Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 23.01.18: про книгу Льосы 'Скромный герой'


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]

выпуск 23.01.18: 1 книга

+ссылка: фото

Марио Варгас Льоса
«Скромный герой»

Перевод с испанского: Кирилл Корконосенко
384 стр.
Азбука, 2017
Серия: Азбука-классика

Описание с ozon.ru: «Марио Варгас Льоса – выдающийся перуанский прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Продолжая линию великих латиноамериканских писателей, таких как Хорхе Луис Борхес, Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар, он создает удивительные романы, балансирующие на грани реальности и вымысла.
В романе Варгаса Льосы "Скромный герой" в завораживающе изящном ритме маринеры виртуозно закручиваются две параллельные сюжетные линии. Главный герой первой – трудяга Фелисито Янаке, порядочный и доверчивый, который становится жертвой странных шантажистов; герой второй – успешный бизнесмен Исмаэль Каррера, который на закате жизни стремится отомстить двум сыновьям-бездельникам, жаждущим его смерти. И Исмаэль, и Фелисито конечно же вовсе не герои. Однако там, где другие малодушно соглашаются, эти двое устраивают тихий бунт. На страницах романа мелькают старые знакомые – персонажи мира, созданного Варгасом Льосой. Живое, исполненное юмора повествование с элементами мелодрамы несомненно доставит огромное удовольствие читателю».

Вообще-то, называть вторым главным героем Исмаэля Карреру странно. Вторая линия принадлежит не ему, а Ригоберто, его другу и подчиненному, от лица которого описывается происходящее.

Люблю творчество Льосы. «Литума в Андах», «Город и псы», «Тетушка Хулия и писака», «Зеленый собор»… Поэтичный стиль, прелести латиноамериканского магического реализма. Поначалу неожиданное, на уровне шока, но потом воспринимаемое на ура исполнение приема наслоения, смешения реплик разных персонажей без уточнения, кто это говорит. Большой стиль.
Давно, правда, не читал.

Точно не помню почему, но решился  снова «обратиться к творчеству любимого писателя». Возможно, повлияло, что Льоса получил за эту книгу премию «Ясная Поляна»-2017.

С первых страниц окунулся – и, как детстве, когда плаваешь, играешь в теплой, ласковой воде, уже не хотелось выходить.
Не оторваться.
«Огромное удовольствие», обещанное в аннотации, получил.

В достоинства и интрига, почему же автор ведет эти две параллельные сюжетные линии и когда же и как они пересекутся.
Тут и детективная интрига, а кто же шантажирует Фелисито.
Тут и напряжение конфликта Карреры с его сыновьями, в который вовлечены по идее посторонние люди (среди них как раз Ригоберто), масла в огонь добавляет скандальная, возможно, вот-вот криминальная, ситуация вокруг его неожиданной женитьбы на служанке, которая его моложе на 30 лет.
И замечательная какая-то певучая (не знаю, что такое «изящный ритм маринеры»), поэтичная манера описания и подбор лексики.
И необычные вкусовые ощущения от смешения «мыльной оперы» (с многочисленными описаниями бытовой жизни) и серьезной прозы с различными эстетскими штуками.
И та же упомянутая зыбкая грань между реальностью и мистикой происходящего (особенно линия встреч сына Ригоберто с «дьяволом»).
Великолепно. Но!

Разочарование от последних страниц, когда нарастающее напряжение романа превращается в какой-то пшик, смазывает все удовольствие.
Некоторые тайны так и остаются тайнами.
Легковесность финала воспринимается так, как будто, извините за банальное сравнение, музыкант отлично отыграл всю пьесу, а в самом конце грубо сфальшивил.
И название остается непонятным.
Так и хочется сказать: стоило ли городить, чтобы в итоге получить вот это?!..

Вот были бы из книги вырваны последние три или пять страниц – и остались бы только прекрасные воспоминания. Но… (да и такое в литературе уже было)

Повторилась в чем-то история с чтением книги «Странствия по поводу смерти» Людмилы Петрушевской.
ссылка
Водная стихия в кадрах австралийского фотографа Уоррена Килана, очарованного непредсказуемостью волн океана


В избранное