Культурный минимум, вып.09.03.18: про полторы книги
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [отзывы Алексея Варсопко на художественную
продукцию: книги, фильмы. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через vars@list.ru]
выпуск 09.03.18
1,5 книги
+ссылки: социальное, культурологическое
1 книга
Роман Сенчин «Постоянное напряжение» Эксмо, 2017 Серия «О России - с любовью» 320 стр.
Описание с ozon.ru: «Герои представленных в книге рассказов – жители мегаполисов, маленьких городков и деревень. Казалось бы, разные, они очень похожи друг на друга. Задавленные грузом схожих проблем, они незаметно проживают свои тихие жизни. Одним из ярких
представителей народа, населяющего мир Сенчина, можно назвать охранника Назарова, который крепко держится за свой рабочий стул и трясется от мысли, что же будет, когда ресторан закроют. Автор безжалостен к своим героям и предельно честен с собой. Он не рассуждает, но констатирует, предоставляя читателям возможность самим ставить вопросы и находить ответы».
Продолжаю следить за творчеством «любимого писателя». Ни одну книгу Сенчина не пропускаю, хотя вроде бы наизусть уже
знаю, о чем он будет писать.
«Постоянное напряжение» – не исключение. Все тот же экзистенциальный мрак маленького человека, депрессия, уныние, отчаяние от несбыточности надежд, от самих надежд – «высот» человеческого воображения, вгоняющих в еще большее уныние. Безуспешность попыток что-то изменить.
В этом смысле название серии воспринимается так, как будто его произносят громко хохоча, до слез.
В данном сборнике встречаются старые рассказы
– некоторые и читал уже, и события, относятся к концу 90-х – началу нулевых, судя по ценам. Но есть и по следам совсем свежих событий – герой одного из рассказов думает о возможности поехать на войну в Сирию. В этом плане Сенчин, конечно, продолжает оставаться хроникером российской жизни, автором актуальной литературы.
Отметил стилистическую особенность рассказов в этом сборнике – скомканные, оборванные финалы. Возникает чувство недоумения, но потом, так как многие так
заканчиваются, в этом видится художественный прием. И даже идеология: получается, до какого-то момента писателю интересны герои, а потом он их бросает.
Есть рассказы более интересные, есть – менее, но при этом над ними всеми, над творчеством писателя вырастает дополнительная мета-сюжетная линия. Сенчин в своих произведениях регулярно пишет про писателя Сенчина, и вот что получается: вроде бы добился своей цели – стал, как мечтал, известным (в определенных кругах), постоянно
выпускает новые книги, они издаются, получает премии, преподает, а чувства самоудовлетворения, как сам же признается, все равно нет. Все так же по-прежнему уныние и мрак. И?.. Драматичная и интересная тема.
1/2 книги
Людмила Петрушевская «Нас украли. История преступлений» Эксмо, 2017 Серия «Людмила Петрушевская. И нет преткновения чуду» 320 стр.
Описание с ozon.ru: «Роман "Нас украли. История преступлений" — это детектив нового поколения. В нем не действуют честные, умные следователи, класс, практически исчезнувший у нас. Это та история, в которой
жертвы не хотят расследования, и тому есть причина. А вот что это за причина, читатели сами поймут к концу романа: ведь в каждом из нас сидит следователь, благородный, умный, не берущий взяток, стремящийся к истине и понимающий, что на свете есть такая странная вещь, как любовь. Ваша Л.С.»
К сожалению, повторилось не удовольствие от повести, а общее разочарование от того сборника.
Поначалу все было очень хорошо (опять очарование Большим Стилем), а потом «Остапа понесло» – утонул в ответвлениях от вроде бы основного
сюжета («вроде бы», так как не дождался возвращения к тем героям, которые были в начале). Большое и все увеличивающееся количество новых персонажей (и у каждого свое имя!), каждый со своей историей, от которой новые ответвления… Удовольствие от стиля это уже не компенсировало – бросил читать. Не хватило терпения.