот забирает гения на свою пирушку, где Левборг напивается и совершает поступки, за которые вновь подлежит изгнанию из хорошего общества. Тогда дебоши и драки с полицией еще не считались оранжевым гламуром.

Но хуже всего, что пьяненький Эйлерт теряет рукопись шедевра, а других файлов, у него, естественно, нет. К счастью, рукопись подбирает и приносит домой Йорген Тесман. Он прочитал труд и искренне восхищен. Муж Гедды, в принципе, хороший человек. Сперва Йорген, правда, беспокоится оттого, что Эйлерт выдвинул свою кандидатуру в конкурсе на то же место, что и он. Однако, когда гений заверяет, что сделал сие исключительно в целях самоутверждения (а само место абсолютно без надобности), успокаивается. Пустая гордыня чужда нашему Йоргену. Поэтому он собирается вернуть труд автору, но Гедда просит доверить дело ей.

Когда Йорген, получивший известие о смерти одной из тетушек уходит в печали, Гедда встречается с Эйлертом. Тот в полном отчаянии - гении часто склонны в депрессии, и видят ситуацию хуже, чем она есть в действительности. И он проговаривается что сам не вполне равнодушен к золотоволосой Теа, которая, что ни говори, "в глуши, во мраке заточенья" была его единственной помощницей и вдохновительницей.

Этого Гедда уже никак перенести не может. Поэтому она ничего не говорит о спасении рукописи, а всячески укрепляет Эйлерта в мысли о том, что его жизнь кончена. А затем протягивает ему пистолет со словами: "Только умоляю, сделай это красиво".

Несчастный гений, видимо, не совсем отдавая отчет, что ему надлежит "сделать красиво", машинально берет пистолет и уходит... в бордель.

А Гедда хватает рукопись и швыряет ее в огонь, листок за листком, говоря что-то вроде: "О Эйлерт и Теа! Я сжигаю вашего золотоволосого ребенка!". Здесь Елена Комиссаренко, милая и привлекательная женщина (для своих лет) несколько недоигрывает - темперамента не хватает, что ли? Она все время играет ленивую скучающую кошку, но здесь надо было показать - какой бывает кошка в определенной ситуации (может и без глаза оставить!). Эта бездетная Гедда ведь вполне могла бы кинуть в топку и реального ребенка соперницы. Опять же, Ибсена явно вдохновляли героини древненорвежского эпоса. Типа Гудрун, которая накормила пьяного супруга мясом их общих сыновей. В общем - достаточно жизненный и полнокровный образ. Не какая-нибудь липовая булгаковская Маргарита.

Ну, конечно, уговаривать человека стреляться - это не наш метод. Да и оружие иметь большинство советских граждан(включая офицеров) отучены где-то со времен Никиты Хрущева (еще в сталинские времена большинство руководителей имели при себе пистолет и могли, скажем, открыть огонь по грабителям не опасаясь наказания "за превышение необходимого уровня самообороны"). Наша современная Гедда посоветует современному Левборгу (этому, в принципе, нормальному, но неврастеническому человеку) лечь в психушку.

Наступает утро. Домой возвращается Йорген. Он шокирован поступком жены - но не поднимать же теперь шум. А вскоре приходит и господин Бракк. Всезнающий асессор поведал Гедде, что несчастный Эйлерт, ночью во время нового дебоша каким-то образом застрелился. Увы, как бы случайно (при драке с полицейским) и не в висок (это было бы благородно!), но в живот. Развороченные внутренности... фи.

А заодно, асессор сказал, что узнал пистолет и что красавице трудно будет объяснить в суде ситуацию. Если, конечно, она не проявит понимание...

Тут в дом приходит и безутешная Теа. Но выясняется, что у нее в саквояже сохранился еще один - совсем уж черновой вариант рукописи покойного гения. Там, конечно, черт ногу сломит, но воспрянувший Йорген Тесман (которого мучает совесть) дает слово восстановить великую книгу. С помощью Теа, конечно.

Не так ли и сестра Ницше реконструировала "Волю к власти" по черновикам своего покойного брата (а чего не разобрать было - домысливала сама).

В общем, ситуация, вроде бы вырисовывается вполне благополучная. Каждому свое: Бракку - Гедда, Йоргену - Теа, Эйлерту - посмертная слава.

Но Гедда слишком эгоцентрична. Ну как это она станет любовницей из-под палки?! Такие женщины даже в куртизанки не годятся, поскольку привыкли всегда только брать (а надо ведь иногда и отдавать что-то взамен). Поэтому она поднимается в свою комнату и эффектно стреляется, показывая мужчинам, как надо делать такие вещи. Почти как Брунгильда. Респект, Гедда!

В общем, все вроде бы неплохо - и профессионально закрученный сюжет, и режиссура, и игра актеров. Театр Ленсовета вообще радует нас своими игривыми постановками ("Король, дама, валет", "Кровать для троих", "Флорентийская трагедия" и пр.)

Но как-то не берет за душу. Хотя и "красиво".

 

Алексей Фанталов.

"Как я провел лето".

 


В избранное