Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.11.10.15: про фильм Звездочки на Земле (Индия)


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 11.10.15: 1 фильм

+ссылки: арт

********
+Актуальное возвращение к прочитанному

Про книгу Светланы Алексиевич «Время секонд хэнд» («Культурный минимум, июль 2014)

«Звёздочки на Земле»
Taare Zameen Par
слоган    «Каждый ребёнок уникален»
режиссер: Аамир Кхан, Амол Гуптэ
сценарий: Амол Гуптэ
В главных ролях: Даршил Сафари, Аамир Кхан, Танай Чхеда, Сачет Енгинир, Тиска Чопра, Випин Шарма, Лалита Ладжми, Гириджа Оак, Рави Кханвилкар, Пратима Кулкарни
Индия, 2007

Аннотация: «Маленький мальчик 8 лет Ишан Авасти с рождения немного отличается от других детей. Ему дается с трудом то, что у других получается очень легко. Мир не понимает этого ребенка, как и его собственные родители. Когда Ишан в третий раз проваливает экзамены в школе, его отец в наказание отправляет мальчика в школу-интернат. Одиночество губит ребенка, он осуждает себя за расставание с родителями, но и их не может простить. Однажды в жизни Ишана появляется временный учитель рисования Рам Никум — единственный, кто понимает этого ребенка. Рам ставит перед собой цель изменить жизнь мальчика и отношение к нему.»

Устойчивый
ранее стереотип, выражающийся выражением «есть кино хорошее, плохое и индийское», сейчас ослаб. Значение индийского кино для российского зрителя уменьшилось, его (кино) самого почти не стало. По политическим причинам: на наш рынок пришло более культурно-адекватное западное кино, художественные запросы невзыскательного отечественного зрителя стали удовлетворяться сначала латиноамериканскими, а потом и западными телесериалами, позже подтянулись и окончательно застолбили участок российские «мыльных опер» мастера.
Но те, кто помнит советское время, в курсе, насколько индийское кино тогда было популярно, и хорошо помнят формат этого кино: мелодрама или боевик – обязательно простые, но яркие конфликты, море одномерных эмоций и рыдающий зритель; к тому же если мелодрама, то высокоголосые, до звона в ушах, мелодичные, ритмичные песни и массовые зажигательные пляски. Чего либо другого трудно было ждать. (Были ли внутри «индийского кино» какие-то серьезные работы, качественное авторское кино? Не знаю, не слышал.)

Сегодня про массовое индийское кино почти ничего не известно, и на уровне арт-хауса, авторского кино ничего интересного не проскакивало. Вроде бы массовый зритель проникся «Миллионером из трущоб», получившим «Оскара», но снятого, в т.ч., британским режиссером, однако что это изменило в восприятии?.. Иногда (например, по случаю фильмов, речь о которых пойдет ниже) прорываются разговоры о «второй волне» популярности, но это не больше, чем риторический прием «забегание впереди паровоза». Возможно, специалисты знают что-то другое, но единственные следы присутствия индийского кино у нас – это ролики из вырезанных нелепых сцен из индийских боевиков.

И исключения только подтверждают правило.
Больше 10 лет назад с приятно неожиданным удовольствием посмотрел «Свадьбу в сезон дождей» (Monsoon Wedding), совместное производство: Индия, США, Италия, Германия, Франция, 2001. Режиссер Мира Наир потом, на волне успеха «Свадьбы…» (фильм получил главный приз на Венецианском кинофестивале, что тогда казалось невероятным и, кстати, из-за чего я и решил посмотреть), стала и до сих пор снимает на Западе.
Фильм действительно неожиданный – эффект был в альтернативном ракурсе на казавшиеся безнадежно застрявшими в прошлом индийские нравы. Все оказалось не так, как до этого казалось. И вроде бы антураж такой же, что и в традиционном индийском кино, но сюжет вполне-вполне (хотя, если рассматривать с точки зрения шаблона «на праздник собираются родственники, и тут из шкафов полезли скелеты», то ничего особенного). К тому же отлично сыграли актеры, практически отсутствовали песнитанцы, а если и были, то уже в канонах западной поп-музыки.
Если пропустили, обязательно попробуйте.
(Интересно, кстати, как восприняли это кино на родине…)

И вот недавно, после прочтения одного из постов, связанного с воспитанием детей (проблема трудных детей), купился на совет посмотреть «Звездочки на Земле», где «блистает великолепный Аамир Кхан», который, как я понял, индийская супер-звезда. Ничего, естественно, про него слышал.
Стал искать и выяснилось, что фильм уже не такой свежий. Впрочем на просмотр это не повлияло. Разница в 8 лет никак не ощущалась. (Кстати, если фильм дублирован энтузиастами, раздается, значит, какая-никакая русскоязычная публика есть.)
Фильм, действительно, заслуживающий внимания – и разбивающий устоявшиеся представления об индийском кино.
Идет 3 часа. При том, что в последнее время кино я смотрю, в основном, с двух заходов – из-за скуки бросаю, а потом досматриваю, этот фильм просмотрел не отрываясь, к тому же заливаясь слезами в течение всего просмотра.
И вроде бы драматические ходы такие все «в лоб», но устоять невозможно... Есть, конечно, чему поучиться в плане того, как вызывать сопереживание.
Повлияло ли на отношение к фильму такая, знаете, кино-экзотичность, трудно сказать. Надо проверять – еще смотреть.

Фильм пронизан любовью к необычным детям, искренним пафосом сочувствия и желания помочь им. Авторы как бы призывают обратить внимание, пересмотреть свое отношение к воспитанию детей, какими бы они ни были… что залог исправления трудных ребят во внимании к ним, что присмотревшись, отказавшись от стереотипов в воспитании, можно увидеть точки взаимодействия, преодоления отчуждения, непонимания.
В общем, прогрессивное, при этом простое, понятное, и очень доброе кино.

Конечно, представить в реальности такого супер-педагога (которого, действительно, отлично играет Аамир Кхан) очень трудно, если вообще возможно. Но в то же время многое можно у него перенять. (Не знаю статуса Аамира Кхана у индийских зрителей, не имею представления о его месте на, так сказать, звездном небосводе Индии, но  отмечу, что, будучи звездой, обратил внимание массового зрителя на эту непростую социальную тему, сняв сильное кино.)
Конечно, есть вопрос, могут ли, как предлагают в фильме, вечно замотанные родители позволить себе уделять повышенное внимание детям и, забыв о всех делах, сосредоточиться на решении возникших проблем… не все же еще и могут понять, что они есть, проблемы, что происходит что-то, требующее особых усилий, а не «он назло нам это делает! Просто лентяй и эгоист»… а если еще учесть, что причина неправильного поведения была заложена много лет назад, долгое время не замечалась, в течение многих лет укреплялась... Не знаю, не знаю. Реальность – не кино. Красочным фестивалем проблему не решишь. Но и в то же время праздники явно не помешают…

В общем, советую. «Звездочки…», с одной стороны, типичное индийское кино (есть, да, и песни, и танцы, и солнце, и яркие краски); а с другой – иное. Для серьезного просмотра.
Особо обращу внимание на формальные приемы (вкрапления трогательной и оригинальной анимации), когда надо было показать детский мир фантазий.
ссылки
Про выставку «Современное искусство Китая», прошедшую в Петербурге в конце сентября

Концептуальный стрит-арт
«Белые фейки. И черные» (Петербург) в сентябре

«Белые фейки. И черные» (Петербург, Медвежьегорск, Петрозаводск) в августе


В избранное