Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.05.01.17: про три фильма Джафара Панахи


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 07.01.17: 3 фильма иранского режиссера Джафара Панахи

+ссылки: культурологическое, социальное

Интересное, конечно, отношение у меня к этому режиссеру.
Про его фильмы писал два раза в «Культурном минимуме» в прошлом году:
http://subscribe.ru/archive/culture.news.cultureminimum/201601/02163749.html/
http://subscribe.ru/archive/culture.news.cultureminimum/201609/01202210.html/
Какие-то фильмы – с учетом и тех, что в сегодняшнем выпуске, – нравятся («Белый шарик» очень-очень), какие-то кажутся слабыми, но… интерес остался. Джафар Панахи – творческий, ищущий художник, экспериментирует с приемами и материалом. Современный. Нон-конформист. Вызывает уважение.
Несмотря на неоднозначное отношение к результатам его творчества (на других бы точно поставил крест), посмотрю еще.

«Багровое золото»
(перс. طلای سرخ‎)
Режиссёр Джафар Панахи
В ролях: Хуссейн Эмадеддин, Камяр Шейси, Азита Райеджи, Шахрам Вазири, Эхсан Амани, Пуранг Накхаэль, Каве Наджмабади
Иран, 2003

Фильм был удостоен Приза жюри в программе «Особый взгляд» 56-го Каннского кинофестиваля, Гран-при — «Золотой Хьюго» Международного кинофестиваля в Чикаго.

Сюжет по Википедии: «Фильм начинается со сцены ограбления ювелирного магазина: Хуссейн стреляет в отказывавшегося повиноваться хозяина магазина. После чего он, оказавшись в ловушке из-за сработавшей сигнализации, кончает жизнь самоубийством. Далее сюжет фильма возвращается за 2 дня до ограбления, чтобы рассказать историю Хуссейна, работающего разносчиком пиццы и в душе страдающего от своего низкого социального статуса».

Информация о съемках: «Хуссейн Эмадеддин, сыгравший главную роль в фильме, не был профессиональным актёром и в действительности работал разносчиком пиццы. Кроме того, он страдал параноидной шизофренией, что крайне осложняло процесс съёмок. После завершения всех работ Министерство культуры и исламской ориентации Ирана настаивало на ряде вырезок в фильме, однако Панахи не согласился пойти на это. В результате фильм был запрещён для показа в Иране даже для частного просмотра».

Это арт-хаус, при том, что предельно реалистичное кино. У Панахи «фишка» – снимать на грани художественного и нехудожественного. Отсюда интересный эффект, особое погружение зрителя в происходящее.
Эксперименты подобного рода довольно часто требуют напряжения при просмотре: авторы увлекаются формальной стороной, перебор с которой затрудняет восприятие. (Сила напряжения при просмотре зависит, в обратной пропорции, от личной насмотренности, от, что называется, синефильского мотива, от любви к кино как специфическому виду искусств, и т.п. В этом плане у каждого, конечно, свое кино.)
«Багровое золото», на мой взгляд (присоединюсь к мнению экспертов, выдавших режиссеру призы:0), явно удалось – получился цельный, динамичный, живой, яркий, насыщенный фильм. И этот фильм, конечно, следует показывать как пример качественного, зрительского арт-хауса.
Непрофессиональные исполнители отлично справились (в чем, конечно, заслуга режиссера).
«Багровое золото» можно смотреть и для того, чтобы почувствовать, чем живут современные иранцы, ощутить, так сказать, реалии, и из-за необычного, интересного киноязыка, художественного ощущения, фактуры.

«Это не фильм»
перс. این فیلم نیست‎
Режиссёры: Джафар Панахи, Моджтаба Миртахмасб
Автор сценария: Джафар Панахи
В главных ролях: Джафар Панахи, Моджтаба Миртахмасб
Операторы: Джафар Панахи, Моджтаба Миртахмасб
Иран, 2011

Информация из Википедии: «Это не фильм» (перс. این فیلم نیست‎) — иранский документальный фильм режиссёра Джафара Панахи 2011 года. Фильм был снят режиссёром, находящимся под домашним арестом в ожидании приговора. Фильм был контрабандным путём вывезен из Ирана, будучи записанным на флеш-память и спрятанным внутри торта ко дню рождения. Фильм был продемонстрирован в ходе специального показа на Каннском кинофестивале 2011 года.
Сюжет
Действие происходит в течение одного дня в канун праздника Чахаршанбе-Сури, который не приветствуется властями Ирана. Джафар Панахи, знаменитый иранский кинорежиссёр, находится под домашним арестом. Ему грозит 6 лет заключения и 20 лет запрета снимать фильмы и писать сценарии. Чтобы как-то развлечься и заняться своим делом в обход запретов, он приглашает своего знакомого кинематографиста Моджтаба Миртахмасба к себе в квартиру, чтобы тот снимал, как Панахи будет читать сценарий неснятого фильма и пытаться сконструировать некоторые его сцены в пределах квартиры. В течение фильма появляются кадры из прежних фильмов Панахи: «Круг» и «Багровое золото».

А вот этот фильм, на мой взгляд, пример неудачного эксперимента. Градус формального кино-авангарда зашкаливает, да, но много суеты в кадре, болтовни (которая как бы есть живая речь, но… нет), надо хорошо понимать иранскую политическую «повестку дня», есть перебор с камерностью места действия. Отсутствие творческой удачи, оригинальных ярких образов, драматического накала никак не компенсирует – только подчеркивает отсутствие бюджета, и получается как неумелая самодеятельность, что резало глаз и в «Такси».

«Офсайд»
(перс. آفساید‎)
Режиссёр: Джафар Панахи
Авторы сценария: Джафар Панахи, Шадмехр Растин
В главных ролях: Шима Мобарак-Шахи, Сафар Самандар, Шайесте Ирани, Айда Садеки, Голназ Фармани
Иран, 2006

Сюжет (по Википедии): «Женщинам в Иране запрещено присутствовать на стадионах во время футбольных матчей мужских команд. Но этот запрет не останавливает многочисленных юных болельщиц в их попытках проникнуть на стадион».

Фильм удостоен «Гран-при жюри» 56-го Берлинского кинофестиваля.
Тут с мнением жюри не соглашусь;0)
Тяжело было смотреть. Сценарий местами казался каким-то вымученным, некоторые ситуации – надуманными, просто выматывающими своей неубедительностью и (поэтому) затянутостью. Ощущение, что режиссеру пришла в голову идея, а потом он уже на ходу придумывал, чем заполнить иллюстрирующие эту идею сцены, как потянуть время, чтобы получился полный метр.
Конечно, для адекватного восприятия надо быть погруженным в гендерный аспект драмы иранского общества (другими словами, правозащитный феминистский дискурс;0): женщинам не разрешают то, что могут позволить себе мужчины, в том числе ходить на футбол, где бушуют «непозволительные для женщин» страсти.
Но если этого не знать, то, по фильму, получается, что никакая это не дискриминация, а чуть ли забота о психологической безопасности. (Тут, конечно, есть, о чем подумать, но это для тех, кто любит копаться, и для кого важны политические составляющие.)
В «Офсайде», кстати, есть элемент будущего «Это не кино»: один из солдат пересказывает арестованным девушкам-фанатам то, что происходит на поле.
Некоторое очарование у фильма есть – за счет непосредственной игры непрофессиональных актеров, двойственности ракурса – опять же, вроде художественное кино, но очень похоже на документальное. Но в целом фильм показался скучным, сырым.
ссылки
Как разучиться кататься на велосипеде?
О нейронных навыках, привычных моделях поведения.
видео, 8 мин.


События года глазами художника Петра Саруханова

В избранное