Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.05.06.16: произведения В Тендрякова и кино


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 05.06.16: 2 фильма

«Находка»
Режиссер, автор сценария: Виктор Демент
В главной роли – Алексей Гуськов
Россия, 2015

Аннотация «кинопоиска.ру»: «Старший инспектор рыбнадзора Трофим Русанов, считающий себя «Законом», а окружающих людей — «сволочами и ворьем», волей обстоятельств оказывается в таежном лесу, один на один с суровой природой, за десятки километров от человеческого жилья. Случай, произошедший с ним в заснеженной тайге, круто меняет его взгляды на жизнь…»

Фильм снят по мотивам одноименного рассказа Владимира Тендрякова, написанного еще в 60-е прошлого века. Прочитал после фильма. Расхождения есть, но небольшие – для общего смысла не важные.

Чтобы рассказать о сюжете, к сожалению, без спойлера не обойтись.
Главный герой наткнулся на браконьеров, которые, спасаясь от него, оглушили его и лишили лодки (хорошо, что не жизни). Инспектору приходится идти пешком в обход озер. В заимке по пути находит брошенного младенца, еще живого: видно, его мать приплыла на лодке сюда рожать, стыдясь односельчан, и оставила…
Главный герой перед выбором – спасать ребенка или выбираться самому, так как путь тяжелый и не близкий… Выбирает первое, но в ситуации выбора будет оказываться еще не раз…
Доберется, но…
Суровый, резкий, предпочитающий однозначные оценки, Трофим пытается потом найти ту, которая бросила своего ребенка…
Но в этих поисках, пройдя через череду столкновений с разными точками зрениями, приходит к выводу, что…

Сильная драматическая составляющая, высокий нравственный пафос, вечные «неразрешимые вопросы» – все это за то, чтобы посмотреть фильм и почитать рассказ.
Подходит ли Алексей Гуськов для этой роли? На мой взгляд, сыграл хорошо. Может быть, немного прямолинейно, но и герой такой.

К сожалению, у фильма, при всей редкости подобного кино сегодня, есть серьезный недостаток – ну не умеют современные кинорежиссеры снимать живое кино. Все время какое-то постановочное получается: одежда, грим, подбор реквизита, антураж – не настоящее… Это не позволяет в полной мере сопереживать…

«Суд»
Режиссеры: Аида Манасарова, Владимир Скуйбин
Сценарист: Владимир Тендряков
В главных ролях: Николай Крючков, Олег Жаков
СССР, «Мосфильм», 1962

Аннотация на «кино-театр.ру»: «На медведя охотились трое: старый охотник-медвежатник Семен Тетерин (Николай Ключков), начальник строительства Дудырев (Олег Жаков) и фельдшер сельского медпункта Митягин. Собаки долго гнали медведя и наконец настигли. Тетерин слышал звук гармошки, но не успел предупредить. Его крик прозвучал одновременно с выстрелом – и в результате убит человек. Началось следствие. Один из троих будет отвечать за его смерть...

Этот строгий по средствам кинематографической выразительности фильм стал последней работой в кино талантливого режиссера Владимира Скуйбина. На съемочной площадке Владимир Николаевич не мог уже двигаться, только голосом отдавал команды. Ему помогала второй режиссер Аида Манасарова, ставшая потом известной многими своими фильмами. Актеры понимали, что режиссеру уже недолго осталось жить, и старались работать в полную силу. Когда Николай Крючков сломал ногу, он не стал ждать, когда срастется кость. Уже на следующий день, в гипсе, он вышел на съемочную площадку и, преодолевая дикую боль, продолжал сниматься.»

После «Находки» заинтересовался Тендряковым. В свое время читал, и, насколько помню, он тогда не понравился – из-за стиля. Тяжеловесного, закрученного. Но в кино это не так проявляется.

«Суд» произвел сильное впечатление. Просто ох, до дрожи!..
Николай Крючков отлично сыграл. И герой ему достался шикарный, с точки зрения «глубины и неоднозначности».
Сам фильм многожанровый: тут и детектив, и судебная драма, и приключенческая составляющая, и нравственный конфликт…
Есть вопросы к сценарию – многовато обстоятельств, из-за которых возникает «драма»: судебный врач проявляет халатность, следователь почему-то ведет «двойную игру», Дударев прям весь из себя такой ваще… То есть Тендряков «накрутил», но это не превалирует…

И вот что интересно – снято-то технически достаточно просто, некоторые сцены вообще как в павильоне, но веришь… Возможно, что картинка упрощена из-за того, что кино черно-белое; возможно, старому кино проще доверять, так как сам не помнишь, как там было (как выглядели новые и поношенные вещи, например). Но вот видишь, что герой входит в дом, а у половика край загнут – и чувствуешь, что в этом доме живые люди живут. Вот есть линия Тетерина, есть линия Дударева, основательные, с большим количеством внутренних монологов, а есть линии совсем микроэпизодических персонажей, и они тоже прописаны, убедительны, жизненны, и это все увеличивает объем правды…

Надо обязательно пересмотреть «Тугой узел», фильм по сценарию Тендрякова, пролежавший «на полке» до 1988 года…

В избранное