К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги,
фильмы. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 11.05.14: 2 фильма (об одном)
+ссылки: ар
Отчаявшись найти новое интересное кино, решил пересмотреть «самурайскую трилогию» Едзи Ямада: «Сумрачный самурай» - смотрел уже в 4 или 5 раз; «Скрытый клинок», «Любовь и честь». И в очередной раз не ошибся. Получил огромное удовольствие. А потом решил поискать, что еще снял этот режиссер, – и вышел, к своему удивлению (почему-то думал, что он молодой), на его большую фильмографию.
«Токийская семья», 2013.
Сюжет: «Пожилая пара приезжает из деревни, находящейся в провинции, в Токио, чтобы навестить своих детей. Сначала они наведываются к старшему сыну, успешному врачу, ведущему частную практику; дочь владеет салоном красоты, и лишь непутёвый младший сын отнюдь не преуспевает, перебиваясь то одной работой, то другой. Постепенно выясняется, что родители — лишь обуза для чрезвычайно занятых детей, чья жизнь заполнена суетой большого
города... Ремейк классической ленты Ясудзиро Одзу «Токийская повесть» (1953).»
Фильм понравился. Трогательный (в финале даже прослезился), тонкий по передаче чувств. Убедительный (чего так не хватает в последнее время, когда в фильмах показывают какие-то виртуальные миры, в которых действуют как бы яркие, но не жизнеподобные персонажи). И при этом любопытный – хорошая возможность познакомиться с бытом современных жителей Японии.
Сам я, прочитав аннотацию,
готовился увидеть обличительную драму: типа, неблагодарные дети не чтят своих родителей, и только младший сынок, внешне инфантильный шалопай, еще хранит любовь, вроде того, что настоящий сын, вот возьмите его за образец. Это есть, да, но все потоньше и глубже, персонажи не одномерные. Фильм все-таки больше про разрыв поколений, про неизбежный конфликт, возникающий, когда снижается важность родственных связей, нет необходимости в общности по родственным линиям. Люди становятся все более самостоятельными,
способны выживать без поддержки родных, уже не надо пробиваться «родной» командой, чтобы достичь успеха или просто выжить. Но отсюда и отсутствие необходимости в контактах с родными, разные интересы, снижение силы чувств, ощущения близости, концентрированность, ограниченность на своих заботах, которые, в свою очередь, не понятны родным. Есть, о чем задуматься.
На волне интереса посмотрел и «Токийскую повесть» Ясудзиро Одзу, по мнению некоторых кино-экспертов, входящую в
100 лучших фильмов всех времен. По сюжету, почти то же самое, а идея конфликта поколений у Одзу еще более выделена, ощущается еще более драматично (правда, я смотрел-то после современной версии, и мое впечатление не совсем чистое, так сказать). Интересно, что за 50 лет суть конфликта, заложенного в сюжет, не изменилась. Есть, о чем задуматься – 2. «… повесть» смотрится тяжелее – она суше, я бы даже сказал, скучнее (тем более в сравнении с некоторой
мелодраматичностью у Ямада). И уж точно черно-белая пленка не добавляет яркости. Но тем, кто интересуется историей кино (сравнениями одного сюжета, снятого в разные времена), посоветую.
Теперь на очереди другие фильмы Едзи Ямада. Впечатлениями поделюсь.