Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.23.08.17: про роман 'Заххок' Владимира Медведева


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]

выпуск 23.08.17: 1 книга

+ссылки: фото, арт, культурологическое

Владимир Медведев
«Заххок»

ArsisBooks, 2017
464 стр.

Аннотация с ozon.ru: «В романе Владимира Медведева "Заххок" оживает экзотический и страшный мир Центральной Азии. Место действия – Таджикистан, время – гражданская война начала 1990-х. В центре романа судьба русской семьи, поневоле оставшейся в горах Памира и попавшей в руки к новым хозяевам страны.
Автор – тоже выходец из Таджикистана. После крушения СССР русские люди ушли с имперских окраин, как когда-то уходили из колоний римляне, испанцы, англичане, французы, но унесли этот мир на подошвах своих башмаков. Рожденный из оставшейся на них пыли, «Заххок» свидетельствует, что исчезнувшая империя продолжает жить в русском слове».

Поэтичная, но, практически, бессмысленная аннотация. Во всяком к книге, к особенностям романа Медведева, к тому, что отличает эту книгу от других, имеет малое или никакое отношение.

Да, про время и место действия все правильно. Да, речь идет о страшных, кошмарных событиях в Таджикистане – практически, о диком бандитском мелком феодализме того времени.

Завязка сюжета строится вокруг только наполовину русской семьи, и большей частью речь идет о местных.
И в аннотации нет главного – литературного своеобразия книги.

Да, конечно, сюжетные трагедии (слабонервным не читать) – важная составляющая книги. Но если хочется узнать о событиях того времени-того места, лучше, все-таки, почитать что-то документальное.
При всем осознании ужаса и сочувствии по поводу происходившего тогда, не могу сказать, что меня интересует эта страница истории.
И читать книгу стал именно из-за отзыва о необычном писательском стиле и замечательном языке.
В первую очередь из-за этого и стоит обратить внимание на эту книгу.

Медведев использует прием – пусть и не оригинальный – описания происходящего глазами разных персонажей романа. Писатель сумел передать не только разные видения событий, с разных точек зрения, но и язык персонажей, их внутренний мир. Отдельно стоит отметить, что персонажи сильно отличаются друг от друга – по возрасту, полу, национальности, культуре, взглядам, ценностям.
Из-за такого разнообразия, необычности сначала с трудом пробирался через эту галерею-мозаику: например, тяжело было запомнить и разобраться в непривычных для русского языка именах-персонажах. Потом пошло легче. Стала выстраиваться общая картина.

К достоинствам романа и динамичный, остросюжетный сюжет. Много стрельбы, боевых сцен и т.п. Детективные линии.

И, конечно, обилие этнографической экзотики.

Что такое «Заххок», не раскрою – узнавайте сами;0)

К сожалению, к финалу подкисло. Автор как будто потерял цель – о чем, в итоге-то, хотел рассказать? События происходят, но превращаются в такой затянувшийся сериал, развития уже нет. Выстроить всё в какую-то цепочку, которая бы создавала какой-то образ, мне вот не удалось. Закончилось – как будто оборвалось. И ладно.
К недостаткам отнесу и не складывающиеся в единое целое куски мозаики – по рассказам персонажей иногда было не понять, это хронологическая последовательность или параллельность?..
Так же временами было не разобраться, как один рассказ связан с другим…
То есть задумка с литературным приемом хорошая и частично хорошо реализованная, но в целом, как говорится, не доведенная до ума.

В общем, не сразу книга стала нравиться, потом затянуло, а к концу уже дочитывал*.

* В то же время в последнее время дочитать книгу – плюс: многие бросаю.
ссылки
Жаркая деревенская суббота
Дневник жительницы деревни Центрального Черноземья. Июль-2017

Москва 1856 года. Фото

Советское детство: жизненно-правдивые рисунки-воспоминания Зои Черкасской

В избранное