Культурный минимум, вып.02.03.19: про сборник повестей Евгения Дубровина (1982
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги,
фильмы. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через vars@list.ru]
выпуск 02.03.19: 1 книга+
+ссылки: фото про очередную поездку в Гатчину
Дубровин Евгений Пантелеевич «Грустный день смеха» (Повести и рассказы) 349 стр. М., Современник, 1982
Аннотация: «В новой книге Евгения Дубровина собраны повести и рассказы, которые нельзя назвать только лишь юмористическими. В них есть и лирика, и любовь, и приключения, и страдания, и конечно же смех самых разных оттенков — от застенчивой улыбки до
саркастической насмешки. Герои книги разнолики, но творческая позиция автора предельно ясна: все, что делается на пользу людям, — прекрасно. Тот, кто борется со злом, всегда прав перед своей совестью».
Совершенно левая аннотация. Прочитаешь такую – ничего не поймешь про то, что в книге, а прочитав книгу, не поймешь, какое отношение к ней имеет аннотация.
1982 год издания. А многие вошедшие в сборник произведения написаны много раньше. Очень редкий случай, когда
решаю почитать не современную литературу, тем более литературу советского периода. И не могу точно вспомнить, почему вдруг. Наверно, привлек чей-то отзыв. (Если так, спасибо тому читателю за наводку.)
Необычная – и с точки зрения, что писалось в советское время, и с точки зрения, что писалось о войне, – книга. А точнее, первые повести – про детство во время и после войны. «Дикие звери мира», «В ожидании козы». Про военное и послевоенное время
именно так, как мне рассказывали родители, – голод, нищета, беспросветность, но для них это было детство – время игр, дружбы, школьной жизни, приключений. Но про условия жизни суровая, даже жестокая правда. Без пафоса, без ура-патриотизма, без пиетета перед взрослыми.
И с точки зрения стиля, необычно. Не могу сказать, что именно привлекло, – было ощущение какой-то неправильности построения сюжета, странных героев, странного, неотредактированного их поведения, на
грани абсурдного. Но без вычурности. И в итоге-то, главное, нравилось. Не раздражало даже то, что главные герои, дети, мудры, наблюдательные и остроумны не по-детски.
И вроде бы все это детская, подростковая проза, а читать было интересно.
Не про войну повесть «Одиссея Георгия Лукина» совершенно какая-то сумасшедшая по сюжету. Странный параллелизм двух сюжетных линий – одержимость отца главного героя (во всех повестях Дубровина главные герои –
мальчики, подростки) строительством своего дома и история из найденных на берегу реки посланий в бутылках про современных пиратов-рабовладельцев, похищающих людей и заставляющих их на себя работать (все это, отмечу, в советское время). Немного, как говорят, сырая, рваная проза, как будто заготовки для большого романа, но такой стиль. Стильно. Любопытно.
Хотя, наверно, важный дополнительный – определяющий ту самую «необычность» – ракурс восприятия – все это писалось,
издавалось в советское время («В ожидании козы» написана в 60-е) и не укладывается, по моим представлениям, в существовавшие тогда каноны.
А может, я просто давно не читал литературу, рассчитанную на детскую, подростковую аудиторию.
Рассказы, вошедшие в книгу, в том числе заглавный, не произвели впечатления. Обычные. Даже банальные. И явно написаны уже ближе к году издания книги.
Поискал информацию про Дубровина. Помимо писательства, оказывается, был главным
редактором популярного в советское время журнала «Крокодил». И у книг Дубровина есть две экранизации: «Похищение» (1984) и «Француз» (1988).
Посмотрел.
«Похищение». Сценарий самого Евгения Дубровина. В ролях: Александр Фатюшин, Алёна Бондарчук, Любовь Соколова, Пётр Щербаков, Владимир Самойлов, Вера Кузнецова, Юрий Медведев, Юрий Саранцев – популярные актеры советского
кино 70-80-х. Про избалованного бабушкой городского маленького мальчика, которого его отец, устав от капризов своего ребенка, вывозит на природу, чтобы в диких условиях сделать из него человека. Типа позитивное, с воспитательной функцией, сладенькое кино для семейного просмотра. Тоска зеленая, уровень «Ералаша».
«Француз». По повести «В ожидании козы». Какие имена!.. Сценарий Сергея Бодрова, Георгия Данелии. Режиссер –
Галина Юркова (жена Данелии). В главных ролях: Шакуров, Симонова, Ярмольник, Фарада, Скляр... Но и после книги и вообще смотреть невозможно – сюжет переделан очень сильно: логика сюжета, настроение повести напрочь отсутствуют; и как кино никакое: набор слабо связанных между собой сцен и шаблонная (может быть, кроме Шакурова) актерская игра.
Вообще, конечно, советское кино 80-х, за очень редким исключением, это что-то… Застой и упадок.